Этюды в чёрных тонах

Этюды в чёрных тонах
Странно получается: мы живем в городе, слушаем бесконечный шум моторов, сигналов, криков и просьб, но абсолютно не слышим, вернее, не хотим слышать грохота музыки из комнаты соседского паренька. Мы просим сделать музыку тише, просим, чтобы он репетировал в другом месте, не под ухом у всего дома.

Просим, не зная, что паренек играет в первой в России black metal – группе.

…не слыша этих страшных голосов из подземелья…

Или, точнее, андеграунда.

Мистерии Сатаны

В начале девяностых весь мир был потрясен серией поджогов норвежских церквей, ответственность за которые брали на себя музыканты. Они звали себя сатанистами, свои действия оправдывали местью христианству за разрушение великой скандинавской культуры. Ребятам было чуть больше двадцати. Новоявленные богоборцы уже в этом возрасте успели нахватать тюремных сроков за убийства и поджоги и, что удивительно, стать мировыми легендами. Любой уважающий себя поклонник тяжелой музыки отлично знает, что Faust, барабанщик группы Emperor, получил срок за убийство гомосексуалиста, что Варг Викернес убил Эйстена Ошета, лидера нового движения и гитариста группы Mayhem…

Для обывателя эти имена и события не имеют ни смысла, ни логики, для музыкантов же, даже не связанных с экстремистскими течениями в музыке, поступки норвежских юношей вполне оправданны и имеют под собой идеологическую почву, которая называется блэк-метал.

В 1991 году выходит альбом группы Mayhem «De Mysteriis dom Sathanas», взорвавший мировое музыкальное подполье, перевернувший представления о тяжелой музыке. Сатана, зимние холода, лунные мистерии стали главной темой всех текстов, а леденящие душу гитарные пассажи, барабанные партии, пулеметной очередью разрывающие динамики сделали альбом эталоном жанра «черного метала».

Не самая красивая история, не самые приятные факты, да и не самое привлекательное направление музыки. Психи, что тут скажешь… Однако это направление существует до сих пор и развивается. Теперь, правда, церкви не горят, да и от рук одержимых тьмой музыкантов никто не умирает. Блэк-метал повзрослел, стал вдумчивее и интереснее. Показателен тот факт, что одни из родоначальников «темной» музыки Satyricon в 2013 году выступили с оперным хором в здании оперы и балета в Осло.

Никаких поджогов!

Далёкий от Норвегии Ставрополь, 1992 год. В городе есть своя метал-тусовка, местные кумиры: «Мюзик Холл», «Амальгама», «Вулкан», «Металлмания», Messengers of Metal, Green Hell. Еженедельные концерты, ежедневные сходки, обмен записями, гулянки, попойки, драки с гопниками. Жизнь бьет ключом, в прямом и переносном смысле этого слова. Металлический звук собрал всех любителей в единое целое, большой организм со своими особенностями. В руки неформалов попали записи норвежских команд Darkthrone, Immortal, Burzum и… легендарный альбом Mayhem «De Mysteriis Dom Sathanas». Словно вирус, эта запись обосновалась в метал-организме Ставрополя, протянув свои корни во времени до наших дней.

Одержимый новым веянием андеграундный Ставрополь не стал жечь и убивать. Вместо этого наши музыканты начали писать материал «в духе» норвежских первооткрывателей. Появились Winter Majesty, одна из первых блэк-метал групп в России, с альбомом «Unholy Glory of Ancient Rossa» 1994 года. В 2001 году панк-группа «Пенообразователь» перешла на «темную» музыку, переименовалась в Eternal Frost и записала альбом «Стылые ветра исконных земель». Оба столпа рухнули, так и не просуществовав до наших дней. Третьим столпом стали Baal Zebuth, прогремевшие не только на всю страну, но и на мировой андеграунд. В 2005 году они были в списке «гвоздей» программы на международном фестивале Metal Heads Mission. К сожалению, группа распалась в 2011 году, оставив после себя три полноформатных альбома, совместный альбом с краснодарской группой Frozen Empire, массу эксклюзивных вещей для сборников и огромное количество невыпущенного материала. Как говорится, вагон и тележка.

Дети новой эпохи

Этюды в чёрных тонах

И все? И закончился на этом длинный путь музыки из Норвегии в Россию? Не закончился. Остались молодые команды, где-то играют музыканты легендарных групп, где-то молодые энтузиасты, вдохновленные такой музыкой.

Baal Zebuth после распада пустил свои корни в другие группы: SS-18, LashBlood, Misanthropic Art, Deathmoor, Alienation Cold. И это не просто гаражные коллективы, у каждого имеется свой список полноценно изданных альбомов, своя аудитория и свои стилевые особенности.

Пример молодой команды – Tarthak. Это единственная в городе блэк-метал формация, созданная энтузиастами, ранее не светившимися в других командах. Если вышеназванные группы во многом продвинулись за счет уточнения «ex-Baal Zebuth», то эта команда растет с нуля. В её послужном списке пока только два демо-диска и около двадцати незаписанных композиций. Это я говорю как человек, непосредственно общающийся с коллективом.

***

- Да выключи ты свой «Раммштайн»! - просит соседка сверху.

Я сделал немного тише. Пусть думает, что Раммштайн. Стоит ли объяснять ей, что это местные ребята записали очередной диск, уже занявший не последние места в интернет-голосовании за лучший релиз месяца?

Сергей Гаврилюк.



Последние новости

Все новости

Объявление