Где начинаются наши права и чем заканчиваются наши обязанности?

Василий Скакун

Где начинаются наши права и чем заканчиваются наши обязанности?

Освобождает человека только разум – чем неразумнее жизнь, тем она несвободнее.

Л.Н. Толстой

Не правда ли «права и обязанности» - это как две стороны одной медали, и так хрупок мостик между тем, чем мы вправе пользоваться, и тем, с чем мы не согласны, быть может, но должны выполнять. Раньше в любой мало-мальски уважающей себя конторе на видном месте висели «Правила поведения», в которых двумя столбиками были обозначены те самые права и те самые обязанности, и, как правило, грозных обязанностей было значительно больше, чем скудных параграфов прав.

Мы все, например, полагаем, что свобода – это право, отвоеванное у завоевателей, власти, государства и т.д. На самом же деле свобода – это обязанность каждого человека перед самим собой, перед своей честью и совестью, перед жизнью, наконец, которую ты проживаешь. Но наш ум постоянно пытается подсказать нам, что свобода – это некая самодеятельная вседозволенность, выражаемая известным призывом: «что хочу, то и ворочу». И тогда, как говорили мудрые, устраиваем себе жизнь, противную нравственной и физической природе человека, и, живя такой жизнью, хотим быть свободными, чего не может быть, так как становимся заложниками тех самых «хочу и ворочу».

Почти миллион людей в нашей стране сидит за решеткой и на каждой из них (решетке) написано желанное напутствие зекам: «На свободу с чистой совестью». Вот ведь как интересно получается – власти почему-то надеются, что ограничение физических свобод (в тюрьмах) по какой-то непонятной причине может способствовать исправлению духовной составляющей, представителем которой и является совесть. Свобода не может быть дана человеку человеком. Каждый человек только сам может освободить себя.

Мудрые полагали, что свободу у человека отобрать нельзя, потому что свобода на самом деле – это свобода мысли, и ее невозможно заковать в кандалы, как руки или ноги, и над нею невозможно издеваться никакими пытками, как над физическим телом. А вот понятие о свободе великого философа древности Эпиктета: «Только про того человека можно сказать, что он свободен, который живет так, как он хочет. Разумный человек всегда живет так, как он хочет, потому что он желает только того, что возможно получить. И потому только разумный человек свободен».

Никто не желает быть виноватым; никто не хочет жить в заблуждениях, неправедно; никто не выбирает себе нарочно такой жизни, от которой он будет печалиться и мучиться; никто не скажет, что ему хочется жить скверно и развратно. Значит, все люди, живущие неправедной жизнью, живут так не по своему желанию, а против воли. Они не хотят ни печали, ни страха, а между тем постоянно страдают и боятся. Они делают то, чего не хотят. Стало быть, они не свободны.

Мудрец Диоген говорил: «Только тот истинно свободен, кто всегда готов умереть». Он писал персидскому царю: «Ты не можешь сделать истинно свободных людей рабами, как не можешь поработить рыбу. Если ты и возьмешь их в плен, они не будут рабствовать тебе. А если они умрут в плену у тебя, то какая прибыль от того, что ты забрал их в плен?». Вот это речи человека свободного: такой человек знает, в чем состоит истинная свобода.

Мы все, или большинство из нас, считаем, что болезни – это чуть ли не некая обязательность жизни – ну если страдают телом многие, то это практически удел всех и каждого. Но это на самом деле самое большое заблуждение. Оказывается, что все как раз наоборот – болезнь или потеря здоровья – это наше право, которым мы можем распоряжаться так, как каждый посчитает нужным.

Мы почему-то никогда не задумывались над вопросом о том, какие средства имеются у болезни, чтобы завладевать нашим здоровьем. Ведь тело человеческое, как некий панцирь, везде и все закрыто от внешних напастей, и только вдыхая воздух, мы можем внести ту или иную инфекцию, которая являет собой всевозможные недуги. И если у нас ослаблен организм, то максимум, что может произойти в этом случае – воспаление легких, ведь так? (В тюрьмах подобным образом (воздушно-капельным путем) заражаются туберкулезом, да еще курильщики постепенно, а главное, осознанно отравляют себя, вдыхая яд никотина. Что ж вольному – воля, это их право.) Второй канал – рот, через который мы потребляем пищу, и если то, чем мы потчуем свой организм, ему не нравится, он это просто отвергает и заставляет нас выбрасывать ее назад. И это тоже не является секретом. Тогда появляется некая необъяснимость: если воздух, которым я дышу, вполне нормален, а дрянную пищу не принимает сам организм, то, что может являться основой тех сотен заболеваний, которыми страдают люди в этом мире? Ведь во всем должна быть логика, хоть в малой степени, а тут? Значит, все недоразумения возникают по каким-то иным причинам. А без причин, как мы уже догадываемся, не бывает следствий, ведь этого доказывать незачем – аксиома, как говорят ученые.

Значит, право на заболевание в таком случае остается неким выбором каждого из нас и зависит оно, как уже нетрудно догадаться, от каких-то внутренних несоответствий какому-то неизвестному стандарту, установленному для всех людей планеты. Попробуй не согласиться. Да, конечно, не исключен фактор наследственности, это верно. Но так же верно и то, что этот факт не является строго обязательным.

Итак, подводим резюме. Мы сами – ты и я – своими неблаговидными действиями, рожденными сомнительными намерениями и мыслеобразами, и явились причинами выхода из равновесия тех или иных органов нашего тела. Рассуждая дальше, не можем не отметить некую закономерность – значит, существует Кем-то определенная для человеческого здоровья норма поведения и, прежде всего внутренняя, соблюдая основные предписания которой, мы способны обезопасить себя от заболеваний. И более того, можно утвердительно предположить, что болезнь, в свою очередь, является наглядной подсказкой человеку об ошибочности избранного курса или жизненной позиции. Но тогда вопрос, на который в этой связи тоже необходим ответ. Почему умирают малолетние дети, еще не успевшие согрешить? По той же причине – из-за неблаговидности предыдущей жизни. В вечном мире вечной справедливости не может быть исключений, точно так же, как и в Природе не бывает ошибок и случайностей.

И тогда появляется весьма обеспокоенный взгляд на всю фармацевтическую промышленность и на лекарственные препараты, в частности, ибо получается в этом случае, что они могут помогать только следствию (конкретному органу), но не искоренять причину. И быть может, и был прав философ Тролл, называя лекарственную терапию вопиющей ошибкой человечества.

А теперь под тем же углом зрения (права и обязанности) попытаемся рассмотреть и саму жизнь каждого из нас. Вот то, что родился я у моих родителей, - это что, подарок судьбы (ведь, как мы знаем или догадываемся, и другие сперматозоиды были тоже готовы внести свою лепту в дело зачатия новой жизни). Или именно я, и только я, обязан был появиться в этой семье и в это время? И если мы соглашаемся с тем, что мы – не тело, а душа, живущая в теле, то, значит, это ее, души, право выбирать для себя наиболее приемлемое время, родителей и все остальное. Домысливая, можно добавить, что все это происходит сообразно уровню развития души и тем задачам, которые перед ней ставятся. А это уже не право, а некая обязанность для нашего внутреннего существа, то, ради чего мы и приходим на Этот Свет.

Но, оглядываясь по сторонам, вынуждены признаться, что абсолютное большинство народа вот эту главную обязанность своей жизни приняли за право, которое и отложили до лучших времен, проживая жизнь бесцельно, а значит, напрасно.

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление