Если деревья пилят, значит, нужно?

Елена Павлова
В последнее время модно стало говорить об экологии, защите окружающей среды. Создаются целые общества, где люди, в основном почтенного возраста, активно защищают экологию Ставрополя от посягательств различных лиц и организаций. Выходят на шумные, многолюдные митинги, пикетируют властные органы. Неужели ситуация так серьезна, что её не в силах исправить действующая власть? Неужто над Ставрополем нависла экологическая угроза, о которой мы даже не подозреваем? Ведь город наш из года в год упорно занимает лидирующие позиции «зеленых» рейтингов…

Рубить или не рубить? С этим отнюдь не риторическим вопросом сталкиваются многие. И готового ответа на него нет. Так нам в один голос заявили герои нашей статьи. Однако у многих горожан нет даже понимания – почему выпиливают зеленые насаждения. Это мы и решили разузнать у компетентных лиц.

«Ничто не вечно под луной» — фраза стара как мир. Стареют люди, ветшают дома, деревья – не исключение. Конечно, одни породы имеют больший срок жизни, другие старятся гораздо быстрее. Кроме того, деревья еще и болеют. Их населяют паразиты, поражают грибки и прочие болячки. Даже не будучи ботаником, можно на вид определить, что дерево больное. К чему могут привести болезни и старость деревьев? Кто следит за жизнью и здоровьем городской фауны? На эти вопросы отвечает Галина Селеменева – директор муниципального предприятия «Горзеленстрой».

— Болезнь дерева – сложный процесс, протекает он во взаимодействии с окружающей средой. Во время заболевания отмирают пораженные ткани, у дерева снижается жизнестойкость. В ослабленных деревьях поселяются вредители (короеды, стеклянница и др.). Болезни и возрастные изменения вызывают отмирание ветвей, суховершинность, деформацию ствола и гибель целых насаждений.

Одна из задач нашего предприятия — санитарная обработка зеленых насаждений. К сожалению, зеленый фонд города Ставрополя, особенно послевоенные посадки, катастрофически стареет, и все чаще приходится принимать радикальные меры – снос деревьев. Может, кому-то это покажется аморальным, но мы так не считаем. Наши специалисты тщательно взвешивают все «за» и «против», прежде чем принять решение. И если, подчеркиваю, основываясь на научном методе, мы приходим к решению, что оставлять зеленое насаждение нецелесообразно, а то и попросту небезопасно – приходится пилить. А если место отводится под строительство, то застройщик обязан выплатить солидную компенсацию, за счет которой мы приобретаем посадочный материал и сажаем деревья.

«В Ставрополе объявлено штормовое предупреждение.

На одной из дорог города сильный порыв ветра свалил один из старых тополей, рухнувший на автомобиль. Машина катилась еще около 200 метров, однако женщина, управлявшая автомобилем, уже была мертва. Сидевшую рядом 18-летнюю дочь погибшей женщины госпитализировали. На другом конце Ставрополя 60-летнюю женщину придавило упавшей веткой дерева».

Это новостные сводки печальных событий, не так давно произошедших в городе. Что же произошло на самом деле? Почему под деревьями стало небезопасно ходить? На вопрос отвечает начальник управления по делам ГО и ЧС администрации города Ставрополя Борис Скрипка:

— Живя в непосредственной близости от зон зеленых насаждений, человек тоже может пострадать от них. При наших ставропольских ветрах и недавно грянувших морозах риск обвала ветвей или целого ствола на прохожих или, не дай Бог, играющих под кронами детей, весьма велик. Недавно это подтвердили печальные факты. Тополя, которыми преимущественно озеленен Ставрополь, очень недолговечны. Древесина у них слабая изначально. А на морозе они становятся ломкими, как стекло.

Я бы хотел обратиться к нашим гражданам, чтобы они в такие дни не выходили на улицу. Мы видим, что старые деревья, которые растут здесь уже 40 – 50 лет, угрожают населению.

Как известно, леса – легкие планеты. Сколько мы слышим возмущений от гринписовцев – дескать, вырубают леса Амазонки, тайгу, канадские буреломы. А как же это в масштабах города? Ведь машины, пыль, солнце – а в тени размашистого дерева так приятно отдохнуть в летнюю жару… Так что же делать, если пилят прямо под окном? Это что – покушение на местный экологический баланс?

Давайте разбираться. Поможет нам в этом председатель президиума Ставропольской организации «Всероссийское общество охраны природы» Александр Зазулинский:

— Городу Ставрополю почти четверть тысячелетия. Однако бурный рост краевой центр испытал относительно недавно – пару-тройку десятилетий назад. Тогда, в семидесятые годы, город активно отвоевывал у степных просторов территорию. Все знают, что по нашей необъятной родине когда-то были высажены лесополосы. Они несут защиту почвам, сельхозрастениям, помогают регулировать экологию в районах земледелия.

При застройке новых кварталов, в частности, Юго-Западного микрорайона, многие лесополосы не вырубались, а составили часть теперь уже городской территории. Однако функции экологической защиты в поле и в городе кардинально разнятся. Тоненькие остатки (всего в несколько рядов) тополиной лесополосы не защищают нас от шума — слишком высоко расположены кроны. Пыль и выхлопные газы тоже проходят сквозь подобные насаждения, как нож сквозь масло. Экология в спальных микрорайонах достигается путем внутридворовых посадок – скверы, кустарники, парковые зоны. Возле дороги деревья – разве что для красоты. С другой стороны, когда мы даем разрешение на снос деревьев – сильно больных, или вовсе аварийных, выходят жильцы соседних домов и начинают митинговать. А куда вы смотрели раньше, люди?! Деревья гнилые – не сегодня завтра упадут, под ними форменная свалка, рассадник нечистот и прибежище бомжей. Как здесь можно гулять? Между мусорными кучами, вдыхая «аромат» гнили? Надо участвовать общественникам, но не криком, а делами, помогать «зеленым структурам города».

Можно по-разному к этому относиться – но факт: прогрессируя, человечество во многом изменило облик планеты, нарушило экологический баланс. Это своеобразная жертва научно-техническому прогрессу. Город, как венец прогрессивного поселения, с каждым годом все более отдаляется от матушки-природы. Под асфальт и плитку уходит почва. Громадные микрорайоны сравнивают с землей естественный ландшафт. Но это неизбежно – доля горожан в населении планеты неуклонно увеличивается. Многие хотят жить в насыщенном прелестями цивилизации крупном городе. При этом перед градостроителями возникает нелегкая задача – сделать соседство города и природы сбалансированным и эстетичным. Как с этим справляются ставропольские зодчие, поведает главный архитектор Ставрополя Петр Маркатун:

— В последние несколько лет город переживает бурное развитие градостроительства — как в количественном, так и в качественном отношении. Строительный бум продолжается. Когда-то безликие спальные районы приобретают новый статус. Их жители породили спрос на создание развитой торговой, культурной, социально-бытовой инфраструктур непосредственно в границах района. Получается эдакий город в городе. За прошедшие годы здесь построены новые торговые центры, медицинские предприятия, салоны красоты, кинотеатры и прочие объекты, которые позволяют нормально жить, не выезжая за границы своего района. Однако для постройки любого объекта необходима земля. А так как в Юго-Западном, Северо-Западном плотность застройки с советских времен очень велика, приходится изыскивать резервы. И чаще всего под новые здания (а большая их часть находится вдоль крупных улиц – Доваторцев, пр. Кулакова, Бруснева, Тухачевского, 50 лет ВЛКСМ) застройщики используют землю, на которой растут ветхие насаждения 40 — 50-летней давности. Например, возраст тополиной лесополосы, которая тянется вдоль 50 лет ВЛКСМ, более 50 лет. Для тополя – это критический срок. Взамен спиленных деревьев мы включаем в проекты свежие насаждения, которые гармонично вписываются в новый облик города, выполняя прежде всего эстетическую функцию.

Многие из нас живут по принципу: «человек – хозяин природы». Однако за вред ей, матушке, наказание может прийти не только «свыше», но и из вполне реального Уголовного кодекса. Незаконный спил или порча деревьев могут быть серьезно наказаны. Согласно статьям УК 260 — 261 — это так называемые «экологические преступления». Наказываются начиная от серьезных штрафов и кончая арестом. Как борются с покушающимися на экологию, нам расскажет прокурор Октябрьского района города Ставрополя Владимир Решетняк:

— Прокуратурой района только за последние несколько месяцев десятки раз проводились проверки по фактам экологических нарушений. Не считая традиционного новогоднего елочного вандализма. В основном это нарушения при подготовке участка к застройке. Есть хитрецы, которые хотят сэкономить на компенсациях по спилу деревьев. Платят за три, а рубят пятнадцать. Есть законные методы призвать таких «умников» к ответственности, вплоть до возбуждения уголовных дел. Так что такая якобы экономия им выходит боком. А вообще прокуратура очень пристально следит за соблюдением законодательства в сфере экологии. Нередки случаи, когда стройки по протестам прокуратуры отменялись либо заставляли строителей вносить кардинальные изменения в проект. А вообще, всем понятно, что строить надо – только закон должен неукоснительно соблюдаться.

Пообщавшись с массой специалистов, у меня сложилось впечатление, что забота о лесном массиве в руках профессионалов. Ничего просто так не вырубается – иначе уголовное дело и справедливое наказание. Да и застройщики стали более уважительно и бережно относиться к зеленым насаждениям – ведь без них вновь построенные здания выглядят не более чем каменными коробками. Но пугает другое — неистребимая привычка народа все валить на власть, даже если мусорку из лесополосы у тебя под окнами можно убрать за день, выйдя на субботник всем миром. Создан некий протестный комитет, в функции которого входит пикетирование и митингование по поводу и без него. Может, лучше не шуметь с транспарантами, а взять грабли, лопаты и пилы да привести в порядок то немногое, что можно еще сохранить? Ведь глупо добиваться от реки, чтобы она пошла вспять. Так же неумно запретить городу развиваться. Ведь всем здравомыслящим людям понятно, что Ставрополь вскоре будет неизбежно менять свой облик – расширять дороги, строить новые кварталы, озеленять скверы и парки. «Можно дуть на молоко, но дуть на бытие немножечко смешновато», — сказал когда-то Осип Мандельштам… Так что совместной работы у строителей и экологов впереди — непочатый край.

Светлана Чистякова.



Последние новости

Все новости

Объявление