Электронное правительство стало реальностью

Станислав Маслаков

В Ставрополе подписано соглашение между правительством края и ОАО «Ростелеком» о подключении к системе межведомственного электронного взаимодействия (сокращённо – СМЭВ). О важности этого события и перспективах электронного правительства на Ставрополье поведали журналистам на последовавшей пресс-конференции.

Ставропольский край первым создал свою региональную систему и вошёл в федеральную СМЭВ. Соглашение об этом подписали министр финансов СК Владимир Шаповалов и вице-президент ОАО «Ростелеком» Александр Шипулин. Это событие – важный этап долгой и планомерной работы по созданию в стране системы электронного правительства. Результаты её должны быть по-настоящему революционными. И Ставрополье, обычно пребывающее в «середняках», здесь внезапно оказалось флагманом и первооткрывателем.

Разумеется, не одни мы занимаемся этим вопросом. После выхода Федерального закона № 210 «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг» каждый регион стал создавать систему электронного правительства в том или ином виде. Правда, представления о том, как она должна выглядеть, везде оказались свои.

В соседней Ростовской области, когда «Ростелеком» предложил сотрудничество, уверенно сказали: а у нас уже есть портал услуг. Правда, на деле это оказался просто сайт, где написано, какие справки нужно собрать и в какой кабинет обратиться. По сути, копеечный сайт, на котором «освоили» весьма солидные средства. Но суть-то электронного правительства в обратном. Пользователь должен из дома заказывать необходимые документы, будь то загранпаспорт, свидетельство собственности или что-то ещё. А дальше всё происходит в автоматическом режиме – без коридоров, очередей и «магарычей». В итоге человек приходит один раз – чтобы забрать готовый документ.

Другой аспект «электронного правительства» - это межведомственные контакты. Цель здесь – уйти от бумажного оборота, курьеров и архивов. Различные ведомства в регионах стали создавать такие системы. Проблема в том, что ни одна из них не взаимодействует с другой. Все созданы на разных платформах и разными производителями. Причём в подавляющем большинстве – зарубежными. В итоге мы имеем некое региональное ведомство в России, которое перешло на электронный документооборот, созданный и обслуживаемый, к примеру, в США.

Правительство Ставропольского края пошло другим путём. Как и федеральные власти, они выбрали в качестве партнёра «Ростелеком». Поэтому и краевую СМЭВ изначально создавали как элемент всероссийской. Пока что система предоставляет 7 услуг, которые напрямую не касаются рядовых граждан – к примеру, лицензирование образовательных учреждений. Но в скором будущем будет предложен список из 15 муниципальных услуг, которые можно будет получить не выходя из дома. К примеру, получить кадастровый паспорт или зарегистрировать ребёнка в загсе. Сам список окончательно не сформирован, и со временем он будет расширяться.

Конечная цель программы – свести к минимуму общение граждан с чиновниками. И тем самым изменить саму философию государственной и муниципальной службы. В первую очередь это удар по коррупции. У нас сложилась парадоксальная ситуация, когда, по сути, наёмный работник, получающий неплохую зарплату из наших налогов, мнит себя властителем и требует дополнительную мзду просто за то, чтобы качественно и в срок делать свою работу. Фактически издевается над гражданами за их же счёт. Полномасштабное введение электронного правительства изменит эту ситуацию радикально. Чиновник не будет контактировать с теми, кто обращается за услугами. Он будет обязан быстро и на должном уровне выполнить необходимые операции. В противном случае, даже если речь идёт о задержке на один день, он может быть оштрафован, а то и оказаться под судом. Но пока система только создаётся, радикальных перемен взаимодействия народа с властью не произошло. Но удобство, к примеру, получения загранпаспорта через портал http://www.gosuslugi.ru/ оценили уже многие.

Правда, создать эту систему, отладить и поддерживать её работоспособность – это лишь полдела. Не менее важно сделать её доступной для каждого гражданина. Несмотря на то, что рынок предоставления доступа к сети Интернет растёт семимильными шагами, ситуация здесь далека от идеала.

Традиционным лидером в этой сфере на юге страны была компания ЮТК, которой достались в наследство советские телекоммуникационные сети. Мобильные операторы и альтернативные провайдеры сильно потеснили её позиции на рынке телефонных разговоров и интернета.

Ситуация стала меняться несколько лет назад. После объединения в этом году ЮТК с «Ростелекомом» компания продолжила вести политику по улучшению качества и снижению стоимости услуг связи. Интернет-пользователи Ставрополя уже могли оценить первые результаты новой политики – когда смогли за те же деньги получить в три раза более быстрый сигнал. Только в прошлом году к многоквартирным домам компания проложила более 5 000 метров оптоволоконного кабеля. Но настоящая революция ждёт жителей отдалённых небольших населённых пунктов, доселе оторванных от благ информационной цивилизации.

Отработать эту технологию решили в Дагестане – регионе с недостаточно развитой инфраструктурой. Суть её - в прокладке оптоволоконных кабелей к населённым пунктам и установке в них базовых станций. Никаких медных проводов, столь любимых сборщиками цветных металлов (не говоря уже о дороговизне и больших сроках прокладки), теперь не будет. Зато доступ к достаточно быстрому (скорее всего, это будет 2 мегабита в секунду) и недорогому интернету появится у каждого жителя. После обкатки в Дагестане этот проект реализуют в малонаселённых районах нашего края.

Журналистов, присутствовавших на церемонии подписания, интересовала цена вопроса. Их заверили, что речь идёт о весьма скромных суммах. Подключение к федеральной системе дешевле и выгоднее, чем создание собственной с нуля. К тому же создание инфраструктуры финансируется главным образом ОАО «Ростелеком» - это часть их коммерческой деятельности. Только в прошлом году на это было потрачено 680 миллионов.

Всё это делается не только ради исполнения федерального закона и получения новых источников прибыли. Другой вопрос, который введение этой системы пусть частично, но решает, это миграция населения. Люди стремятся в большие города, потому что в провинции они отделены от благ современного информационного общества. Но если у них на местах создать всю необходимую инфраструктуру, сделать условия для жизни не хуже, чем в столицах, этот процесс можно если не обратить, то хотя бы замедлить. Разумеется, быстрого недорогого интернета и услуг, которые можно получить не выходя из дома, для этого недостаточно. Но это может стать первым, очень важным шагом к тому, чтобы каждый гражданин России, независимо от места проживания, получил те блага, без которых полноценная жизнь немыслима в XXI веке.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Политика»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов