Есть ещё МиГ...

Ольга Метёлкина

Есть ещё МиГ...

Более сорока лет на перекрёстке улиц Ленина и Ломоносова на постаменте возвышается военный истребитель МиГ-17. Надпись на мемориальной доске предельно лаконична: «Советским лётчикам — людям самой гордой и мужественной профессии». Самолёт, установленный здесь незадолго до формирования Ставропольского высшего военного авиационного училища лётчиков и штурманов ПВО, стал неотъемлемой частью архитектурного облика нашего города... 

И вдруг как гром среди ясного неба — информация о том, что в скором времени истребитель будет демонтирован. Масштабная реконструкция, развернувшаяся на территории бывшего лётного училища, уже затронула исторические памятники (материал об этом «Операция без наркоза» опубликован в «Вечернем Ставрополе» 16 апреля этого года). А теперь и самолёт... Никаких официальных комментариев по этому поводу от представителей Минобороны получить не удалось. Однако в частной беседе нам подтвердили, что решение о демонтаже уже есть. Главный аргумент — плохое техническое состояние памятника. Сразу же на память пришла история с доваторской стелой, которую снесли под тем же предлогом. 

Самолёт МиГ-17 в 50-х годах был основой советской истребительной авиации и считается одним из самых распространённых истребителей в мире. Разработанный в ОКБ-155 А.И. Микояна, он стал результатом совершенствования МиГ-15, который считался весьма удачной моделью и выпускался в больших количествах. Возможно, это был последний самолёт, разработкой которого руководил лично М.И. Гуревич.
Крупномасштабное серийное производство МиГ-17 началось 1 сентября 1951 года. Впервые этот истребитель был показан на воздушном параде в Тушино 20 июня 1953 года. Он был принят на вооружение не только в СССР, но и военно-воздушными силами более 30 стран Европы, Ближнего Востока, Африки и Азии.
Специалисты высоко ценили МиГ-17, поскольку в эксплуатации он проявил себя как очень надёжная и простая в техническом обслуживании машина. Надёжность его двигателя была исключительной, он выдерживал попадание птиц и посторонних предметов.
Серийное производство продолжалось до 1958 года. Всего на пяти заводах СССР изготовлено более 8000 самолётов МиГ-17 всех модификаций. В некоторых странах третьего мира этот истребитель остаётся на вооружении и сейчас.

О том, как МиГ оказался на постаменте в Ставрополе, нам рассказал подполковник в отставке Иван Петрович Пузиков. С этим самолётом он «знаком» с 1961 года. В то время Иван Петрович служил авиационным техником в Саратове, где базировался учебный авиационный полк Армавирского высшего авиационного училища лётчиков. На «нашем» МиГе летал штурман полка подполковник Владимир Иванович Шевелёв. 

В 65-м году Ивана Петровича перевели в Ставрополь, в филиал Армавирского авиаучилища, а его самолёт отправили в Армавир. Когда в 1968 году возникла идея установить возле училища памятник, начальник филиала Герой Советского Союза полковник Аркадий Михайлович Селютин дал задание найти подходящий самолёт. И тогда Иван Петрович предложил «свой» МиГ. 

Из Армавира в Ставрополь истребитель доставили в собранном состоянии, на грузовике. Прежде чем установить на постаменте, пришлось снять с него всё «лишнее» - двигатели и другие массивные агрегаты. Вскоре налетавший 728 часов МиГ-17 стал памятником. У сформированного в 1969 году Ставропольского высшего военного авиационного училища лётчиков и штурманов ПВО, первым начальником которого был легендарный лётчик генерал-майор авиации, почётный гражданин Ставрополя Николай Герасимович Голодников, появился свой гордый символ. 

Памятник бесконечно дорог выпускникам училища разных лет, среди которых много выдающихся военных специалистов, боевых лётчиков и штурманов, есть даже космонавты. Кстати, лётчик-космонавт Герой России Александр Александрович Скворцов, окончивший СВВАУЛШ в 1987 году, отправляясь в апреле прошлого года на МКС, взял с собой фотографию родного училища — красивый зимний пейзаж с самолётом на углу улиц Ленина 

и Ломоносова. Снимок этот сделал бывший преподаватель СВВАУЛШ подполковник в отставке Валерий Наумович Сорокопуд. «Устремленный в небо, как будто взявший разбег для взлёта, он был свидетелем старта более 20 тысяч защитников воздушных рубежей нашей Родины, - говорит Валерий Наумович. - Дорог он и тысячам ставропольчанок, уехавшим вместе с мужьями в отдалённые гарнизоны. У самолёта им назначали первое свидание, сюда приезжали с цветами в день свадьбы. Да и сейчас на постаменте можно часто увидеть живые цветы». 

Да что тут говорить - изображение этого МиГ-17 есть у каждого выпускника в  курсантском альбоме. Для них он как Эйфелева башня для французов или статуя Свободы для американцев. Возле самолёта много лет подряд происходят традиционные встречи. Если вы хотите знать, что думают выпускники училища по поводу возможного демонтажа МиГ-17, зайдите на неофициальный сайт СВВАУЛШ

Есть ещё МиГ...

Памятник дорог не только военным. Почетный гражданин Ставрополя, заслуженный мастер спорта СССР Василий Александрович Скакун один год срочной службы отслужил в радиотехническом училище, на базе которого позже был сформирован филиал Армавирского авиаучилища, а затем — СВВАУЛШ, говорит: «Моё мнение — самолёт надо оставить. Сейчас мы, может быть, и не понимаем, что это раритет. Это же памятник нашим лётчикам. Из училища вышли герои, космонавты». 

Совет ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов Ленинского района ещё в прошлом году предложил на протяжении всего квартала от самолёта до улицы Мира создать Аллею доблести ставропольских лётчиков и космонавтов. Как говорит председатель Совета Пётр Иванович Куролесов, в районной администрации идею поддержали. А тут вдруг появилась мрачная перспектива лишиться авиационного памятника!

Как мы выяснили путём простого опроса на улице, горожане не хотят расставаться с самолётом. Большинство прохожих высказали мнение, что истребитель на постаменте стал частью истории Ставрополя, патриотическим символом, замечательно вписался в городской пейзаж, служит выразительным ориентиром, возле него по-прежнему назначают свидания. 

Никто не спорит, что самолёт надо отремонтировать. В бытность СВВАУЛШ за его техническим состоянием следили специалисты, ежегодно приводили в порядок, красили. Иван Петрович Пузиков считает, что при желании МиГ-17 можно и нужно сохранить. А если будут проблемы с запчастями - найти аналогичный самолёт лучшей сохранности.

Администрации города удалось вывезти с территории бывшего лётного училища другие памятники: военные самолёты, использовавшиеся как учебные пособия для курсантов, бюсты Героя Советского Союза маршала авиации В.А. Судца, имя которого носило училище, и лётчика-космонавта В.М. Комарова. Как прокомментировали в управлении культуры, их планируется отреставрировать и установить в парке Победы. Выходит, что для тех, кто готовит территорию для будущего кадетского корпуса, они не представляют никакой ценности... 

У Ставрополя есть своя история. МиГ-17 на пересечении улиц Ленина и Ломоносова уже стал ее частью, и невозможно допустить, чтобы эта страница биографии города была уничтожена. Свои мнения о судьбе памятника присылайте в редакцию по адресу: 355037, Ставрополь, ул. Доваторцев, 28/30, и на e-mail: helga-met@vechorka.ru

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Скоро со Ставрополем пришельцы и хапуги расправятся окончательно!! Похоже городом правят роботы без души и сердца, вместо этого у них мошна и сребренники. Черную память оставят они о себе на столетия! Пусть с ними будет презрение коренных Ставропольцев и патриотов нашей Малой Родины!!!
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Да, я приехал с родителями в 1967, судьба связана с СВВАУЛШ. В последнее время не покидает ощущение , что город становится чужим
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
С каких пор списанная военная техника Стала памятником? В чем историческая ценность конкретно этого металлолома? Бесхозный никому годами не нужный списанный самолет,с закрытием летного училища,становится еще более нелепым зрелищем на этом перекрестке.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
В чем историческая ценность,списанного самолета, из статьи я так и не понял. В Ставрополе много списанных Бтр,БМП,их тоже можно считать памятниками? Можно пойти дальше,водрузить на постаменты все списанные комбайны,ведь на них тоже в прошлые годы шла битва за урожай,и наверняка найдутся известные хлеборобы которые подтвердят историческую ценность списанной аграрной техники..
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
По - моему все закономерно,закрыли авиаучилище,пришло время перенести самолет, к примеру, в парк победы. Не вижу предмета спора.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Все идет от министра-мебельщика. Естественно, что вместо МиГа будет мебельный салон. Поэтому пора брать в руки маузеры и парабеллумы, господа!
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Господа и некоторые товарищи! Списанная техника пусть себе находится там, где ей и надлежит быть. А эта "техника" - наше детство! И наша юность тоже. Так уж повезло именно этому самолету: под ним свидания назначали, к нему цветы несли молодые "венные" семьи. Повезло "железяке" стать негласным символом города. Это во-первых. Во-вторых: ну сколько можно рушить все вокруг? Прям по Интернационалу: до основанья, а затем... Что " за тем?" А вот отсюда исходит и третье: придет время и вы заплачете, и по вашим "детско-юношеским местам" бульдозером пройдутся... И по вашим детям. Если сейчас не остановить. А вообще - такое чувство порой возникает: кто-то специально глумится над нами, расковыривает едва зажившую болячку: вот тебе, вот... Мы, родившиеся в этом городе до проклятущей перестройки, потеряли почти все, что напоминало нам о ТОМ городе, чистом, уютном и зеленом. С нашими наивными каруселями, мороженым "фруктовым" и самолетом.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Да, и еще: никуда ничего переносить не надо. "Стеллу" уже перенесли. Так и с самолетом будет. Мы как эстонцы прямо: те захотели и Солдата задвинули на задворки. Так то эстонцы: им русские как кость в глотке. Че ж мы-то такие? А за Солдата воевали нешутейно, с настоящей войной. Со смертями. Может, и в этом есть кому-то тупая, злобная выгода? Тогда, сами понимаете - в ад... На перевоспитание!
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Нелепое зрелище - самолет... Сегодня - самолет, вчера - Стела. Что завтра? А завтра - тебя, друг-Степан, нелепым зрелищем сочтут дядечки из Минобороны. Как оно покажется? То то же... Самолет - символ, самолет - народный памятник. Никому не мешал и не помешает никакому училищу. Места занимает мало, чуть подрихтовать, и пусть себе стоит. Мальчишкам - радость, взрослым - память, городу - лицо. Ведь там и ели голубые такие красивые стоят, и цветник небольшой. Все вполне эстетично, компактно. Такой простой штрих в "интерьере" города! Но он какой-то душевный, это правда!
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
А не такие ли степаны-читатели говорили нашим ребятам-афганцам: "Мы вас туда не посылали". А ваше счастливое детство кто охранял?..
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Где-же вы все радетели были последние 15-25 лет. Когда постамент под самолетом и он сам приходили в упадок. Не помню ни одной статьи о приходящем в упадок самолете.Вся статья это дешевый пиар, расчитанный на истеричный электорат.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
"Степанам, не помнящим ничего," гостям (надо полагать -незванным) читателям (мнящим себя писателями) хорошо ответила Буняева!!! Слишком меркантильны души этих бездушных пришельцев- и кроме шмоток с карманами, хлеба и зрелищ этим ....ни хрена не надо. Плебс! "патриот" ,по моему, не знает, что означает сие слово?!
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Грустное чтиво,неужели журналистам Буняевой и Метелкиной больше нечего делать, кроме как склочничать под разными никами.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Реставрировать самолет - посильная задача. Особенно при деньгах, брошенных на реконструкцию территории училища. А нет - сбор средств объявим. Слава Богу, что кроме временщиков и маршалов Табуреткиных есть и настоящие офицеры, которых гость от 14-37 именует "истеричным электоратом". Их и тех, кому дорога небезразлична города и история России в целом. То, на что начхать нынешнему министерству обороны и тупо исполняющим их приказы. Вспомните прошлогодний скандал вокруг деревянной часовни на территории десантной части. Здесь - то же. И МиГ и госпиталь - это история нашей армии. Если это выкорчевывается с территории будущего кадетского корпуса, как тут собираются воспитывать кадетов? На каких примерах? Американских? Так эксперимент по созданию авиабаз по штатовскому типу в России провалился. Причем удивительбно быстро. Так кого из кадетов собираются воспитывать? Иванов, не помнящих родства? Тогда на хрена тратить государственные деньги на кадетские корпуса, когда с оболваниванием, обезличиванием и пр.блистательно справляются Ксюши Собчак? Сердюкова вместе с его налоговым кабинетом ненавидит весь офицерский корпус, а скоро начнут ненавидеть уже и гражданские - после таких вот "сносов" и "реконструкций". Наш МиГ идет в расход вместе со всей армией. Правильно тут заметили "разрушим до основанья" в нашей истории мы уже проходили. Дело не только в МиГе - МиГ - всего лишь яркий пример того, как по приказу министерства обороны рушится то, что должно находиться под гласной и негласной охраной МО.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
А я хочу поблагодарить министерство обороны за реставрацию бывшего летного училища. Согласитесь, абсолютно все фасады зданий выглядели безобразно. Краевые власти в жизни бы не нашли на это денег. Странно слышать в связи с этим потоки грязи на МО от ваших журналистов. Если МО содержит на балансе этот самолет,то ему и решать, что с ним делать.
1 2 3

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов