Это не бой, это диалог

Сергей Гаврилюк

Корреспондент «Вечёрки» познакомился со ставропольскими бойцами капоэйра

Занятия по капоэйре в Ставрополе. Фото Елены ГЕРАСИМЕНКО
Занятия по капоэйре в Ставрополе. Фото Елены ГЕРАСИМЕНКО

Общаться можно разными способами; чаще всего мы используем слова, реже - жесты, символы, танцы или музыку. Что бы вы делали, если бы вам предложили общаться с помощью боя? Ваша цель не ударить противника, а просто поиграть с ним, «побеседовать»: каждое ваше движение, каждый удар — это ответ. И чем больше вы знаете движений, чем быстрее вы продумываете ответный удар, тем интереснее ваша игра.

Сегодня капоэйра известна как бразильское боевое искусство, сочетающее танец, акробатику и музыку. Бой ведется ногами, в то время как всё тело выступает в качестве рычага. Поставь руку так — и тело повернется само в эту сторону, поставь иначе — тело последует в другом направлении. Зная физику своего тела и имея достаточный навык, боец капоэйра во время игры выдает кульбиты покруче любого циркача или танцора. Эти трюки – квинтэссенция безжалостного боя и танца. В них отражена длинная история становления искусства: от боевого стиля рабов до целой философии.

Первые удары

Занятия по капоэйре в Ставрополе. Фото Елены ГЕРАСИМЕНКО
Занятия по капоэйре в Ставрополе. Фото Елены ГЕРАСИМЕНКО

Далекий XIX век. Бразилия существует как португальская колония, куда свозят африканских рабов для работы на плантациях. В портовом городе Салвадор прибывших из Анголы, Гвинеи и Мозамбика чернокожих людей выставляют на продажу. Представители разных районов Африки попадают к землевладельцам и начинают жить вместе. Их взгляды и устои начинают смешиваться, появляется культура, музыка, танцы и боевые искусства, которые морально и физически укрепляют пленных. Наиболее удачливые, кому посчастливилось сбежать, селятся в лесах Южной Америки и образуют целые поселения.

Так, в бараках, небольших конурках, где держали африканских рабов, и лагерях беглецов зародился не похожий ни на что феномен, названный боевым искусством капоэйры.

Общая беда сплотила разобщенные этнические группы, у рабов появилась надежда, уверенность в своих силах. Постепенно появлялись группировки бойцов, способных дать отпор надзирателям. Рабы то и дело получали травмы во время тренировок, а это было нежелательно с экономической точки зрения. Подобный порядок не устраивал рабовладельцев, и прибывший в Бразилию в 1808 году португальский король дон Жуан IV объявил капоэйру вне закона.

В условиях запретов боевое искусство продолжало развиваться разными путями. В Рио-де-Жанейро капоэйра была исключительно боевым стилем. Немецкий художник Ругендас так описал бой:

«У негров есть и другой способ воинственного времяпровождения, значительно более жестокий - капоэйра: два чемпиона бросаются один на другого, пытаясь нанести нокаутирующий удар головой в туловище противника. Искусно избегая атак прыжками в стороны и уклонами, они все же то и дело с огромной силой сталкиваются головами. Нередко игра превращается в драку, в дело идут ножи, и все кончается кровопролитием».

При этом ни слова о музыке, акробатике и ударах ногой. После отмены рабства в 1888 году свободные рабы Рио-де-Жанейро не нашли себе применения и использовали своё искусство в качестве орудия грабежа и разбоя. Капоэйристы носили с собой холодное оружие, дабы наносить смертельные удары потенциальной жертве.

Совершенно иначе развивалось это искусство в Байе. Бой быстро перерос в игру: к боевым приемам добавились музыкальные инструменты и элементы танца. В итоге, когда в начале XX века полиция начала преследовать разбойников капоэйра в Рио, байские «игроки» остались нетронутыми.

Занятия по капоэйре в Ставрополе. Фото Елены ГЕРАСИМЕНКО
Занятия по капоэйре в Ставрополе. Фото Елены ГЕРАСИМЕНКО

В Байе и зародилась современная капоэйра. Участники входят в роду – круг, создаваемый капоэристами и небольшим оркестром (батерией), и ведут схватку-диалог под музыку. Ритм задает беримбау – инструмент, напоминающий лук с резонатором. По струне бьют небольшой палочкой (бакетой), ритм подхватывают бубны и африканский барабан. Создающие роду бойцы хлопают, подпевают и помогают соперникам вести диалог.

Важнейший этап становления этого боевого искусства связан с именами мастеров Бимбы и Пастиньи. Они упорядочили и систематизировали капоэйру, открыли свои школы. Мастер Бимба развивал региональный стиль из Байи, который впоследствии получил название Режионал. Мастер Пастинья учился у выходца из Анголы по имени Бенедито и впоследствии открыл свою школу, где преподавался стиль «капоэйра Ангола».

Усилиями мастеров необычное боевое искусство стало законным после демонстраций учениками навыков прямо на улицах. Боевое искусство перестало восприниматься как оружие воров и разбойников, бойцы капоэйры могли больше не прятаться.

Только сильнейшие

Виктор носит зелено-желтый корда старшего ученика (второй ученический пояс).

У Макса первый ученический пояс. Они приходят на занятие первыми. Занятие проводит Виктор, Макс помогает.

Макс узнал о капоэйре в 1996 году. Увидел фильм «Только сильнейшие» с Марком Дакаскосом и захотел сражаться так же. Детская мечта осела где-то в памяти и напомнила о себе спустя долгие годы уже в Ставрополе. Виктор попал на эти занятия в 2007 году. Затем небольшой армейский перерыв, продолжение тренировок, и в прошлом году он стал руководителем группы. Учить других он начал случайно: прежний инструктор уезжал, нужно было передать кому-то бразды правления, и выбор пал на него.

- Макс буквально силком отправил меня на инструкторские курсы в Санкт-Петербург. Туда съезжаются инструкторы со всей России и вместе тренируются целыми днями. Лучшего испытания не найти. В Ставрополь вернулся полон эмоций, с новыми знакомствами и огромным синяком на груди… От собственной челюсти. Тренировки были изнурительными, но оно того стоило. Спал после занятий как убитый. К шести утра оживал, делал зарядку, завтракал и снова на тренировки.

Постепенно приходят остальные бойцы. У них пока нет поясов, кто-то занимается давно, кто-то пришел недавно. Если приходит новичок, на занятии вся группа повторяет базовые движения, а молодой боец, глядя на других, вникает в азы и уже через пару тренировок занимается вместе со всеми.

Тренировка начинается с обычной разминки, обязательно под музыку: шея, руки, спина, поясница и, конечно же, ноги. Одно из упражнений – разминка пальцев рук. Руки в капоэйре выступают в качестве опоры для бойца, и без умения переносить вес на руках не обойтись. Далее стойки на руках и голове, балансирование на руках, растяжка для ног…

- Похоже на брейк-данс или хип-хоп. Дело в том, что многие движения из капоэйры используются в современных танцах, - говорит Макс. - Так что, если выпустить опытного капоэйриста на состязание по брейк-дансу, он ничуть не уступит другим участникам.

После разминки группа отрабатывает удары. Все движения должны быть плавными и точными.

В капоэйре нет стойки, боец должен постоянно перемещаться, уклоняться от ударов и быть готовым нанести удар. Для этого существует джинга – постоянное движение, из которого можно быстро начать атаку или защиту.

- Хорошо! Отрабатываем армаду! – командует Виктор. Группа одновременно наносит удар ногой с разворота. Так в течение нескольких минут. На фоне звучат беримбау и бубны.

Следом отрабатывается ещё один удар – щапа. Удар наносится не с разворота, нога, словно пружина, расправляется и бьет пяткой. Каждое упражнение выполняется несколько минут, никто не останавливается ни на секунду, из каждого приема выходят в джингу, с неё же начинается каждая следующая атака. Ещё несколько приемов, и группа разбивается по парам и работает в связках. Удар ногой – уклонение – смена позиции. Каждый боец обязан провести десять атак.

Виктор легко выполняет серию. Говорит, в Санкт-Петербурге приходилось делать по сто и больше ударов. При этом делать это красиво:

- Это даже не боевое искусство. Это скорее просто искусство. Здесь есть танец, есть элементы мордобоя. Получить удар в зубы можно спокойно. Поэтому важно следить за противником, блокировать удары руками. В капоэйре надо, прежде всего, думать: можно просто дать человеку по уху, а можно сделать красивую игру. Мой противник наносит удар, задает мне вопрос, у меня есть масса способов уйти от удара, то есть ответить ему. Чем больше я знаю комбинаций, чем лучше я владею своим телом, знаю его физику, тем лучше моя игра, мои ответы.

- Общаясь вот так, с помощью боя, ты учишься наперед угадывать мысли собеседника. Постепенно эта привычка переходит и в обычную жизнь. Капоэйра учит не биться, а общаться, держаться вместе, поддерживать друг друга. Ведь она и зародилась таким образом. Когда создается рода, люди в кругу хлопают и энергия идет в центр. Когда сам входишь в роду, чувствуешь эту энергию, поддержку и появляется некая эйфория, как на хорошем концерте. За счет этого и игра твоя становится интереснее, - говорит Макс.

Ради роды в капоэйре все и существует. Первый вход в неё – важнейшее событие на пути бойца, в роде он проходит боевое крещение и растет как игрок. От года к году цвет его корды меняется. Если начал заниматься капоэйрой, то учись, пока пояс не посинеет. Считается, что синий пояс инструктора в капоэйре аналогичен черному поясу по карате. При этом синий пояс – лишь середина пути. Можно десять лет играть с одним и тем же человеком, но толку от этого не будет, боец должен развиваться и узнавать что-то новое, перенимать от других опыт.

Тренировка подходит к концу, настало время для интенсивных упражнений. Каждый прием отрабатывается в течение определенного времени без перерыва.

- Хорошо! - Виктор делает музыку погромче. – Я ставлю трек, пока он играет, мы непрерывно делаем армаду, затем щапа и дальше всё, что сегодня повторяли.

- Ты только короткие ставь, чтобы энергии хватило!

- У меня много песен здесь, сейчас выберу. Так, вот хорошая песня на тринадцать минут. Вот на двадцать… Ладно, три минуты двадцать шесть секунд. Поехали!

капоэйра, боевые искусства

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Спорт»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Последние новости

Все новости