Есть ещё МиГ...

Ольга Метёлкина

Есть ещё МиГ...

Более сорока лет на перекрёстке улиц Ленина и Ломоносова на постаменте возвышается военный истребитель МиГ-17. Надпись на мемориальной доске предельно лаконична: «Советским лётчикам — людям самой гордой и мужественной профессии». Самолёт, установленный здесь незадолго до формирования Ставропольского высшего военного авиационного училища лётчиков и штурманов ПВО, стал неотъемлемой частью архитектурного облика нашего города... 

И вдруг как гром среди ясного неба — информация о том, что в скором времени истребитель будет демонтирован. Масштабная реконструкция, развернувшаяся на территории бывшего лётного училища, уже затронула исторические памятники (материал об этом «Операция без наркоза» опубликован в «Вечернем Ставрополе» 16 апреля этого года). А теперь и самолёт... Никаких официальных комментариев по этому поводу от представителей Минобороны получить не удалось. Однако в частной беседе нам подтвердили, что решение о демонтаже уже есть. Главный аргумент — плохое техническое состояние памятника. Сразу же на память пришла история с доваторской стелой, которую снесли под тем же предлогом. 

Самолёт МиГ-17 в 50-х годах был основой советской истребительной авиации и считается одним из самых распространённых истребителей в мире. Разработанный в ОКБ-155 А.И. Микояна, он стал результатом совершенствования МиГ-15, который считался весьма удачной моделью и выпускался в больших количествах. Возможно, это был последний самолёт, разработкой которого руководил лично М.И. Гуревич.
Крупномасштабное серийное производство МиГ-17 началось 1 сентября 1951 года. Впервые этот истребитель был показан на воздушном параде в Тушино 20 июня 1953 года. Он был принят на вооружение не только в СССР, но и военно-воздушными силами более 30 стран Европы, Ближнего Востока, Африки и Азии.
Специалисты высоко ценили МиГ-17, поскольку в эксплуатации он проявил себя как очень надёжная и простая в техническом обслуживании машина. Надёжность его двигателя была исключительной, он выдерживал попадание птиц и посторонних предметов.
Серийное производство продолжалось до 1958 года. Всего на пяти заводах СССР изготовлено более 8000 самолётов МиГ-17 всех модификаций. В некоторых странах третьего мира этот истребитель остаётся на вооружении и сейчас.

О том, как МиГ оказался на постаменте в Ставрополе, нам рассказал подполковник в отставке Иван Петрович Пузиков. С этим самолётом он «знаком» с 1961 года. В то время Иван Петрович служил авиационным техником в Саратове, где базировался учебный авиационный полк Армавирского высшего авиационного училища лётчиков. На «нашем» МиГе летал штурман полка подполковник Владимир Иванович Шевелёв. 

В 65-м году Ивана Петровича перевели в Ставрополь, в филиал Армавирского авиаучилища, а его самолёт отправили в Армавир. Когда в 1968 году возникла идея установить возле училища памятник, начальник филиала Герой Советского Союза полковник Аркадий Михайлович Селютин дал задание найти подходящий самолёт. И тогда Иван Петрович предложил «свой» МиГ. 

Из Армавира в Ставрополь истребитель доставили в собранном состоянии, на грузовике. Прежде чем установить на постаменте, пришлось снять с него всё «лишнее» - двигатели и другие массивные агрегаты. Вскоре налетавший 728 часов МиГ-17 стал памятником. У сформированного в 1969 году Ставропольского высшего военного авиационного училища лётчиков и штурманов ПВО, первым начальником которого был легендарный лётчик генерал-майор авиации, почётный гражданин Ставрополя Николай Герасимович Голодников, появился свой гордый символ. 

Памятник бесконечно дорог выпускникам училища разных лет, среди которых много выдающихся военных специалистов, боевых лётчиков и штурманов, есть даже космонавты. Кстати, лётчик-космонавт Герой России Александр Александрович Скворцов, окончивший СВВАУЛШ в 1987 году, отправляясь в апреле прошлого года на МКС, взял с собой фотографию родного училища — красивый зимний пейзаж с самолётом на углу улиц Ленина 

и Ломоносова. Снимок этот сделал бывший преподаватель СВВАУЛШ подполковник в отставке Валерий Наумович Сорокопуд. «Устремленный в небо, как будто взявший разбег для взлёта, он был свидетелем старта более 20 тысяч защитников воздушных рубежей нашей Родины, - говорит Валерий Наумович. - Дорог он и тысячам ставропольчанок, уехавшим вместе с мужьями в отдалённые гарнизоны. У самолёта им назначали первое свидание, сюда приезжали с цветами в день свадьбы. Да и сейчас на постаменте можно часто увидеть живые цветы». 

Да что тут говорить - изображение этого МиГ-17 есть у каждого выпускника в  курсантском альбоме. Для них он как Эйфелева башня для французов или статуя Свободы для американцев. Возле самолёта много лет подряд происходят традиционные встречи. Если вы хотите знать, что думают выпускники училища по поводу возможного демонтажа МиГ-17, зайдите на неофициальный сайт СВВАУЛШ

Есть ещё МиГ...

Памятник дорог не только военным. Почетный гражданин Ставрополя, заслуженный мастер спорта СССР Василий Александрович Скакун один год срочной службы отслужил в радиотехническом училище, на базе которого позже был сформирован филиал Армавирского авиаучилища, а затем — СВВАУЛШ, говорит: «Моё мнение — самолёт надо оставить. Сейчас мы, может быть, и не понимаем, что это раритет. Это же памятник нашим лётчикам. Из училища вышли герои, космонавты». 

Совет ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов Ленинского района ещё в прошлом году предложил на протяжении всего квартала от самолёта до улицы Мира создать Аллею доблести ставропольских лётчиков и космонавтов. Как говорит председатель Совета Пётр Иванович Куролесов, в районной администрации идею поддержали. А тут вдруг появилась мрачная перспектива лишиться авиационного памятника!

Как мы выяснили путём простого опроса на улице, горожане не хотят расставаться с самолётом. Большинство прохожих высказали мнение, что истребитель на постаменте стал частью истории Ставрополя, патриотическим символом, замечательно вписался в городской пейзаж, служит выразительным ориентиром, возле него по-прежнему назначают свидания. 

Никто не спорит, что самолёт надо отремонтировать. В бытность СВВАУЛШ за его техническим состоянием следили специалисты, ежегодно приводили в порядок, красили. Иван Петрович Пузиков считает, что при желании МиГ-17 можно и нужно сохранить. А если будут проблемы с запчастями - найти аналогичный самолёт лучшей сохранности.

Администрации города удалось вывезти с территории бывшего лётного училища другие памятники: военные самолёты, использовавшиеся как учебные пособия для курсантов, бюсты Героя Советского Союза маршала авиации В.А. Судца, имя которого носило училище, и лётчика-космонавта В.М. Комарова. Как прокомментировали в управлении культуры, их планируется отреставрировать и установить в парке Победы. Выходит, что для тех, кто готовит территорию для будущего кадетского корпуса, они не представляют никакой ценности... 

У Ставрополя есть своя история. МиГ-17 на пересечении улиц Ленина и Ломоносова уже стал ее частью, и невозможно допустить, чтобы эта страница биографии города была уничтожена. Свои мнения о судьбе памятника присылайте в редакцию по адресу: 355037, Ставрополь, ул. Доваторцев, 28/30, и на e-mail: helga-met@vechorka.ru

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»