Этнический потенциал Ставрополья

Роман Кияшко

В правительстве Ставропольского края прошло заседание краевого межэтнического совета под председательством губернатора Владимира Владимирова. Разговор получился насыщенный и сложный.

Ставрополье никогда не процветало как промышленный или торговый регион, у нас нет крупных судоходных рек и морей, а курорты КМВ до сих пор паразитируют на советской славе, и с тех пор мало что изменилось. Чем наш край может гордиться или ставить в один ряд со своими проблемами (тут уже кто как считает правильным), так это полиэтничность и многоконфессиональность. Сложно представить какой-либо другой регион или город на карте мира (если это не так, то меня может смело поправить читатель), где в одном месте встречалось бы столько этносов, национальностей, вероисповеданий и конфессий.

Если отправиться, к примеру, в Дагестан, самую многонациональную республику России, то там можно встретиться с более чем двадцатью(!) народами. И это только по самым скромным подсчетам. В Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии ситуация немного другая, но и назвать их моноэтническими республиками тоже нельзя. И так в каждом субъекте Северного Кавказа. Однако только на территории Ставропольского края можно встретить представителей всех этносов Северо-Кавказского федерального округа. Кроме этого, высока доля этнических диаспор армян, украинцев, греков, грузин, евреев и некоторых других менее многочисленных национальных сообществ, чья историческая родина находится за пределами Кавказских гор.

Именно поэтому любой конфликт, возникший даже на бытовой почве, моментально переносится на межнациональную и религиозную основу. Часто это вменяют неким группировкам и организациям, цель которых дестабилизировать ситуацию в крае, да и во всей стране.

– Очень многие сегодня пытаются вырвать информацию из контекста и посеять раздор среди жителей многонационального Ставрополья. Это последнее дело – разыгрывать межэтническую карту в политической борьбе, – заявил Владимир Владимиров на совещании.

Но зачастую виновниками этнических и конфессиональных пожаров становятся средства массовой информации, которые в погоне за сенсациями и рейтингами не совсем верно расставляют акценты.
Считать такое положение дел проблемой – уже ошибка. Правильнее будет назвать ситуацию, в которой с момента своего образования находится Ставрополье, – ответственностью. Причем ответственность не только перед лицом жителей края, но и страны. А если учесть то внимание, которое приковано к региону в последние десятилетия, то и перед всем миром.

Тем не менее, как прозвучало на встрече, в регионе нет межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Профессор Пятигорского государственного лингвистического университета Майя Аствацатурова заметила, что сохраняется конфликтогенный потенциал, который может обострить отношения между этносами, в первую очередь в молодежной среде. При этом некоторые события 2014 года, такие как проведение в Сочи зимних Олимпийских игр, вхождение в состав России Республики Крым и Севастополя, состоявшиеся осенью выборы губернатора края, а также прошедший под занавес года третий Ставропольский форум Всемирного русского народного собора, укрепили гармонизацию межэтнических отношений в крае.

– Эти события стали знаковыми и пробудили в ставропольцах ту общероссийскую принадлежность, гражданскую идентичность, которая надэтнична, надконфессиональна и является базой добрососедского совместного проживания,  – сказала Майя Аствацатурова.

Наступивший 2015 год также несет большой потенциал. Во-первых, это Год литературы в России, а во-вторых  – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Эти два события, которые направлены в первую очередь на молодежь, еще больше укрепят патриотизм и консолидацию среди многонациональных жителей Ставропольского края.

 

Ставрополь, межэтнические отношения

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление