«Если я кому-то нужен, пусть приезжают сюда…»

Ольга Метёлкина

16 января заслуженному художнику России, известному пейзажисту Павлу Моисеевичу Гречишкину исполнилось бы 95 лет

Скульптурный портрет художника Павла Моисеевича Гречишкина (автор – Георгий Мясников).
Александр ГололобовСкульптурный портрет художника Павла Моисеевича Гречишкина (автор – Георгий Мясников).

Уже почти восемь лет мастера нет с нами, но люди, влюбленные в его творчество, до сих пор ощущают его присутствие в своей жизни. И даже человеку несведущему, приезжему достаточно прийти в галерею его пейзажей на улице Морозова и, оказавшись среди завораживающих пейзажей, узнать о художнике куда больше, чем из энциклопедий и справочников.

 О жизни и творчестве Павла Моисеевича Гречишкина написано очень много. О том, что он вырос в простой крестьянской семье – его малая родина село Татарка. О том, что он юности был учеником известного ставропольского художника Василия Григорьевича Кленова. И о боевом пути П.М. Гречишкина в годы Великой Отечественной войны довольно много сказано. Что и на войне он не оставлял любимого занятия, свидетельство тому – карандашные портреты сослуживцев.

Настоящий самородок и великий труженик, Павел Моисеевич нашел своё призвание в живописи. Продолжатель лучших традиций русского реалистического пейзажа, художник со своим индивидуальным стилем, узнаваемым почерком, он вдохновенно писал степные просторы родного Ставрополья, горы Северного Кавказа, неповторимую природу Русского Севера, российской Средней полосы и заповедные уголки озера Байкал, пейзажи Индии, Непала, Франции, Италии, Греции, Японии, Цейлона, Мексики, Египта, Турции…

Без малого тридцать лет назад Павел Моисеевич сделал Ставрополю подарок, значимость и ценность которого до сих пор трудно осознать. В 1987 году тогдашний директор Ставропольского краеведческого музея Вениамин Вениаминович Госданкер высказал идею, а художник с удовольствием подхватил ее, и тогда 167 живописных полотен, положивших начало галерее пейзажей П.М. Гречишкина, были подарены городу. Уникальный случай! Сегодня галерея, которая является филиалом Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, живёт, развивается и остается культурным центром, пропагандирующим творческое наследие уникального мастера-пейзажиста.

Искренность и щедрость большого мастера

Накануне юбилея мы встретились с заведующей картинной галереей пейзажей П.М. Гречишкина искусствоведом Таисией Авдеевой. Вместе с Павлом Моисеевичем она стояла у истоков галереи, много лет создавала и поддерживала неповторимую атмосферу, которая уже 30 лет привлекает сюда ценителей живописи.

Фонды галереи насчитывают 490 живописных и 50 графических работ П.М. Гречишкина. Таисия Авдеева с гордостью говорит о том, что здесь представлены только подлинники. Некоторые из своих же полотен Павел Моисеевич выкупал из частных собраний, чтобы пополнить коллекцию. Я поинтересовалась у Таисии Дмитриевны, как она, хорошо знавшая художника, может объяснить непонятные многим альтруизм и удивительную щедрость мастера.

– Павел Моисеевич был во всех отношениях человеком искренним, – рассказала Таисия Авдеева. – Желание что-то оставить своей малой родине, местам, где он прожил и которым он не изменял никогда, было тоже искренним. Цельный был человек. Он относился к той категории людей, которые знают, чего они хотят в жизни. И как художник оставил после себя заметный след. 30 лет его работы привлекают к себе зрителя – это тоже о чем-то говорит.

Таисия Дмитриевна рассказала о том, что в «нулевые» годы много раз была возможность организовать персональную выставку Павла Моисеевича в престижных российских выставочных центрах, поступало множество приглашений из Москвы и Санкт-Петербурга: «Я прибегала с этими письмами к Павлу Моисеевичу: «Всё, поехали!». Он спокойно на меня смотрел и говорил: «Таисия, никуда мы с тобой не поедем. Если я кому-то нужен, пусть приезжают сюда». У него всегда была позиция неразрывности коллекции, он считал, если вы хотите иметь представление о художнике и если он вам интересен и что–то для вас значит, то приезжайте к нему. Он был большим мастером и не разменивался на мелочи».

Таисия Авдеева и Георгий Мясников в выставочном зале галереи пейзажей Павла Гречишкина
Александр ГололобовТаисия Авдеева и Георгий Мясников в выставочном зале галереи пейзажей Павла Гречишкина

Все, кто знал Павла Моисеевича, вспоминают о том, как он безвозмездно помогал другим художникам. Когда в 90-е годы он решился на первое путешествие на Байкал, потребовались значительные средства. Обратившись за помощью к появившимся тогда «новым русским», он не нашел понимания, внезапно разбогатевшие личности не желали помогать. Павлу Моисеевичу пришлось продавать свои картины, чтобы на вырученные деньги для группы художников организовать пленэр, проживание и даже аренду катера. При этом его аскетичность вызывала у многих недоумение.

В Ставрополе в проезде Сухумском в его небольшом домике было всего две комнаты.

– Там, где он отдыхал, помещались кровать с металлической сеткой и небольшая тумбочка, – рассказывает Таисия Дмитриевна Авдеева. – В другой комнате – такие же «хоромы» супруги Валентины Николаевны. Главным местом была его знаменитая мастерская в десяти шагах от дома. В нем присутствовал здоровый аскетизм. При этом он никогда не жалел денег на галерею.

Художника вдохновлял Моцарт

Душа мастера живет в самой атмосфере галереи. Здесь почти никогда не бывает пресловутой музейной тишины.

– В нашей галерее музыка всегда была вместе с работами, потому что у Павла Моисеевича, в его мастерской, она никогда не замолкала, – рассказывает Таисия Дмитриевна. – Мы знаем, что он был прекрасным ценителем музыки. Тонко чувствовал подлинное искусство. Музыку, которую посетители слышат в галерее, специально подбирал Павел Моисеевич. Он очень любил Моцарта. В последние годы жизни Павел Моисеевич открыл для себя Омский русский народный хор. Не случайно дополнительным направлением для галереи стали субботние и воскресные музыкальные вечера. Залы всегда заполнены, иногда и переполнены.

Говорят, кому-то это не нравится, якобы галерея должна пропагандировать только изобразительное искусство, а не превращаться в культурный центр. Аргументация довольно спорная. У галереи П.М. Гречишкина за 30 лет, совсем как у человека, сформировался свой характер, своё творческое лицо. Без малого пять лет назад получила реализацию идея открытого фестиваля пленэрной живописи на Ставрополье «Гречишкинская весна». К художникам творческого объединения «Колесо», стоявшим у его истоков, со временем присоединились живописцы из республик Северного Кавказа, а в прошлом году подключились и крымчане. Последователи творчества П.М. Гречишкина, они выезжали в горы Карачаево-Черкесии, в ставропольские степи, в места, где работал Павел Моисеевич. Результаты пленэров зрители могли увидеть в Татарке и Ставрополе, выставленные этюды ещё пахли краской.

Галерее стало тесно

Жизнь не стоит на месте, меняется и галерея. Ей уже не хватает места для реализации задуманного еще при жизни П.М. Гречишкина. Он передал свою большую библиотеку, с которой из-за недостатка площадей нет возможности работать исследователям.

– Необходимо здание побольше и покомфортнее, которое отвечало бы требованиям работы галереи, – говорит Таисия Дмитриевна Авдеева. – Мы не можем принимать одновременно больше 50 человек. Когда идет открытие выставки, особенно детских рисунков, собирается около 150 человек, у нас «раздуваются стены». Никому не удобно, к картинам не подойти. Речь идёт о комплексе. Наступил такой момент, когда галерея Гречишкина себя утвердила и дает творческий импульс. Надо думать о том, что это должно быть и туристическое место, отвечающее современным требованиям. Необходимо помещение, в котором мы могли бы разместить фонды – сегодня огромнейший этюдный материал Павла Моисеевича вынужден находиться в запаснике. Давно мечтаем о хорошей музыкальной гостиной, о хорошем инструменте. Нам нужны классы для того, чтобы приходили и занимались живописцы. В связи с фестивалем «Гречишкинская весна» необходим свой дворик, где мы могли бы давать ему старт.

* * *

Накануне 95-й годовщины со дня рождения Павла Моисеевича Гречишкина в галерее его пейзажей встретились музейные работники, художники, поклонники творчества мастера. Вечер, посвященный юбилею, проходил в неформальной атмосфере среди работ мастера. А неким итогом встречи почитателей Павла Моисеевича стал макет скульптурного изображения художника, к созданию которого мог приобщиться каждый желающий под чутким руководством скульптора Георгия Мясникова. 

Гречишкин, юбилей

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление