Есть надежда?

Когда год назад мы решились на честный разговор о Дне России, то понимали, что идём на некоторый риск. В конце концов, лучше хоть какой-то главный государственный праздник, чем никакого, а постоянная критика недостатков может превратиться в самобичевание. Но и отзывы читателей и последовавшие события показали, что мы правильно поступили. Проблема есть, и она требует если не немедленного решения, то хотя бы того, чтобы ее обсуждать. А посему год спустя разговор должен быть продолжен.

Ф илософ Георг Гегель сказал однаж- ды, что все великие всемирно-исторические события и личности повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй — как фарс. Лучшего описания всего, что происходит последние 30 лет в нашей стране, придумать нельзя. Мы живём в стране наоборот, которая так и не определилась, как именно пародировать собственное великое прошлое. Можно с этим не соглашаться, можно сыпать примерами того, как у нас всё стремительно растёт, строится и модернизируется, но простое сопоставление вскрывает истинное положение дел.
Вот и 12 июня всё крепче утверждается в статусе Дня разъединения России. Чем он запомнился на этот раз? Всё более убогие концерты, патока никому не нужных официальных мероприятий и орущие до утра пьяные гопники были как всегда. Из нового - очередной «марш миллионов» и региональные акции сугубо националистического толка - соответственно, в Ставрополе – свои, в Грозном - свои. Говорить о тенденциях рано, но вряд ли мы можем ожидать чего-то хорошего от годовщины величайшего позора в современной истории России, возведённой в главный государственный праздник.
22 года назад в Москве приняли документ, утверждающий государственный суверенитет РСФСР. Суверенитет - это независимость. От кого независимость? Разумеется, от СССР. СССР - это восстановленная на новом идеологическом основании Российская империя, практически совпадающая с нею в своих границах. Нынешняя Россия, бывшая РСФСР, является правопреемницей СССР. Следовательно, 12 июня мы отмечаем очередную годовщину того, как некие силы в руководстве страны отказались от трети собственных территорий, где проживала половина населения. Россия вернулась к границам 250-летней давности, утратила значительную часть экономической мощи и влияния в мире, погрузилась в глубочайший кризис.
То, что для каждого вменяемого жителя нашей некогда великой страны стало трагедией, в масштабах мировой истории - явление достаточно рядовое. Империи вообще не вечны, им свойственно распадаться. Это происходит либо в результате внешней агрессии, либо сепаратизма на окраинах и общего системного кризиса, а чаще всего - в сочетании первого, второго и третьего. Метрополия распаду сопротивляется как может, но рано или поздно проигрывает, и бывшая империя превращается в совокупность национальных государств. Каждое из них относится к имперскому прошлому по-разному: окраины радуются обретённой свободе, а бывшая титульная нация (или народ, образовавшийся в том, что осталось от метрополии) долгие годы и даже века переживает кризис утраченного величия. Сейчас немногие это помнят, но Муссолини пришёл к власти во многом играя на настроениях итальянцев, тосковавших по Римской империи. В Греции набирают популярность силы, заявляющие, что необходимо вернуть Константинополь и восстановить Византию.
Ситуация в России несколько иная. Да, Советский Союз переживал кризис, окраины тлели, а конфронтация с США (ими и навязанная) вызвала перенапряжение сил. Но в итоге изумлённый мир увидел, как Москва бежит впереди паровоза исторического процесса и сама отказалась от собственных провинций, амбиций и статуса. Такого никогда не было, чтобы метрополия в самом начале кризиса объявляла независимость от своих же территорий. Часто говорят, что тем самым Кремль избежал гражданской войны и более мучительного развала, как это произошло с Югославией. Многие боялись (или надеялись), что это такой неожиданный ход конём, позволяющий решить многие проблемы и воссоединить страну на новых основаниях, но без старых проблем. Но последовавшие 22 года показали обратное. Куда больше это похоже на банальное предательство.
Последствия этой катастрофы тоже оказались весьма нетипичными для подобных случаев. Обычно на осколках отживших своё империй возникают вполне успешные государства, которые иногда сами становятся новыми центрами сил. Ни один осколок СССР этим похвастаться не может. Азиатские республики и Кавказ потерялись между средневековьем и племенными войнами, Украина так и не вышла из состояния квазигосударства с неопределённым будущим, а Россия всё больше напоминает СССР, только в искажённом виде и сильно уменьшенном масштабе. Мы так и не стали национальным государством, потому что для этого пришлось бы распадаться и распадаться до полного исчезновения, но и полноценной империей перестали быть - потому что нет ни сил, ни амбиций, ни внятной цивилизационной миссии.
Это состояние полураспада длится слишком долго. Одно деморализованное поколение сменяется другим, власти в лучшем случае поддерживают работоспособность системы, но не ставят перед народом никакой внятной цели. Чем пользуются разного рода деструктивные силы, будь то сепаратисты, мракобесы, экстремисты самого разного толка или просто коммерческие структуры, которым важно лишь наличие покорного потребителя. События последнего года показывают, что и внятной, конструктивной (не послушной, не путайте!) оппозиции тоже нет. В итоге пародия на СССР переживает пародию на перестройку и 37-й год одновременно. И все же надежда есть. Она в некоторых данных статистики. С 2008 года количество людей, занимающихся спортом, выросло на 6 миллионов. Аудитория Первого канала стала меньше числа постоянных пользователей интернета. А в нём, в свою очередь, объём интеллектуального трафика растёт куда быстрее, чем прочего. Если так пойдёт и дальше, то у русских есть шанс снова удивить планету - на этот раз способностью к самоорганизации и возрождению вопреки всему.
Предоставится ли нам очередной исторический шанс и сможем ли мы им воспользоваться - зависит от нас самих. Пока же (видимо, уже считанные годы) в России будут вяло отмечать День независимости от самих себя. Он символичен, отражая нелепость и временность того состояния, в котором находится наша страна. А потом мы дадим себе более достойный повод для главного государственного праздника.
Станислав МАСЛАКОВ.





Последние новости

Все новости

Объявление