Евгения Сафронова: «Я очень счастливый человек, потому что занимаюсь тем, что люблю»

Ольга Метёлкина

Звучит третий звонок, в зале медленно гаснет свет и на сцене начинается спектакль. В театре всё будоражит воображение зрителей: игра актёров, их костюмы, декорации, свет, акцентирующий внимание на мизансцены и, конечно же, музыка. Нередко именно она становится неотъемлемой частью сюжета, управляет эмоциональным уровнем действия, задает особый темпоритм спектакля. Да, без музыки невозможно представить существование театра.

В Ставропольском академическом театре драмы имени М.Ю. Лермонтова миром музыкальной гармонии на сцене управляет руководитель музыкальной частью композитор Евгения Сафронова. Без малого 30 лет продолжается ее деятельность в коллективе старейшего на Северном Кавказе театра. Сегодня у Евгении юбилей, и накануне мы встретились, чтобы поговорить о творчестве, о том, как рождаются музыкальные произведения для театра, и многом другом.

Не знаю, как у других, но у меня со словом «композитор» ассоциируется некий собирательный портрет, соединивший внешние черты музыкальных гениев разных времен: непослушную шевелюру Бетховена, трагическое выражение лица Шостаковича, обращенный в себя, задумчивый взгляд Шнитке… Евгения Сафронова – олицетворение абсолютной женственности, бунинского легкого дыхания и тонкой чеховской души. При ее появлении я почти реально слышу песню Сольвейг Э. Грига…

Евгения с юных лет была влюблена в театр. В значительной степени этому поспособствовали мама и бабушки. Вместе они ходили на все премьеры. Это было время, когда театралы готовились к премьерам, как к особо торжественному событию. Дамы в вечерних туалетах. За ними шлейфом распространялся аромат духов: от демократичного «Серебристого ландыша» и классической «Красной Москвы» до французской легенды «Шанель № 5». А когда на сцену выходили знаменитые ставропольские актеры: Виктор Фоменко, Владимир Гурьев, Борис Данильченко, Владимир Аллахвердов, Людмила Ковалец и другие, сердце радостно замирало.

– Я всегда с обожанием относилась к нашему театру, к актерам, – говорит Евгения Сафронова. – Я ходила в Клуб любителей театра на базе 25-й школы. Первый «взрослый» спектакль, который я видела, был комедийный детектив «Миссис Пайпер ведет следствие». По мотивам этой пьесы режиссер Алла Сурикова сняла замечательный фильм «Ищите женщину». В спектакле Владимир Аллахвердов играл убийцу, Борис Дымченко – следователя, а Алла Бокова – главную героиню. Остались очень яркие впечатления. Запомнился спектакль «Остановите Малахова» – о трудных подростках. Главную роль в нем играл Александр Афанасьев. Помню Людмилу Ковалец в спектакле «Эй, ты, здравствуй!». В то время блистали Галина Веретельникова и Александр Михайличенко.

В юности Женя даже не могла представить, что однажды случится чудо, и она войдет в театр со служебного входа, потому что ее примут сюда на работу, а поможет в этом… музыка. Лет с пяти в ее жизни появилось фортепиано. Сначала была музыкальная школа, потом – музыкальное училище, затем – Ростовская консерватория.

– У меня были очень хорошие педагоги, – говорит Евгения. – Я им очень благодарна. В Ставропольском музучилище – Анна Васильевна Стройлова. А в Ростовской консерватории с теплом вспоминаю своего преподавателя Сусанну Борисовну Арабкерцеву, которая была профессором и заведовала тогда кафедрой фортепиано.

Получив диплом в Ростове-на-Дону, Евгения планировала продолжить учебу в аспирантуре Московской консерватории по направлению «Музыка и смежные виды искусства», но события 90-х перепутали все планы, и пришлось остаться в Ставрополе. И здесь, как это часто бывает, в судьбу вмешался случай. В августе 1991 года мама Евгении услышала по краевому радио объявление о том, что в драмтеатре требуется заведующий музыкальной частью. Женя поняла – это шанс. Директор Евгений Иванович Луганский принял ее в штат театра, и с тех пор она ощущает его поддержку.

Страна переживала сложные времена в экономике и политике, на глазах рушились казавшиеся незыблемыми основы советского общества. Народ забывался у телевизоров, наблюдая за сюжетными коллизиями «мыльного» сериала «Богатые тоже плачут», а Женя Сафронова открыла для себя волшебный мир закулисья. Она пришла в театр, когда шли репетиции спектакля «Медея» по трагедии Еврипида. Его ставила кипрский режиссер Моника Василиу.

– Музыку для спектакля написал композитор Владимир Чернявский, – вспоминает Евгения. – Я была задействована как концертмейстер, занималась с хорами. Я смотрела на происходящее не из зрительного зала, а была участницей всего этого завораживающего действа. Наталья Зубкова играла Медею, Александр Ростов – Ясона. Это было большой удачей, что я сразу попала на такую большую, яркую работу. Затем огромный опыт мне дал режиссер Алексей Александрович Малышев, он настроил меня на серьезную, вдумчивую работу. С прекрасным образованием и кругозором, он понимал смысловое использование музыки в театре. Он делал музыку одним из звеньев драматургии спектакля.

Но по большому счету композиторская деятельность у Евгении Сафроновой началась с постановок режиссера Валентина Бирюкова. В 1995 году она написала музыку к спектаклю «Чума на оба ваши дома». Евгения относится самокритично к своему творчеству, говоря, что музыкальные темы в той работе были во многом стилизацией. Но важно было, что режиссер поверил в нее. Это придало уверенности. Надо было соответствовать и драматургии, и актерам, и режиссеру. В новых спектаклях зазвучали отдельные песни, музыкальные фрагменты, а затем была написана музыка к спектаклям «Укрощение строптивой», «Шут Балакирев», «Очень простая история» и целому ряду других.

Большой опыт принесла работа с народной артисткой РФ Натальей Зубковой. В ее постановках музыка Евгении Сафроновой зазвучала по-новому.

– С Натальей Павловной мы пришли к жанру «мюзикл для драматического театра», – говорит Евгения. – Главное, не вокальные данные для исполнителей, а особая выразительность. Соответственно, мелодика должна быть ближе к декламационной. С Натальей Павловной были сделаны масштабные мюзиклы «Алые паруса» и «Собор Парижской Богоматери».

Всего же за время работы в театре Евгения Сафронова написала музыку к 40 спектаклям. При этом она и по сей день испытывает необыкновенное волнение, когда ее произведения начинают звучать со сцены.

– Мне нравится, когда наступает трепетный момент: музыку, которую я написала, начинают исполнять актеры, – признается композитор. – То, что я придумала дома, наедине с собой, за пианино, вдруг оживает, отделяется от тебя и начинает жить своей жизнью. Я люблю репетиционный процесс, сижу, слушаю, наблюдаю, всё уже знаю наизусть, и всё равно интересно. Я очень счастливый человек, потому что занимаюсь тем, что люблю.

Три года назад Евгения написала альбом из 12 пьес для фортепиано «Театральные фантазии». Сборник удалось издать при поддержке министерства культуры Ставропольского края, где оценили его уровень и значение для музыкальных школ. Сборником сразу же заинтересовались педагоги Ставрополя, произведения понравились и детям – приятно играть хорошую музыку. В 2018 году юная Настя Федченко из детской студии «Английский и музыка» исполнила две пьесы Евгении Сафроновой в передаче «Лучше всех» на Первом канале.

Женя с огромным уважением относится к творчеству коллег. Она с неподдельным восторгом рассказывает об их новых работах. Удивительно, что, ежедневно вращаясь в артистической среде, периодически выступая на сцене и выходя на публику, Евгения остается предельно скромной и даже застенчивой. Ей интереснее рассказывать о других, нежели о себе. Благодатным полем деятельности стала ее авторская программа «Неслучайные встречи» на «Радио России. Ставрополь». Собеседниками Евгении Сафроновой были Денис Мацуев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Игорь Бутман, Юрий Поляков и многие другие известные деятели культуры и искусства, в том числе гости фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья», форума творческих союзов «Белая акация», Международного форума «Золотой Витязь» и других крупных культурных проектов, проходивших в нашем крае. Однако собеседниками Евгении становятся не только известные музыканты, художники, писатели и поэты, но также обычные люди, которые живут среди нас: врачи, учителя, работники культуры, пенсионеры, студенты, в жизни которых есть место для творчества. Ей интересны человеческие судьбы, общение, которое взаимообогащает. В феврале программе «Неслучайные встречи» исполнилось 10 лет.

Верность – это еще одна характерная черта Евгении Сафроновой. С момента основания муниципального литературно-музыкального театра «Гармония» (а это, между прочим, уже 26-й сезон!) она с полной отдачей занимается музыкальным оформлением его постановок. Чаще всего в спектаклях звучит «живая» фортепианная музыка в исполнении Евгении.

«Гармония» – особая страница в ее творчестве. Евгении Сафроновой очень дороги те годы, когда всё начиналось. Ведь они связаны с основателем и первым художественным руководителем театра Галиной Пухальской.

– Это было незабываемое время, – говорит Евгения. – Галина Николаевна очень хорошо знала литературу, умела рассказать об авторе, прочитать стихи. Мне было очень интересны параллели поэзии и музыки: Цветаева и Пастернак – Скрябин и Рахманинов, Чехов – Чайковский. И, что особенно важно, Галина Николаевна умела сдружить людей. Сегодняшний художественный руководитель «Гармонии» Игорь Барташ, который одним из первых пришел в театр, очень трепетно сохраняет традиции, заложенные Галиной Пухальской.

Творческая жизнь Евгении Сафроновой чрезвычайно насыщена. К сожалению, в сутках всего 24 часа, а их не хватает, чтобы сделать всё задуманное. В первую очередь, чтобы завершить сюиту «Театральные эскизы». Ее фрагменты несколько раз были исполнены со сцены. Они звучали на форуме искусств «Белая акация» в 2018 году в программе концерта регионального отделения Союза композиторов РФ, один из «эскизов» Евгения исполнила затем в проекте «Татьянин день». С 2004 года ее произведения есть в репертуаре симфонического оркестра Ставропольской государственной филармонии.

Евгения Сафронова создает мир своих театральных фантазий с большой любовью к музыкальному искусству и слушателям, для которых она пишет свою музыку. И с каждым годом он становится ярче и разнообразнее, как сюжет увлекательной пьесы, действие которой не заканчивается, а лишь завершается словами «продолжение следует».

Фото Маргариты ВОРОНОВОЙ.

Читайте также: "Все наши спектакли о любви".

литературно-музыкальный театр «Гармония», академический театра драмы имени М.Ю.Лермонтова, композитор Евгения Сафронова

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»