«Экран и множество кресел, которые нужно заполнить...»

Ольга Метёлкина
Такой широкоэкранный стереофонический передвижной кинотеатр  в 60-е годы XX века привозил новинки кино в самые дальние села Ставропольского края  (снимок из фондов Архивного отдела администрации города Ставрополя).
Александр ПлотниковТакой широкоэкранный стереофонический передвижной кинотеатр в 60-е годы XX века привозил новинки кино в самые дальние села Ставропольского края (снимок из фондов Архивного отдела администрации города Ставрополя).

Казалось бы, нет ничего проще ответить на вопрос: любите ли вы кино? Было бы странно услышать  – нет. Но оказалось, если спросить, любите ли вы современное отечественное кино, то положительных и отрицательных ответов станет в лучшем случае пятьдесят на пятьдесят. А наш опрос в рубрике «Народная трибуна» касался современного российского кинематографа...

«Я не могу с уверенностью сказать: люблю или нет современное российское кино. Скорее нет, чем да, – написала в своём электронном послании Наталья Русина из Ставрополя. – Если фильм позиционируется как блокбастер и снял его известный режиссер, ну... Я не понимаю обычно такие фильмы. Актрисы – все на одно лицо. Герои, как правило, либо депрессивные, либо вообще их трудно понять. Ну не могу я принять «Сталинград». Потому что с первых же кадров огромнейший ляп: спасатель очень пожилой для того, чтобы работать на разборе завалов. Ему по фильму лет 70. Как правило, современные российские фильмы – либо длиннющий сериал на несколько лет. Либо сериал, но короткий. Раздражает отсутствие новых лиц: актрис вообще не запоминаю. Ну, разве что Ефросинья, здоровенная русская баба. Да и актеры играют одни и те же. Старым актерам дают подработать: роли второго плана или если уж первого – то совсем немногим.

Иногда в наших фильмах мелькают лица актеров из бывших республик. К примеру, есть такой: Фаридиншо Рахматуллоев. Он уникален! Огромная фильмография пестрит ролями каких­то бандитов, наркодельцов, в общем, плохих людей. Но, зная доброту и открытость артиста, хочется сказать, что его роли должны быть другими – цари, короли, обольстители, ученые... Но вовсе не те, кто несет людям зло. И если есть «национальный» актер, то, как правило, он других ролей не играет. Мне приходилось общаться с ингушом, которого периодически приглашают в Москву: опять не хватает бандитов. Нет разнообразия. Нет смысла... Нет Тарковского…»

Да, пожалуй, права Наталья, многого нет в нашем современном кино. Зато есть немало того, чего, по мнению, наших читателей, быть не должно.

Режиссер легендарного советского фильма «Отец солдата» народный артист СССР  Резо Чхеидзе на фестивале «Золотой Витязь» (из архива «ВС»).
Александр ПлотниковРежиссер легендарного советского фильма «Отец солдата» народный артист СССР Резо Чхеидзе на фестивале «Золотой Витязь» (из архива «ВС»).

«Смотреть невозможно бесконечные сериалы со стрельбой и насилием, – возмущался Василий Кондратьевич Суворов. – Как люди будут жить в мире друг с другом, если с экранов им показывают такие примеры: стреляют, режут, душат. Разве мало нам того, что в криминальных новостях рассказывают?! Раньше через кино и литературу пропагандировали дружбу между народами, взаимовыручку, героические поступки. Какие хорошие, добрые фильмы были: «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Чапаев» и ещё сколько».

Наш постоянный подписчик, 88­летний Михаил Гаврилович, признался: «Я у этого «ящика» провожу много времени. По всем программам крутят из пустого в порожнее одни и те же сюжеты, одни и те же лица в бесконечных сериалах, в которых процветает дух агрессии, непонимания старшего поколения. Как будто у нас больше нет хороших драматургов, а зрители – сплошь дураки. Я люблю советское кино, какой ни возьми фильм: «Тихий Дон», «Они сражались за Родину», «Павел Корчагин», «Волга­Волга» и многие­многие другие».

Солидарен с нашими читателями и Иван Алексеевич Семенихин, он знаком с ситуацией, как говорится, изнутри: более 30 лет работал в культуре, был заместителем министра культуры Ставропольского края. «О каком воспитании можно говорить, если на экранах показывают убийство за убийством. Кто сказал, что в стране не должно быть идеологии?! Кино всегда выполняло не только экономическую роль, но и идеологическую».

С большой теплотой и ностальгией вспоминает советское кино Борис Иванович Кравцев, который 22 года проработал в системе кинофикации края, вплоть до 1977 года он отвечал за сохранность фильмофонда на Ставрополье. Борис Иванович напомнил любопытную статистику. Оказывается, в советское время существовала квота на показ зарубежных фильмов – всего 10 %. Сегодня же, хотя и нет квоты, всё как раз наоборот. Достаточно взглянуть на афиши наших кинотеатров. Боюсь, что отечественные фильмы занимают там уже менее 5 %. А ведь, как показал форум «Золотой Витязь», проходивший в Ставрополе в июне этого года, в России снимают хорошие картины, нам есть что посмотреть, но такие ленты зачастую не попадают на большой экран, поскольку они заведомо «некассовые». Сегодня трудно поспорить с Альфредом Хичкоком, который ещё давным­давно сказал: «Кино состоит из экрана и множества кресел, которые нужно заполнить»...

«Я не очень люблю современные российские фильмы, – написала нам Мария Евченко, молодой специалист из Ставрополя. – Хотя среди них есть неплохие. Из тех, что посмотрела с удовольствием: «Питер FM», «Мы из будущего», «Ликвидация», «Адмирал», «Ночной дозор» и «Дневной дозор», «Сталинград». Сегодня очень много пустых комедий, которые посмотрели и тут же забыли, о чём они. Не хватает глубоких фильмов. Из современных актеров мне нравятся Фёдор Бондарчук, Лиза Боярская, Константин Хабенский. Но, по большому счёту, по­настоящему выдающихся артистов у нас сегодня, пожалуй, нет».

Любимая актриса миллионов зрителей,  народная артистка РСФСР Зинаида Кириенко  в Ставрополе (из архива «ВС»).
Александр ПлотниковЛюбимая актриса миллионов зрителей, народная артистка РСФСР Зинаида Кириенко в Ставрополе (из архива «ВС»).

Отмечая сегодня День российского кино, большинство зрителей с благодарностью и теплотой вспоминают создателей старых добрых советских фильмов от гениальных режиссёров: «Мимино», «Кин­дза­дза», «Осенний марафон» Георгия Данелии, «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Ирония судьбы…», «Небеса обетованные» Эльдара Рязанова, «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «12 стульев» Леонида Гайдая… Невозможно перечислить все замечательные фильмы и всех наших гениальных режиссеров! У каждого из нас есть свой список из любимых фильмов, которые можно пересматривать бесчисленное количество раз с любого эпизода.

Современная индустрия кино освоила множество способов заполнить кресла. Не случайно в последние годы снимают столько ремейков и, прошу прощения, сиквелов. Так появились. «Ирония судьбы. Продолжение», «Служебный роман. Наше время», «Джентльмены, удачи!», «Вий 3D», «Кавказская пленница!». Некоторые авторы даже не утруждают себя добавить в классическое название лишний знак препинания – скоро на экранах появятся «Весёлые ребята» образца 2014 года. Создатели этой картины не постеснялись назвать её «своевременной реинкарнацией классики комедии сталинской эпохи». На подходе «Человек­амфибия», «Экипаж» и, извините, «Василина Ивановна меняет профессию».

Как сказал в одном из интервью режиссер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров, такого количества ремейков известных фильмов за всю историю отечественного кинематографа еще не было: «Это, в принципе, периодически происходит во всем мире, но такое количество у нас – это, на мой взгляд, симптом скорее тревожный, чем радостный».

На моей памяти есть лишь один пример из отечественного кино, когда ремейк был оправдан на все сто процентов. Это фильм «Настя», который Г. Данелия снял в 1993 году, написав новый сценарий вместе с А. Володиным, создателем той, первой, ленты 1967 года «Происшествие, которого никто не заметил».

Были в редакцию звонки от читателей, которые имеют представление о современном российском кино лишь по сериалам и тем картинам, которые спустя пару­тройку лет после выхода на большой экран демонстрируются по телевидению. Они не ходят в кинотеатры, потому что не имеют возможности отдать за билет 250–400 рублей. «Мы за такие деньги лучше с дочкой вдвоём сходим в театр», – прокомментировала Анна Петровна Киселёва.

Пожалуй, и кинотеатры за последние 20–30 лет сильно изменились. С ностальгией вспоминаю сеансы в киноклубе, которые вёл наш известный киновед Геннадий Николаевич Хазанов. Помню слёзы моей подруги, когда мы отстояли очередь в кассу «Октября», но не купили билеты на «Андрея Рублёва» А. Тарковского. А какая атмосфера была в битком забитом маленьком зале «Дружбы», где из­за нехватки мест зрителям ставили скамейки. А еще помню, как уже в 1993 году впервые повела маленького сына в кино, и мы сидели вдвоём (!) в огромном зале «Салюта». В следующий раз пришлось купить четыре билета и позвать с собой каких­то мальчишек с улицы, потому что для двоих киномеханик отказывался «крутить» кино.

Другое дело, современный кинотеатр: большой экран, объёмный звук, 3D, комфортные мягкие кресла, справа «ведро» с попкорном, слева – стакан с кока­колой, хочешь поболтать по телефону – никто в твою сторону даже не повернётся. А зачем пришли? Ах да, кино смотреть! Боюсь показаться занудой, но всё­таки рискну вспомнить пресловутые советские времена и сказать, что культура кинопросмотров мало отличалась от культуры посещения театра: есть, пить, разговаривать во время сеанса – считалось дурным тоном. Должно быть, и репертуар играл свою роль. Ведь никому бы не пришло в голову что­то жевать под «А зори здесь тихие…» или «Белый Бим черное ухо». Что до меня, то я крайне редко стала ходить в кино. В основном из­за неподходящего репертуара, а ещё из­за удушающего запаха попкорна – как говорится, котлеты отдельно, мухи отдельно.

Вот такой непраздничный разговор у нас получился с читателями «Вечернего Ставрополя» накануне Дня российского кино. Должно быть, не всё плохо в этой отрасли. Попадаются ведь и хорошие качественные ленты. Мало, но есть же. И, надеемся, что ещё будут.

И всё же в этот день хочется поздравить всех ветеранов и работников кинофикации края, сотрудников больших кинотеатров и маленьких кинопередвижек. Спасибо вам за чудо, которым до сих пор для нас остаётся кино.

кино, день кино

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов