Если друг оказался вдруг...

Василий Скакун

Взгляды Лао Цзы и Владимира Высоцкого в интепретации Василия Скакуна

Владимир Высоцкий
Владимир Высоцкий

Все люди старшего поколения непременно помнят времена своей (нашей) молодости, отличительной чертой которой была в том числе и тяга к творчеству Вл. Высоцкого. Нет, нам не забыть и фильм «Вертикаль», который в 1966 году снимал молодой режиссер С.Говорухин. И мы-то догадывались, как непросто этой картине было попасть в прокат, ведь везде, где появлялась фамилия Высоцкого, тут же выставлялся запрет цензурного шлагбаума. Но каким-то невероятным образом он, этот фильм, который без песен Владимира Семеновича, по словам самого режиссера, ничего бы не стоил, все-таки выскочил из цепких лап строго смотрящих цензоров, и вся страна тут же стала напевать понравившиеся ей песни, в том числе и эту, о друге.

Вл. Высоцкий в этой песне настоятельно рекомендует проверять на прочность людей горами, например (то есть трудностями), и безоговорочно выносит единственный, по его мнению, вердикт:

Если парень в горах - не ах...

Если сразу раскис и - вниз,

Шаг ступил на ледник и сник,

Оступился - и в крик,

Значит рядом с тобой чужой,

Ты его не брани - гони.

Вверх таких не берут и тут

Про таких не поют.

И так хочется иногда, как у Высоцкого, одним росчерком пера расставить все знаки препинания над жизнью каждого человека. Помните, то судьбоносное размещение запятой в известном афоризме, которая решала людские судьбы – «Казнить нельзя, помиловать» или «Казнить, нельзя помиловать». И каждому из нас в течение жизни приходилось не раз, взяв в руки эту тяжеленную запятую, долго думать, как не ошибиться в выборе места ее постановки. Речь, конечно, не шла о жизни и смерти, она касалась других, более обыденных дел: простить или не простить, обидеться и разорвать отношения или попытаться понять и принять, что и другие люди способны ошибаться, хлопнуть дверью в гневе или потихоньку ее прикрыть, понимая, что для нормализации отношений необходимо учитывать и временной фактор. А выбор вместо нас сделать никто не может.

И как часто по истечении времени приходилось сожалеть о тех ситуациях, в которых побеждали эгоизм и гордыня, побеждали не только здравый смысл, но и разумность. И оставалось потом только сожалеть о вынутой из ножен сабли (это когда все наотмашь, без разбора) и пытаться кусать локти от злости на себя, да не дотянуться.

Но если мы обратимся за советом к другим людям мудрейшего сословия, то увидим, что существуют прямо противоположные Высоцкому высказывания относительно тех людей, которые слабее нас.

Лао Цзы – китайский философ IV века до н. э. Его 81 джан (стихи) по изданию на иностранные языки уступает лишь Библии. В своем 62-м стихе он пишет:

Если человек кажется слабым,

         Не гоните его прочь,

Пробудите его своими речами,

Поднимите его своими делами,

Залечите его раны своей добротой.

       Не гоните его прочь,

       Прогоните его слабость.

Главной особенностью творчества Лао Цзы является то, что он предлагает читателям задумываться, а иногда и глубоко поразмыслить, особенно над иронией и парадоксом, с которыми философ заставляет нас посмотреть на жизнь. Если вы считаете, что применение силы является достойным ответом, то Лао Цзы призывает вас увидеть ценность в смирении. В ситуациях, когда действия кажутся необходимыми, он просит вас подумать о бездействии. Если вам кажется, что цепкая хватка поможет вам овладеть тем, чего вы хотите или в чем нуждаетесь, он советует освободиться от этого и быть терпеливым.

Быть может, разница в понимании единой сути заключалась еще и в том, что Вл. Высоцкий писал «Песню о друге», когда ему было 29 лет, а Лао Цзы сочинял свои джаны, прожив в два с половиной раза больше своего будущего оппонента.

И потому Лао Цзы советует: там, где вы видите нечто плохое, перемените свою точку зрения, чтобы постараться увидеть чистую любовь и доброту, которые ошибочно направляются на поиск священного места в материальном мире, и, не находя его там, начинают проявлять нервозность. Эта энергия поиска обладает мощной силой, но отдаляет нас от Источника (ибо ищем не там, где надо) вместо того, чтобы возвращать нас к нему. Когда нам удастся изменить свое мнение о так называемой греховности, постарайтесь побудить и других людей увидеть это различие. Благодаря своему новому представлению обо всем этом, научившись, вы будете довольно легко рассуждать о различиях между радостями материального мира и восторженностью духовного пробуждения.

Последуйте совету Лао Цзы о том, как мы должны вести себя с теми, кто кажется нам безнравственным и грешным – это пути людей, еще не нашедших для себя истинной тропинки к внутреннему миру, а внешний мир по этой причине полон несовершенства, злобы и агрессии. Все они так же, как и мы, являются Божественными созданиями, и вся проблема этих людей в том, что они позволили управлять их жизнями бездушному уму. Как же нам воспринимать их? Мысленно вычеркните из своей памяти их несовершенство, в чем бы оно ни выражалось, и позвольте этим людям существовать отдельно от их отрицательных поступков.

Мысленно простите им их ошибки и, сделав усилие, заключите этих младенцев духовной жизни в свои объятия. Лао Цзы убеждает нас, чтобы мы и с собой обращались в той же манере – прогоняли от себя все то, что нам не нравится в нашем поведении, позволили своей боли быть прочувственной и простить себя. Как только вы это совершите, попытайтесь мысленно обнять себя и обратите внимание на то излучающее свет существо, которым являетесь вы в своем представлении. Старайтесь в своих поступках распространять доброту как на других людей, так и на самого себя.

Это то, как нам следует постигать мудрость, изложенную в этом стихе великого мыслителя. И 62-я глава заканчивается следующими строками:

Почему все так любят Дао сначала?

Не потому ли, что ты находишь то, что ищешь.

И прощен, когда грешен?

Именно поэтому это величайшее сокровище вселенной

(Дао – божественная энергия любви.)

Но было бы в высшей степени несправедливо, если бы мы не попытались найти у Вл. Высоцкого аналогичного, доброжелательного отношения к тем, которые послабее его:

Дорога, а в дороге - МАЗ,

Который по уши увяз,

В кабине тьма, напарник третий час молчит,

Хоть бы кричал, аж зло берет -

Назад пятьсот, пятьсот вперед,

А он - зубами «Танец с саблями» стучит!.

. . .

Он был мне больше чем родня,

Он ел с ладони у меня,

А тут глядит в глаза - и холодно спине.

А что ему - кругом пятьсот,

И кто там после разберет,

Что он забыл, кто я ему и кто он мне.

 

И он ушел куда-то вбок.

Я отпустил, а сам прилег,

Мне снился сон про наш «веселый» оборот:

Что будто вновь - кругом пятьсот,

Ищу я выход из ворот,

Но нет его, есть только вход - и то не тот.

 

Конец простой: пришел тягач,

И там был трос, и там был врач,

И МАЗ попал, куда положено ему, -

И он пришел - трясется весь...

А там - опять далекий рейс,

Я зла не помню - я опять его возьму.

(Использованы материалы У.Дайера)

грани бытия

Другие статьи в рубрике «Колонки»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление