«Его искусство остается эстетической школой нравственности для любого поколения»

Ольга Метёлкина

Как сообщала «Вечерка» в декабре прошлого года, к 200-летию со дня рождения в музее-усадьбе художника-академиста В.И. Смирнова в Ставрополе была открыта выставка «И. С. Тургенев в культурном пространстве Ставрополья». Ее инициатором стал известный ставропольский тургеневед, доктор филологических наук, профессор Вячеслав Головко. Выставка наряду с событиями, происходившими в Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Спасском-Лутовинове, Париже и Буживале (Франция), Любеке и Баден-Бадене (Германия),Брюсселе (Бельгия) и многих других городах мира, была включена в Международный календарь мероприятий, посвященных 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева.

За время работы экспозиции на ее базе состоялся целый ряд тематических мероприятий, посвященных юбилею великого русского классика. Одно из них проходило в формате «круглого стола» с участием ставропольских писателей, литературоведов, сотрудников библиотек и музеев. По словам профессора В. Головко, встреча была задумана как живой диалог о творчестве великого писателя-классика, «романиста романистов», как называют на Западе Ивана Сергеевича Тургенева.

Тему разговора предложила заведующая музеем-усадьбой Светлана Сачук: чем нам близок Тургенев сегодня, как мы воспринимаем великого писателя и его произведения, почему он нам близок в XXI веке?

Петр Чекалов, Вячеслав Головко, Владимир Бутенко и Светлана Сачук.
Петр Чекалов, Вячеслав Головко, Владимир Бутенко и Светлана Сачук.

Как отметил профессор В.М. Головко, именно благодаря Тургеневу мир открыл для себя русскую литературу, узнал имена Пушкина, Достоевского, Гоголя, Толстого, Салтыкова-Щедрина и многих других писателей. Известнейшие современники оценили талант Ивана Сергеевича еще при его жизни. «Острый и тонкий наблюдатель», - так отзывался о нем Проспер Мериме. Ги де Мопассан писал о Тургеневе: «Гениальный романист, изъездивший весь свет». А Гюстав Флобер в письме признавался: «Давно уже вы являетесь для меня мэтром, меня изумляет ваш талант»…

С тех пор прошло почти полтора века, и теперь уже благодарные потомки поражаются современности мыслей и образов, выведенных в произведениях великим писателем.

- Даже думать о Тургеневе для меня – это большое счастье, - говорил на встрече в музее-усадьбе член Союза писателей РФ, редактор альманаха «Литературное Ставрополье» Владимир Бутенко. - Иван Сергеевич в прямом смысле повлиял на мою судьбу. Я мечтал стать историком или журналистом, а после того, как на меня колоссальное впечатление произвел Базаров, я решил стать врачом и стал им. Мы с родителями жили при начальной школе, и школьная библиотека была моей домашней библиотекой. И чаще других брал книги Тургенева. Потом, когда я серьезно стал заниматься литературой, приехал в поселок Целина работать врачом, я прочел полное собрание сочинений Тургенева. В каком-то смысле он сформировал меня как прозаика. Я впитывал каждое его слово, каждую фразу.

По мнению В. Бутенко, Тургенев современен, потому что все нравственные проблемы его времени знакомы и нам: «Казалось бы, какая большая дистанция между «Записками охотника» и нашей жизнью, а сколько перекличек»…

 Доктор филологических наук, сотрудник научного отдела краевой научной библиотеки имени М. Лермонтова Петр Чекалов поделился воспоминаниями о том, какое сильнейшее впечатление еще в школьные годы на него произвел роман «Отцы и дети»:

- Тому времени, когда мы формировались как граждане, как личности, больше всего соответствовал Базаров. Это было в 9 классе. Я запомнил деталь из романа «Отцы и дети», на которую очень многие даже не обратили внимания. Отец Базарова говорит о сыне Аркадию: «Ведь он за всё время у нас ни одной лишней копейки не взял». Это не то, что характеризует образ Базарова, не основной нерв личности… Но у меня в голове почему-то засела эта мысль. Я потом очень старался тоже не брать у родителей лишней копейки.

Гостья из Санкт-Петербурга, кандидат исторических наук, киновед, сотрудник музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Наталья Казурова отметила парадоксальное явление, связанное с особенностями восприятия классики через произведения современного искусства. В частности, она вспомнила фильм французского режиссера Робера Брессона «Вероятно, дьявол» о событиях 1968 года:

- Когда я его смотрела, то была поражена, насколько это созвучно идеям Тургенева в «Отцах и детях» и идеям нигилизма. Традиционно творчество Брессона принято трактовать через французских философов, через экзистенциализм. Но ты, будучи русским человеком, в первую очередь думаешь о произведении Тургенева. И получается, что популяризация писателя в среде молодежи идет не через школу, а через того же Брессона, который чрезвычайно популярен и является своего рода гуру для киноманов и современных режиссеров. Таким образом, через них мы возвращаемся к нашей классике и наталкиваемся на мысль, что надо перечитать те или иные произведения. Получается калейдоскоп имен, фамилий, которые перекликаются. Возникают интересные трансформации во времени, идея возвращается в новом продукте.

В ходе обсуждения темы участники разговора естественным образом пришли к выводу: многое из того, что поражает нас в произведениях И.С. Тургенева, основано на природе его философской мысли. 

- В историю мировой культуры он вошел именно как писатель-философ, - отметил профессор Вячеслав Головко. - В художественном мире Тургенева мы не найдем примирения противоречий на уровне примитивной гармонии. Это целостный мир, целый космос, в котором сосуществует разные направления и тенденции, которые вызывали всегда разное отношение к Тургеневу у критиков, литературоведов. Это определило особую трагическую доминанту его художественной философии.

То, что он заостряет внимание на вопросах нравственного выбора и чести, на проблемах свободы человека и пределов его свободы, гармонии и меры, на проблемах нравственного обеспечения прогресса - это все сегодня приковывает наше внимание к Тургеневу. Художественно-философские проблемы у него напрямую связаны с этическими. Нравственные аспекты у него всегда были на первом плане. Его искусство остается эстетической школой нравственности для любого поколения.

На заседании «круглого стола» речь также зашла о прототипах героев И.С. Тургенева. Этой теме также посвящен раздел выставки «И. С. Тургенев в культурном пространстве Ставрополья». Как отметил В.М. Головко, писатель ни одного произведения не написал «из головы». У его персонажей всегда были реальные прототипы, некоторых из которых ему «подсказывали» друзья. Как это было с Евдоксии Кукшиной в романе «Отцы и дети». Образ женщины-эмансипе И.С. Тургеневу предложила Мария Александровна Маркович, которая была известна читающей публике как писательница Марко Вовчок. К слову, она и сама стала прототипом героини романа «Отцы и дети» Анны Сергеевны Одинцовой. Мария Александровна некоторое время жила на Ставрополье - в селе Александровском и в губернском Ставрополе.

Экспозиция «И. С. Тургенев в культурном пространстве Ставрополья» была открыта в музее-усадьбе художника В.И. Смирнова в течение двух месяцев. На ней побывали преподаватели и студенты ставропольских вузов, школьники, почитатели творчества И.С. Тургенева и любители русской классической литературы. По завершению работы выставки представленная на ней уникальная коллекция изданий с автографами ведущих тургеневедов из собрания профессора В.М. Головко будет передана в Дом-музей И.С. Тургенева на Остоженке в Москве.

Читайте также: Загадочный альманах передан в фонды Ставропольского музея-заповедника

В Ставропольский государственный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, музей-усадьба Смирнова, 200-летие Тургенева, профессор Вячеслав Головко, культура

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»

Последние новости

Все новости