Его питают мотивы гор

Виталий Задорожный

Композитор Каплан Туко

Это было для него счастливое время. Он приезжал из Черкесска в Ставрополь и считался нашим земляком. Он приходил на краевое радио, в литературно-музыкальную редакцию, где я работал в те годы, чтобы записать и дать в эфир свои новые произведения. И снова он был нашим земляком потому, что тогда Карачаево-Черкесия была в составе Ставропольского края. Это все о нем – композиторе Каплане Туко.

Родился он в 1936 году в городе Краснодаре в семье рабочего, в том же году семья переезжает в Майкоп, где и проходит довоенное детство Каплана. 1942 год, оккупация, семья бежит от войны в родной аул Блечепсин, после войны переселяется в Кошехабль.

У Каплана рано проявились яркие музыкальные способности. Самостоятельно осваивал музыкальные инструменты, ну а когда в ауле появился кружок духовой музыки, то он был одним из самых активных его участников. Его инструментом стала тогда и на всю жизнь труба, с ней он не расставался долгие годы.

Окончив семилетку, Каплан поступает в Майкопский сельскохозяйственный техникум на ветеринарное отделение, но быстро понимает, что это не для него. Возвращается в Кошехабль, где работает руководителем самодеятельных коллективов – духового оркестра и хора в районном Доме культуры. Приходит пора, и его призывают в армию, и ни куда-нибудь, а в крепость Кронштадт, о чем он всегда вспоминает с гордостью. Да, не каждому выпадает на долю жить в Петровских казармах, маршировать по Якорной площади, ощущая дух старой России, дух Петра и Екатерины.

В армии Каплан продолжает оттачивать свое мастерство исполнителя, он проходил службу в музвзводе, играл в образцово-показательном духовом оркестре на трубе. Этот оркестр исполнял концертный репертуар, то есть русскую и зарубежную классику: увертюры, рапсодии, сюиты, фантазии. Служба промелькнула, как один день, и Каплан возвращается домой, где опять окунается в музыкальную жизнь района, он по-прежнему руководит художественной самодеятельностью в Доме культуры, и его коллективы известны далеко за пределами района. Но он понимает недостаточность своего образования, и в 1962 году поступает в Майкопское музыкальное училище.

Каплан жадно набрасывается на учебу, впитывает в себя знания. Ему жалко уходящего времени, он учится одновременно на двух отделениях – дирижерско-хоровом, духовых и ударных инструментов – труба. Мало того, он «перепрыгивает» через курс, сдав экзамены экстерном. Помимо этого, он находит время, чтобы вечерами работать – играть в эстрадном оркестре, в Доме культуры мебельного комбината «Дружба».

Каплан досрочно в 1965 году оканчивает училище по двум отделениям с отличием и возвращается в Кошехабль, где начинает работать в детской музыкальной школе директором, преподавателем теоретических дисциплин и духовых инструментов. Создает отделение духовых и ударных инструментов, набирает талантливых ребят, организовывает и возглавляет два школьных духовых оркестра – для средних и старших классов, инструментальный ансамбль, в репертуар которого входили популярные в то время мелодии. Руководимый Капланом Туко оркестр в течение многих лет был неизменным участником и лауреатом областных и краевых конкурсов духовых оркестров детских музыкальных школ. Кроме того, среди его учеников было много лауреатов краевых конкурсов: Валерий Овчаров – кларнет, Мурат Хупов, Казбек Хакунов – труба, Руслан Унароков, Аслан Каноков – валторна, Сергей Соколов – туба. А также лауреатами краевых конкурсов стали квартеты трубачей и кларнетистов.

Во время работы Туко директором, возглавляемая им школа считалась одной из лучших в Краснодарском крае. В этот период в школе создается ряд интересных коллективов, особо хочется отметить оркестр адыгейских гармошек, руководимый Евгением Ореховым. Состав оркестра был необычен, помимо гармошек в него входили группа тембровых баянов, аккордеоны, духовые гармоники, ударные инструменты – трещотки и доол. Казалось бы, перечисленных коллективов вполне достаточно для одной детской музыкальной школы, но это ещё не всё, чем обладала в то время Кошехабльская детская музыкальная школа. Здесь успешно функционировали три детских хора – младший, средний, старший, хор преподавателей, вокально-инструментальный ансамбль, вокальный ансамбль. Директор школы очень ревностно относился к подбору кадров. Он регулярно приезжал в Майкопское музыкальное училище, подбирал среди студентов способных музыкантов, заранее договаривался с ними о работе в Кошехабльской музыкальной школе. При этом тогдашние первые секретари райкома партии X.К. Паранук, X.Д. Тхагапсов, а также председатель райисполкома М.А. Кучмезов с пониманием относились к нуждам школы, предоставляли молодым специалистам жилье, оказывали помощь в проведении ремонтов и приобретении инструментов.

Своими титаническими усилиями Каплан Сагидович создал вокруг себя коллектив единомышленников, способных решать все поставленные перед ним задачи. При всем при том молодой директор продолжает свое образование, обучаясь в Краснодарском институте культуры (ныне Государственный университет культуры и искусств) по классам хорового дирижирования – доцент А. И. Попов и композиции – профессор Н. М. Хлопков.

В 1980 году Каплан Туко переезжает в город Черкесск, где назначается директором областного научно-методического центра народного творчества и культпросветработы. На этой должности он проработал четыре года, но в его душе всегда жил педагог, и, когда в Карачаево-Черкесии открывается школа для одарённых детей при школе-интернате, Каплан переходит во вновь созданную школу директором.

И здесь талант Туко как руководителя и педагога проявился во всем его блеске. Он ведет класс духовых и ударных инструментов вместе с коллегой и соратником Павлом Вардаевичем Битиевым – кларнет. Каплан создает духовой оркестр и ансамбль, которые принимали активное участие в культурной жизни Карачаево-Черкесии. В школе имелись классы струнно-смычковых инструментов, национальной гармошки и др. Многочисленные школьные музыкальные коллективы с успехом выступали на городских и зональных смотрах-конкурсах.

В Черкесске в 1988 году вышел в свет авторский сборник композитора из Карачаево-Черкесии Каплана Туко «Родные напевы». В него вошли оригинальные обработки народных мелодий для духового оркестра. В предисловии к сборнику заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарии, член Союза композиторов СССР Мухадин Балов писал: «Композиторской деятельности Каплана Туко присущ широкий жанровый диапазон. Его произведения отличаются простотой и ясностью фактуры, ярко выраженным мелосом. В исполнении духового оркестра по-новому, красочно звучат напевы старины. В них сохранен изначальный национальный колорит, и они, несомненно, представляют значительный интерес». Не здесь ли, в национальном колорите, в мелосе, берут начало истоки творчества композитора, не здесь ли его корни?

– Любовью к музыкальному творчеству, фольклору, всем, что имею, я прежде всего обязан своему отцу Сагиду Алиевичу и тете Кошамиде Хаджумаровне, – рассказывал Каплан Туко. – Отец обладал хорошим голосом, слухом. Делая что-то по дому, всегда вполголоса пел. Тетя великолепно играла на национальной гармонике. Детство мое прошло в ауле, очень богатом фольклорными традициями – это адыгейский аул Кошехабль. Там я слышал от отца очень много народных песен. Это, кстати, родина известного композитора Умара Тхабисимова, заслуженного деятеля искусств РСФСР. Это родина основателя адыгейской литературы Тембота Керашета, большого знатока фольклора. Отсюда вышли великолепные певцы, такие как Черим Анзароков, Вячеслав Анзароков, Ромазан Сиюхов.

Каплан Туко много лет собирает и обрабатывает музыкальный фольклор народов Карачаево-Черкесии. В обработке народных мелодий его отличает строгость подхода к первоисточнику. «Не в этом ли заключается мастерство художника, бережное отношение которого к музыкальным сокровищам народа позволяет не только его современникам, но и будущим поколениям во всей красе ощутить прозрачность родных сердцу мелодий?!» Этот риторический вопрос задает в своей рецензии на сборник Каплана Туко «Родные напевы» доцент Краснодарского государственного института культуры, лауреат Всесоюзного телевизионного конкурса, автор монографий об известных композиторах Илья Антонович Петрусенко.

Композитор Каплан Туко пишет в различных музыкальных жанрах. И все-таки самым любимым и, пожалуй, самым главным является музыка для духового оркестра. И снова для объяснения причин этого мы уходим в детство композитора, в историю его народа. В старину у горцев именно духовые инструменты пользовались большой любовью и популярностью. Люди старшего поколения, аксакалы наверняка и сейчас помнят звуки камыля и джамли, этих оригинальных народных инструментов, постоянных спутников в жизни пастухов-горцев.

– Почему у меня много произведений для духового оркестра? – задает себе вопрос композитор и сам же на него отвечает: – Это, я думаю, не случайно. Раньше, в старину, целый ансамбль из пяти-шести человек играл на свадьбе танцевальные мелодии. И игра на народных инструментах очень напоминала игру на духовых инструментах. Конечно, возможности современного духового оркестра намного шире, богаче, ярче. И я хотел продолжать, не искажая, народный колорит, вернуть народу музыку в том виде, в каком она звучала изначально. Я старался не уходить от первоисточника, просто давал ему разминку.

Хорошее знание возможностей духового оркестра позволяет Каплану Туко создавать произведения, отличающиеся жанровой широтой и тонким музыкальным вкусом. Сборник «Родные напевы», в котором представлены произведения, навеянные мелодиями горного края, Карачаево-Черкесии, является итогом многолетней работы композитора в жанре духовой музыки. А в пропаганде этой музыки немалая доля принадлежала в те, 80-е годы духовому оркестру Ставропольского военно-инженерного училища связи, которым руководил дирижер майор Стогний. В репертуаре оркестра было немало произведений из сборника Каплана Туко «Родные напевы», в том числе адыгейская народная песня «Мезгуаш», обработка адыгейского народного танца «Удж», «Адыгейский марш». В них, несомненно, ощущаются народные интонации, мотивы гор, которыми живет композитор и которые его питают.

Но родина звала в свои тёплые объятия, и в 1992 году Туко возвращается в Адыгею. Каплан Сагидович назначается директором Майкопского училища искусств. Время было и остается тяжелым для развития искусства и просвещения, но Туко не уронил высокой марки училища, созданной трудами его предшественников. В начале 90-х несколько упал престиж творческих профессий, который был традиционно высок в России. Достаточно вспомнить строку Евгения Евтушенко «Поэт в России – больше, чем поэт». Эта фраза могла родиться именно в России, в которой поэты, художники, композиторы, артисты и писатели всегда пользовались ни с чем не сравнимым авторитетом и любовью народа. К их словам прислушивались, им верили, недаром буквально все правители пытались иногда успешно, а иногда и не очень «приручить» самых популярных из людей искусства, сделать их «ручными». Достаточно вспомнить поэта Державина, нашедшего свое призвание в воспевании величия императоров.

В начале 90-х значительно уменьшилось число поступающих в музыкальные учебные заведения страны. И в этой ситуации было очень трудно уберечь училище от малоодаренных абитуриентов, но Туко поставил вопрос жестко, выразившись словами В. И. Ленина: «Лучше меньше, да лучше». И училище выстояло в эти нелёгкие годы, сохранило свой высокий профессиональный уровень. Студенты всех отделений, выступая на различных конкурсах, часто становились лауреатами и дипломантами, лишний раз подтверждая свои глубокие знания, полученные в училище. Большую помощь в работе учебного заведения оказывали кураторы из Ростовской государственной консерватории имени Сергея Васильевича Рахманинова: О. Б. Барсов, А.В. Сахаров, ректор, заслуженный артист России, профессор А. С. Данилов, проректор по научной работе, заведующий кафедрой истории музыки, доктор искусствоведения, профессор, музыковед А.М. Цукер.

Музыку Каплан начал писать еще до поступления в музыкальное училище, а шлифовал свое мастерство в Краснодарском институте культуры, под руководством профессора Николая Михайловича Хлопкова постигая тайны композиторского мастерства. Затем он достигает больших успехов в этом нелегком ремесле, особенно в сочинении оркестровых, камерных и вокально-хоровых произведений.

Каплана Туко всегда тянуло к творческому труду. Для него нет большего удовольствия, чем творить, создавать новые сочинения, доставать из архивов старые уже, казалось бы, признанные публикой сочинения и, находя в них одному ему видимые недостатки, снова редактировать их, после чего они блистают новыми нюансами, подобно картине, заново покрытой свежим лаком. Он никогда не прекращал напряженно, творчески трудиться, его творческая лаборатория не закрывается до поздней ночи, а иногда утро застает его за фортепиано в разгар работы. Помимо авторских произведений Капланом собрано и записано около шестисот песен народов Северного Кавказа.

К шестидесятилетию композитора, педагога и общественного деятеля в республиканском драматическом театре имени Пушкина прошел авторский концерт, на котором присутствовали коллеги Каплана Туко со всего Северного Кавказа. На концерте прозвучала симфоническая, вокально-хоровая, камерная музыка, а также музыка для духового и народного оркестров.

В 1996 году Туко единогласно был избран председателем Союза композиторов Республики Адыгея, затем переизбран в 1998 году на втором пленуме Союза композиторов Адыгеи. Педагогическая жилка Каплана Сагидовича проявилась и на его новом поприще, за время его работы Союз композиторов Адыгеи пополнился тремя композиторами и двумя музыковедами. Каплан беспокоится о том, что перетрется связующая разные поколения композиторов нить, поэтому его усилия направлены на выращивание нового поколения профессиональных композиторов и музыковедов сравнительно маленькой, но богатой на таланты республики.

композитор, Туко, Каплан

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление