Финансовый вестник
Юрий ВасиленкоФинансовый омбудсмен приступает к работе
На днях приступил к работе первый российский финансовый омбудсмен, член комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев. Он провел пресс-конференцию, на которой сообщил, что до 1 октября шесть известных российских банков подпишут с ним соглашение о сотрудничестве. Информационный материал о пресс-конференции опубликовала «Российская газета».
Павел Медведев рассказал журналистам, что аппарат омбудсмена, который будет принимать заявления и просьбы от попавших в трудные финансовые ситуации граждан, физических лиц, будет располагаться в Москве, при Ассоциации российских банков. Там трем юристам выделяют комнату для работы.
Сейчас к бесплатным услугам омбудсмена смогут прибегнуть только клиенты шести банков, вошедших в пул. Это Райффайзенбанк, Хоум Кредит энд Финанс Банк, ОТП Банк, GE Money Bank, Национальный банк «Траст» и Юниаструм банк. При этом конфликтная сумма не должна превышать 300 тысяч рублей. Посредник-омбудсмен избавит как минимум от расходов на адвокатов обе стороны, выработав варианты реструктуризации кредита на досудебной стадии.
По словам Медведева, помимо шести банков вступить в новый пул уже хотят еще несколько банков. Он не исключает, что со временем представительства финансового омбудсмена откроются во всех федеральных округах и крупных городах страны. В пул постепенно смогут подтягиваться и другие игроки финансового рынка — кредитные кооперативы, паевые инвестиционные, негосударственные пенсионные фонды, микрофинансовые организации.
Банки наращивают комиссионные доходы
До кризиса многие банки стремились привлечь клиентов бесплатным предоставлением банковских операций или их отсутствием по тем или иным видам обслуживания. Это объясняется тем, что преобладающим источником доходов были доходы от процентных ставок.
По итогам прошлого года они составили 598,9 млрд против 187,4 млрд рублей, полученных от комиссий. С начала нынешнего года ситуация ухудшилась. По данным, опубликованным на сайте Banki.ru., банки получили меньше чистых процентных доходов по сравнению со вторым полугодием 2009-го: 577,4 млрд рублей на 1 июля против 598,9 млрд рублей на 1 января 2010 года. Это побудило банки изменить отношение к комиссионым поступлениям и переориентироваться на увеличение доходов от комиссий. Ведь в этом случае прибыль в итоге в меньшей степени зависит от макроэкономической ситуации, уровня процентных ставок, спроса на кредитные ресурсы.
Расширение платных услуг банков привело к увеличению доли чистых комиссионных доходов в операционном доходе российских банков до 21,5% против 19,5% за аналогичный период прошлого года. Эксперты считают, что такая тенденция сохранится. С внедрением новых технологий банки постепенно трансформируются для людей в центры финансовых потоков, через который клиенты будут совершать все свои финансовые операции. А пока это время еще не наступило, и клиентов банков волнует, как уменьшить ставшие неизбежными издержки при оплате комиссий. Советы экспертов сводятся к тому, что следует научиться анализировать комиссионные тарифы, искать варианты, чтобы минимизировать суммы платежей. Скажем, при оплате коммунальных платежей комиссии можно вообще избежать, если пользоваться пластиковыми картами, банковскими терминалами, мобильными телефонами, интернет-банкингом и другими способами обслуживания, которые применяются в банках.