Экономить тепло должны все

Тамара Осипова

Экономить тепло должны все

Один из острейших вопросов, волнующих сегодня горожан, это оплата коммунальных услуг. Получив «платежки», многие обращаются в ресурсоснабжающие организации за разъяснением. Многочисленные вопросы поступают и в «Вечерний Ставрополь». Например, почему плата за отопление в январе значительно превысила декабрьскую? И это при том, что первый месяц зимы был холоднее, чем последующий. Сегодня на этот и другие вопросы отвечает генеральный директор ОАО «Теплосеть» Вячеслав Киреев.

— Хочу сразу напомнить читателям «Вечерки», что тариф на тепловую энергию этой зимой не увеличивался, он остался на уровне сентября минувшего года -1462 рубля 85 копеек за одну Гкал.
Думаю, у жильцов многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, особых вопросов к нам нет. Они традиционно платят за отопление по нормативам, равными долями в течение двенадцати месяцев. Замечу, что таких домов в городе становится все меньше. Сегодня 43 процента горожан рассчитываются за отопление по прибору учета тепла, их количество за минувший год выросло на 10 процентов.
Теперь о домах, оборудованных приборами учета до 2012 года. Их жильцы платят за отопление только в отопительный период, и их платеж за январь был действительно выше, чем за декабрь.
— Разъясните, пожалуйста, почему.
— В таких домах размер платы за отопление рассчитывается исходя из объема тепла, учтенного прибором учета, и тарифа на тепловую энергию. Показания приборов учета снимаются с 20 числа предыдущего месяца по 20 число текущего. Такой порядок снятия показаний необходим для своевременного предоставления расчетных документов жильцам – к первому числу месяца, следующего за расчетным. Средняя температура наружного воздуха за декабрь 2012 года (с 20 ноября по 19 декабря - 30 дней) составила плюс 1,94 градуса, а за январь 2013 года (с 20 декабря по 19 января — 31 день) минус 2,32 градуса. В нынешнем январе не только температура наружного воздуха была ниже, но и период расчета на один день больше. Все это и сказалось на том, что январская плата за отопление превысила декабрьскую.
С ростом температуры наружного воздуха потребление тепла на отопление домов будет уменьшаться, уменьшатся и платежи. Замечу, что в апреле и октябре отопительный период — только полмесяца, а с мая по сентябрь плата взиматься не будет. Анализ показывает, что плата за отопление по приборному учету в большинстве случаев меньше, чем по нормативам в течение года.
— Мы коснулись домов, где общедомовые приборы учета тепла были поставлены, как вы подчеркнули, до 2012 года. Теперь поговорим о «после» этой даты.
— Что касается многоквартирных домов, в которых были установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии в 2012 году, то для них действительно произошло значительное увеличение платы за январь.
Дело в том, что с 1 января 2013 года жильцы этих домов будут платить за отопление не круглый год, а только в отопительный сезон. И такой порядок расчета сразу сказался на платеже.
Хочу сказать о преимуществах оплаты за отопление по приборному учету. Во-первых, жильцы наглядно видят, за что платят — по аналогии, скажем, с привычным электросчетчиком. Во-вторых, в летнем семейном бюджете высвобождаются денежные средства. В-третьих, у малообеспеченных граждан (многодетных семей, пенсионеров и т.п.) появляется реальная возможность оформить субсидии. Это в случае, если плата за коммунальные услуги превысила 15 процентов от совокупного дохода семьи. При этом те, кто имеет задолженность по оплате, могут заключить соглашение о ее поэтапном погашении. При выполнении соглашения субсидия предоставляется.
— В прошлые годы «Теплосеть» предоставляла рассрочку платежей за отопление, чем многие воспользовались. Эта практика в каком-либо виде сохранилась?
— Да, и сегодня наше предприятие готово заключить соглашение о рассрочке платежей первого квартала 2013 года, без начисления пени, разумеется. Чтобы заключить такое соглашение, нужно обратиться в ОАО «Ставропольский городской расчетный центр».
Кроме этого, несмотря на установленный в доме прибор учета, жильцы могут принять на общем собрании решение о том, чтобы сохранить старый порядок расчетов, то есть платить равномерно в течение года исходя из нормативов теплопотребления. А поскольку прибор учета потребленное тепло будет считать, в конце года жителям будет сделан перерасчет. Потребили по счетчику меньше – переплаченные средства будут учтены за следующий месяц. Если больше, то будет доначислено. О своем решении жители должны известить ОАО «Теплосеть» через свою управляющую компанию.

Экономить тепло должны все

— Но, наверное, лучше платить по факту, чем ждать «сюрпризов» с доначислением и обманываться в ожиданиях.
— В общем-то, ситуации бывают разные. К нам недавно обратилась жительница одного из домов с просьбой разобраться, почему платежи жильцов одного из двух совершенно одинаковых домов с приборами учета тепла за один и тот же месяц больше в два раза. Управляющая компания разбираться в причинах такой разницы не хочет. По всей вероятности, в доме, где платежи в два раза выше, не работает регулятор, хотя может быть и другая причина. Необходимо срочно разбираться, и разбираться специалистам.
Прибор учета тепла – это сложное и дорогостоящее оборудование. Оно требует постоянного внимания и обслуживания людьми, имеющими на то допуски. Если жильцы дома не начнут «тормошить» управляющую компанию, прибор так и будет работать некорректно, обрекая жителей на доначисления. Меры нужно принимать своевременно.
И еще пример. В администрацию города поступают жалобы на работу Управляющей компании №15. Люди жалуются не только на большие платежи за отопление, но и на то, что температура в квартирах 28 - 32 градуса, что вовсе им не нужно. Регулятор в доме не работает, значит, оборудование не обслуживается должным образом. Управляющая компания не пускает специалистов «Теплосети» в тепловые узлы домов. Что делать? Воздействовать на обслуживающую организацию могут только жильцы дома. И сделать это надо незамедлительно.
Имея прибор учета, но рассчитываясь по нормативам, жильцы целый год не будут знать, что происходит с отоплением в их доме. Платежи ведь одинаковые, волноваться не о чем. А в конце года их будет ждать тот самый сюрприз, о котором вы говорите.
— Поскольку еще далеко не все дома решились на установку приборов учета, давайте спрогнозируем, как будет идти дело дальше.
— Ответ у меня однозначный. Обязанность установки общедомового прибора учета определена Законом «Об энерго-
сбережении и повышении энергетической эффективности…» и не может быть отменена решением общего собрания собственников. Исключение составляют ветхие и аварийные дома, а также дома с тепловой нагрузкой менее 0,2 Гкал/час, в них установка общедомовых приборов учета тепловой энергии не обязательна.
По закону жители должны установить прибор учета на доме за свой счет. Наша роль как теплоснабжающей организации — непосредственно заниматься установкой приборов и давать жителям рассрочку по платежам. Мы готовы все это делать, предоставляя рассрочку на полтора года. В комитете городского хозяйства сейчас работают над такой программой, жители через свои управляющие организации могут туда обратиться.
— Вы считаете, что с установкой общедомовых приборов учета тепловой энергии проблема эффективного и экономного его потребления будет полностью решена?
— Обращусь к законодательству, которым четко установлена ответственность потребителя в лице управляющей организации за эффективное потребление тепловой энергии. Для этого необходима грамотная организация эксплуатации (техническое обслуживание, ремонт, наладка и регулирование) систем теплопотребления внутри дома, включая и приборы учета.
Мы, тепловики, не имеем возможности решить проблему установления комфортных условий в квартирах и экономного потребления тепла в доме. Особенно в теплые дни отопительного сезона.
— Сейчас, при длительной плюсовой зимней температуре, батареи в большинстве домов раскалены, люди просят, чтобы котельные сбросили температуру теплоносителя. Иначе мы просто отапливаем улицу.
— К сожалению, не все понимают, что снизить параметры теплоносителя на котельной можно только до предельно допустимой температуры. Той, которая необходима для подогрева воды на нужды горячего водоснабжения.
Но… Помимо центрального регулирования с котельной в домах должно производиться местное регулирование потребления тепла на отопление и горячее водоснабжение. При этом избыточное тепло будет возвращаться через сеть на котельную. Выполнять работы по экономии тепла в многоквартирном доме обязаны как управляющая организация, ТСЖ, так и сами жильцы в своих квартирах.
В многоквартирных домах, где установлены общедомовые приборы учета и электронные регуляторы расхода, которые обслуживаются и работают как положено, вопросы о «перетопах» не возникают. Регулятор в соответствии с наружной температурой самостоятельно перекрывает подачу теплоносителя в систему отопления.
Но и при отсутствии регуляторов можно эффективно регулировать потребление тепла в доме и квартирах. Для этого перед каждым отопительным прибором, иными словами батареей, нужно установить регулировочные краны. И тогда жилец сам сможет регулировать температуру в квартире, создавать для себя комфортный режим, не «выбрасывая» излишнее тепло в открытые окна и форточки.
Управляющая или обслуживающая дом организация должна временно прекращать подачу теплоносителя в систему отопления, особенно в теплое время суток, вручную.
Именно установленный на доме прибор учета заставит всех нас задуматься над рациональным потреблением тепла. Прибор учитывает все тепло, которое зашло в дом, в том числе и то, которое жители выбрасывают в открытые окна и двери. Отмечу и такое явление в домах, как дополнительно «наращенные» батареи, отопление застекленных лоджий, хотя системой отопления дома все это в проекте не предусмотрено.
Порой даже с одного подъезда дома поступают жалобы на «холод» и на «жару». Они ярко демонстрируют то, что в доме нет хозяина.
Если управляющая организация не способна экономить тепло, уменьшая этим платежи жителей, то нужно заставить ее заключить договор на обслуживание со специализированной организацией, знающей, как отрегулировать систему отопления. Если же система отопления «разрегулирована» самими жильцами, то необходимы поэтапные мероприятия, которые позволят привести систему в надлежащее состояние. Конечным итогом всех этих действий должно быть создание комфортных условий проживания, снижение потребления теплоэнергии и, как следствие, платы за нее.
Жильцы жилых домов, в которых приборы учета работают по 10 - 15 лет, уже прошли все эти этапы роста и сегодня имеют реальную экономию в 20 - 30 процентов от того потребления, которое имели при заселении дома. Поэтому рано или поздно, но жизнь заставит нас экономно расходовать тепловую энергию.
На вопросы, связанные с начислением платы за отопление, жителям ответят специалисты:
управляющей организации, ТСЖ (ЖСК), осуществляющие управление многоквартирным домом отдела энергосбыта ОАО «Теплосеть», тел. 77-73-43; ОАО «Ставропольский городской расчетный центр», тел.94-53-90.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов