Где живут эрудиты?

Где живут эрудиты?
Прозвучали фанфары, а затем – гимн эрудитов, интеллектуалов и студентов всех времен «Гаудеамус игитур». Отзвучал последний куплет, и на сцену вышли не кто-нибудь, а граф Шувалов, императрица Елизавета и создатель первого русского университета Михаил Васильевич Ломоносов. Они завели обстоятельную и неторопливую беседу о важности для России появления молодых талантов и подвижников науки. Нет, мы не перенеслись во времени. Так началось торжественное собрание, посвященное десятилетнему юбилею школы одаренных детей «Эрудит», которая работает в ставропольской гимназии № 25.

Это своего рода школа в школе, где ученики могут изучать интересные для них предметы глубже, чем на простых уроках. Кроме того, одной из задач школы является подготовка детей к достойному выступлению в предметных олимпиадах и интеллектуальных играх и соревнованиях разного уровня – от городских до международных. По количеству призовых мест гимназия №25 всегда в тройке лидеров в городе, а в этом году – на первом месте. Об «Эрудите» мы поговорили с создателем и идейным вдохновителем школы – заместителем директора по учебной работе, учителем физики Татьяной Борисовной Шевцовой. Интервью состоялось сразу после традиционного торжественного закрытия Недели науки, во время которой в гимназии проходят предметные олимпиады (в них участвуют ученики 8 — 10 классов) и интеллектуальный марафон для учеников среднего звена и начальной школы. На закрытии вручались награды победителям и призерам. Также по традиции именно на закрытии Недели науки имена самых умных эрудитов заносятся в Книгу достижений, так называемую «Летопись школы «Эрудит», а выпускникам школы — одиннадцатиклас-сникам - вручаются памятные значки.

— Татьяна Борисовна, как вам пришла идея создания школы «Эрудит»?

— Первая причина – я человек неугомонный и творческий. Мне хотелось в обыденной атмосфере учебы создать что-то такое, что могло бы мотивировать детей в учении, в познании, чтобы они осознанно выбирали будущую профессию. Во-вторых, когда я начала работать в гимназии, я увидела, что потенциал учеников и преподавателей очень велик, а вот в интеллектуальном рейтинге города мы занимали всего лишь два-три призовых места. Я задумалась над причиной и поняла, что в повседневной учебной суете и текучке не удается уделить должного внимания одаренным и заинтересованным детям и их подготовке, раскрытию их творческих способностей. Всю жизнь я считала, что только строгая организационная структура может привести к определенным результатам. Так возникла идея школы «Эрудит».

— То есть выступления на всяких предметных олимпиадах – не главное?..

— Не главное. Главное, чтобы ребенок раскрылся, чтобы он хотел каждый раз шаг за шагом становиться лучше, ярче. Чтобы победа была не ради победы, а ради личностного роста.

— Опишите типичного, если можно так сказать об интеллектуалах, ученика школы?

— Мне кажется, что это вполне обычный ученик. Он не обязательно должен выделяться среди сверстников. Более того, он разностороннее, чем мы иногда предполагаем. Мы видим в нем только отличника по какому-то предмету, но когда начинаем с ним работать, то понимаем, что это, как правило, гораздо более глубокий человек, что у него неплохой кругозор, много самых разнообразных увлечений, которые помогают ему шире смотреть на разные вещи. Он, как правило, очень ответственно относится к порученному делу, пытливый, целеустремленный, дорожит своими творческими успехами, ценит людей, которые дружат, работают и общаются с ними. Можно сказать, что это не по годам мудрый человек.

— А как строится работа в школе?

— Школа «Эрудит» состоит из секций, которые возглавляют преподаватели Ставропольского государственного университета и учителя школы. Подбор преподавательского состава осуществлялся таким образом, чтобы людям, которые работают с детьми в «Эрудите», было самим интересно заниматься этим делом. Ведь дети растут не только в учении, но и в общении. Структура школы — это несколько секций. Среди них есть секции гуманитарного и естественно-научного цикла. Есть также секции художественной направленности. В этом году детей стали готовить к состязаниям по ОБЖ и физкультуре. Каждый год о достигнутых результатах мы отчитываемся на Неделе науки. Форма такого отчета каждый год разная, но обязательно творческая. В прошлом году, например, была представлена номинация «Шаг в науку», и все секции школы «Эрудит» должны были подготовить отчет о последних достижениях науки, заинтересовавших эрудитов. Они искали научные открытия, собирали материал о них и представляли в необычной, творческой форме. В этом году школе «Эрудит» исполняется десять лет. Мы постарались рассказать о школе на языке всех наук. Историки представляли «Эрудит» как историческое событие. Географы показали «Эрудит» как архипелаг островов: Любознательности, Мудрости, Познания. Математики вывели формулу «Эрудита». Химики приготовили эликсир мудрости. Литераторы написали оду «Эрудиту». И так, на языке своей науки, о школе рассказала каждая секция. Мы стараемся сделать так, чтобы присутствующие в зале, в том числе те, кто еще не добился успеха, хотели бы быть с нами.

— Получается, что важную роль играет конкуренция?

— Да, конечно.

— Сегодня много говорилось о традициях. Какую роль играют традиции, а какую – инновации?

— Наверное, каждая традиция сначала была инновацией. Первой такой традицией стала Неделя науки. В течение нескольких дней все желающие ученики состязаются в разных областях знаний. Это именно то время, когда можно уделить больше внимания именно заинтересованным, мотивированным, одаренным детям, которые любят учиться. Появившаяся как инновация, Неделя науки стала теперь ежегодной, а значит - традиционной. Когда появились первые успехи и победы учеников школы «Эрудит», пришла традиция вписывать имена и достижения учащихся в Книгу достижений. Это тоже традиция, которая родилась из инновации. Есть традиция после церемонии награждения победителей и лауреатов на торжественном закрытии Недели науки поднимать вместе все дипломы вверх – это символизирует успех каждого и всех вместе. Потом появилась традиция собирать вместе интеллектуальную олимпийскую сборную вместе с родителями, чтобы отдать долг каждому: ведь кто-то получает медали, кто-то дипломы, а кто-то еще не сумел завоевать награды или занять призовые места. Но когда они все приходят в зал, где их чествуют, они все равны. Ведь они защищали не только честь гимназии, но и честь семьи. Они – будущее России.

— Сколько же учеников гимназии №25 учатся в школе «Эрудит»?

— Если в школе 1070 учащихся, а в «Эрудите» более 250 человек – то это примерно одна четвертая часть учеников. Но есть еще многие, кто интересуется работой секций школы, но пока не решился попробовать свои силы. Но мы надеемся, что они обязательно вольются в дружную семью эрудитов гимназии. Мы стараемся создать для этого все условия.

Во всей сегодняшней неразберихе в системе образования и при множестве существующих в этой сфере проблем есть еще места, где в детях видят не только просто объекты для обучения, а мудрых, разносторонних людей, которым нужно помочь раскрыть свои таланты. Одно из таких мест – школа одаренных детей «Эрудит» гимназии № 25. Как правило, такие проекты появляются независимо от образовательных реформ, распоряжений вышестоящих органов, приказов и экспериментов. Они появляются тогда, когда совпадают несколько факторов: заинтересованные взрослые, пытливые ученики и, конечно же, настойчивое требование времени. И именно благодаря этому работают долго, стабильно и эффективно.

Никита ПЕШКОВ.

Фото Николая КОНАРЕВА.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов