«Где музыка - дурного быть не может!»

«Где музыка -  дурного быть не может!»

На днях в новостях прошла информация о том, что в Пятигорске скоро откроется школа толерантности для молодежи. Необходимость в такой структуре объясняется просто — учить уважительному отношению к национальным и конфессиональным традициям, а также нравственным ценностям необходимо начинать как можно раньше.

В расписании занятий ставропольской детской музыкальной школы № 2 вы не найдете предмета «толерантность», однако сам образовательный и воспитательный процесс здесь не представляется без нравственной составляющей. Директор ДМШ № 2 Светлана Александровна Бородина, как никто другой, знает о роли музыки в процессе формирования личности и адаптации маленького человека к сложным условиям большого мира. Мы попросили ее поделиться своими профессиональными наблюдениями.

- Система дополнительного образования детей, в частности, художественного образования, призвана восполнить огромный пробел в воспитании, в формировании средствами искусства не только интеллекта, а прежде всего души, - говорит Светлана Александровна. - Знание, полученное в системе начального художественного образования, - не только часть культуры, а средство саморазвития и самовоспитания. Особенно важно это сегодня, когда в школу проникла проблема социального расслоения, когда зачастую материальные интересы у детей превалируют над духовными.

Изучая музыкальные вкусы разных социальных групп, психологи выяснили, что музыкально образованные люди тяготеют к плюрализму, они легче принимают «чужое» и новое, а в социальной жизни придерживаются либеральных воззрений. Занятия музыкой способствуют выработке умения находить альтернативные решения и видеть последствия своих действий. Замечено, что среди детей, занимающихся искусством, очень низок процент правонарушений и практически исключен криминальный опыт. Привычка слушать другого и понимать его (а ведь это основная функция музыканта, особенно ансамблиста) делает детей, занимающихся музыкой, мягче и терпимее. При этом они эмоционально стабильнее своих сверстников-немузыкантов. Они лучше видят, глубже понимают, тоньше чувствуют, но их труднее вывести из себя, они меньше подвержены паническим настроениям и «стадным инстинктам».

Социализация обязательно включает момент национальной и религиозной терпимости. Проблема эта, особенно в нашем регионе, очевидна. Северный Кавказ - сложнейший регион, где на одной территории компактно проживают представители более 100 национальностей. Все изменения, происходящие в обществе, находят свое отражение в сфере культуры и образования. Их можно проследить и на уровне нашей детской музыкальной школы. В данный момент в школе обучаются дети разных национальностей: русские, греки, армяне, грузины, карачаевцы, черкесы, курды, чеченцы, азербайджанцы. При разработке индивидуальных планов и программ учитывается и этнический момент, и факт принадлежности к различным религиозным конфессиям (например, при составлении расписания). Преподавателям часто приходится сталкиваться в работе с проявлениями национализма у детей на бытовом уровне, что является отражением проблем взрослого общества. И вот здесь очень важна объединяющая роль искусства. В школе накоплен значительный опыт проведения фестивалей, конкурсов, концертов для разных аудиторий. Здесь дети различных национальностей в процессе совместной творческой работы учатся дружбе, терпимости, уважению к обычаям и традициям других народов. Вся эта культурно-просветительская работа ведется в контакте с представителями национальных обществ и религиозных конфессий края. Они оказывают помощь в проведении конкурсов и фестивалей, проводят беседы с детьми в дни религиозных праздников. Так, мы проводили рождественские песнопения, проводы Масленицы, концерты в Армянской культурной автономии, в Греческой школе. Концерты-викторины «Музыкальный словарик» знакомят детей с музыкальной культурой различных народов. В 2008 году был организован концерт в Ставропольской краевой филармонии «Музыка Италии», где успешно выступили преподаватель Т.А. Даниелян и ее ученик Константин Погуляев.

Очень важно, что дети регулярно выступают в центрах для социально незащищенных слоев населения. Стали традиционными концерты учащихся нашей школы в гериатрическом отделении городской клинической больницы № 3, в приюте для детей-сирот «Росинка», детском доме. Дети учатся сопереживать другим людям, понимать их боль и тревоги.

В качестве резюме мне хотелось бы напомнить слова великого Мигеля Сервантеса: «Где музыка - дурного быть не может!».

 

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов