ЕГЭ: епитимья? Голгофа? Эшафот?

Лариса Ракитянская

ЕГЭ: епитимья? Голгофа? Эшафот?
Заканчивается пора выпускных экзаменов. Прошли испытания в виде ЕГЭ по математике. 

А до этого все российское общество всколыхнули сообщения о самоубийстве 16-летнего московского школьника, затем - о том, что следственные органы Башкирии проводят проверку по факту самоубийства школьника. Стало известно и о смерти 18-летнего выпускника средней школы села Новая Покровка в Воронежской области. 

Причины этих трагедий одни люди были склонны напрямую связывать с экзаменами, другие (официальные лица, руководители школ, именитые психологи) - не спешили увязывать само-убийства школьников с провалом на ЕГЭ.

Так что же такое ЕГЭ для выпускников наших школ — епитимья, Голгофа или эшафот? Эти три слова несут в своем корне одно значение: мы понимаем душой, что речь идет о каком-то наказании, а не о проверке знаний...

Так ли уж страшен ЕГЭ, «как его малюют», может ли он и в самом деле привести человека к краю, за которым простой выбор — между жизнью и смертью?

На эти и другие вопросы журналист «Вечерки» искала ответ вместе с педагогом-психологом МОУ СОШ № 1 и руководителем методического объединения психологов города Ставрополя Людмилой Муратовой и выпускниками «архитектурного» класса этой школы.

Ищите плюсы даже в неудаче!

Для начала мы заговорили о психологическом состоянии родителей перед ЕГЭ. Людмила Григорьевна согласилась: действительно, порой родители страшатся этих испытаний больше, чем дети. И привела пример: задолго до наступления экзаменационной поры она проводила родительские собрания в выпускных классах и часто слышала мнение мам и пап о том, что для детей предстоящие испытания — самый важный жизненный этап. Такой настрой родителей — не самый правильный, считает Людмила Григорьевна. Потому что надо определиться, а что же самое страшное может произойти, если ребенок не сдаст ЕГЭ. Да ничего! Ведь это — просто результат. И даже в неполучении аттестата можно найти положительную сторону: на следующий год вашему ребенку надо будет готовиться к экзамену только по русскому языку или математике, а значит — этим предметам можно будет гораздо больше времени уделить.

Говорила Людмила Григорьевна и о профессиональной ориентации ребенка. Это — самая важная составляющая подготовки к экзамену. Вот почему в 1-й школе проводились кружковые занятия по программе Г. В. Резапкиной: дети в буквальном смысле «знакомились с собой», изучая собственную личность - склонности, темперамент, доминирование одного из полушарий коры головного мозга. Так можно определить, на какую специальность или профессию следует ориентироваться — идти в «физики» или в «лирики». Впрочем, в первой школе с самого начала обучения каждый ученик не уходит из поля зрения психолога: с первого класса здесь работают и по программе «Жизненные навыки». В ней «антисуицидальные» моменты очень хорошо прописаны, считает Людмила Григорьевна: после их прохождения ребята усваивают главное правило: даже неудача — не конец света, и она может помочь тебе закалиться, получить опыт, изменить характер. А главное — изменить отношение к себе: я смогу преодолеть трудности...

Психолог — не панацея, но...

В связи с самоубийствами школьников высказывались самые разные мнения. К примеру, уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов считает, что проблема не в самом ЕГЭ, а в недостаточной психологической подготовке подростков к экзамену. И поскольку во многих школах страны нет штатных психологов, Астахов даже высказал намерение обратиться в Минобрнауки с просьбой «сориентировать учителей, воспитателей и психологов на подготовку детей к сдаче экзаменов».

Как обстоят дела с «психологической службой» школ в нашем городе, спросила я свою собеседницу. Людмила Григорьевна посетовала: к сожалению, психологи в наших школах больше двух-трех лет не задерживаются — это факт. И все потому, что ответственность - огромная, а объем бумажной работы настолько велик, что порой не знаешь, что лучше — успеть заполнить те же паспорта здоровья или провести психологическую подготовку к тому же ЕГЭ — как для детей, так и для их родителей... Людмила Григорьевна даже привела пример: из-за «канцелярской» нагрузки она потеряла 100 реальных занятий с детьми! Нельзя подменять работу психолога только диагностикой, убеждена Муратова. Она считает, что и роль организатора на ЕГЭ, которую часто принимают на себя психологи, лучше было бы заменить тесным общением с учениками своих школ непосредственно в день экзамена.

Возьмем на ЕГЭ «зонтик» и «конфету смелости»!

ЕГЭ — это такая же данность, как погода за окном. Об этом не устает повторять ребятам Людмила Муратова. Если накрапывает дождик, мы берем с собой зонтик. Потому что дождь отменить не в силах...

А какой «зонтик» послужит тебе защитой на экзамене? Об этом я тоже спросила психолога. Людмила Григорьевна рассказала: всем надо помнить, как вести себя перед экзаменом. В первую очередь, правильно дышать: если сильно волнуешься, делай обычный вдох, а выдох — длиннее раза в три. А если наоборот — не можешь мобилизоваться, делай упор на вдох, чтобы мозг получил больше кислорода. А еще полезно прогуляться перед экзаменом, просто подышать воздухом, посмотреть на небо и зелень — эти краски успокаивают душу. И не забудь взять на экзамен «конфету смелости» - это может быть яблоко, жевательная резинка, обычный леденец — съедай все это и с каждым кусочком представляй, что сил и уверенности у тебя прибавляется...

От этого зависит твоя судьба...

После разговора с психологом мы вошли в 11-й класс, где проходила последняя консультация по математике перед сдачей ЕГЭ. Я спросила ребят: страшно? Ответов «нет!» было больше, чем «да!». Вика Озерова призналась: боюсь, потому, что от этого зависит судьба и дальнейшая жизнь. Я не согласилась и предложила ребятам доказать однокласснице, что она не права.

Каринэ Галстян заговорила об уверенности: ее дают знания. Они уже помогли девушке сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Егор Реснянский тоже особо не тревожился, у него был опыт ЕГЭ в 9-м классе, и он на него опирался. И вообще парень считает, что ЕГЭ — не настолько сложная вещь, хотя «нас и правда сильно пугают, в том числе и учителя, и родители». Впрочем, юноша уверен, что даже если ты не сдаешь экзамен, то в жизни можно устроиться и лучше. Он сам знает людей, которые в школе были троечниками, а потом стали успешными. Так что ЕГЭ — точно уж не причина ухода из жизни.

А вы согласны, что «лучше уж перебояться, чем «недобояться», спросила я. Ребята ответили: это — 50х50 — не всегда срабатывает.

Как вы относитесь к самоубийствам школьников из-за провала на ЕГЭ?

Эльдар Рагимов думает, что причина в семье: родители могут жесткие условия поставить, и «деваться некуда». Но у него не так. С Эльдаром согласилась и Каринэ: сейчас образование получить — это особенно престижно, но те, кто не может сдать ЕГЭ, не потеряются в будущем — смогут по-другому реализовать себя, считает девушка.

Кого из вас родители «прессингуют», спросила я. Никита Алексеев признался, бывает: «Но я им говорю, что у меня все будет нормально, и я постараюсь сдать. Я стараюсь их убедить, у меня это хорошо получается!».

А вообще прозвучало и такое мнение: деньги собирайте, готовьтесь, родители! Вы должны нам помогать!..

Готовьтесь к ЕГЭ ... и летом

ЕГЭ-2010 закончился. Но будущим ученикам 9 - 11-х классов снова предстоит готовиться к испытаниям. Людмила Григорьевна выдала родителям этих ребят самый главный совет: пока идет лето, позаботьтесь о своих чадах. Особенно если ваш ребенок постоянно наблюдается у невропатолога, пойдите к врачу, получите рекомендации, как подготовить его нервную систему к новому учебному году и к экзаменам. Сейчас есть немало методов — медицинских и профилактических, способных помочь вашему чаду. И помните: ЕГЭ — это только начало вашего длинного и прекрасного пути во взрослую жизнь...

Фото Юрия РУБИНСКОГО.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление