«Геликон-опера» приготовила сюрпризы на закрытие «Музыкальной осени»

Ольга Метёлкина

47-й фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья» завершился выступлением артистов Московского музыкального театра «Геликон-опера» и симфонического оркестра Государственной Ставропольской филармонии

Ну, чем не Штраус?! - Дирижёр Валерий Кирьянов.
Александр ПлотниковНу, чем не Штраус?! - Дирижёр Валерий Кирьянов.

В последние годы каждый фестиваль отличается от предыдущих чем-то особенным. Нынешняя «Музыкальная осень» закрывалась не традиционным гала-концертом, а опереттой. Голоса отдельных солистов «Геликон-оперы» ставропольская публика имела возможность оценить и в прошлом. Так, в 2008 году к нам приезжала обладательница завораживающего меццо-сопрано Ксения Вязникова, а в 2008-м выступал бас-баритон Дмитрий Скориков. Возможность получить целостное представление о знаменитом театре хотя бы по одному спектаклю выпала впервые.

Оперетта «Летучая мышь» гениального Иоганна Штрауса была поставлена в «Геликон-опере» главным режиссером театра народным артистом России Дмитрием Бертманом еще в 1996 году и до сих пор остаётся одним из самых посещаемых спектаклей. Музыкальным руководителем постановки был сам маэстро Мстислав Ростропович. Неслучайно «виолончельная тема» обыграна даже в оригинальной сценографии спектакля. По замыслу его художников-постановщиков Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой декорации легко трансформируются и меняются также динамично, как изящно закрученная интрига, на которой балансирует весь легкомысленный сюжет этой истории.

Сцена из оперетты «Летучая мышь»: Майя Барковская (Розалинда), Вадим Заплечный (Айзенштайн) и Анна Гречишкина (Адель).
Александр ПлотниковСцена из оперетты «Летучая мышь»: Майя Барковская (Розалинда), Вадим Заплечный (Айзенштайн) и Анна Гречишкина (Адель).

Замечательна и задумка с размещением музыкантов. Оркестр в глубине сцены с дирижёром на возвышении совершенно не отвлекает внимания публики от действия, но одновременно является участником и свидетелем всего происходящего. Дирижёру Валерию Кирьянову в оперетте «Летучая мышь» отведена особая роль, ведь он руководит оркестром в образе самого Иоганна Штрауса.

На родной московской сцене в спектакле заняты несколько составов артистов «Геликон-опера». Ставропольская публика смогла оценить сценическое мастерство и замечательный вокал Майи Барковской, представшей в образе Розалинды, заслуженного артиста РФ Вадима Заплечного (Генрих Айзенштайн). Слушатели особо отметили чудный голос заслуженной артистки РФ Анны Гречишкиной в роли Адели. Неожиданным стало появление в образе князя Орловского молодой актрисы Александры Ковалевич, обладающей богатым меццо-сопрано. Удостоилась зрительской симпатии и троица клоунов (Евгений Ксенда, Михаил Лаверов и Андрей Орехов), отвечающих иронией на всё происходящее не только всем своим видом, но и пластикой.

Александра Ковалевич в роли графа Орловского.
Александр ПлотниковАлександра Ковалевич в роли графа Орловского.

Жанр спектакля, обозначенный как «оперетта-бал с сюрпризами», дал его создателям широчайшие возможности для полёта фантазии. Кстати, сюрпризы начались с первых звуков увертюры. В зал спустились элегантные молодые люди с шампанским для зрителей. Народ в партере оживился и без стеснения потянулся за бокалами. Другой сюрприз с «алкогольным уклоном» ждал публику также в первом действии, когда по сюжету речь зашла о князе Орловском и русских традиционных ценностях. На сцене появилась медвежья шкура, клоун с автоматом Калашникова и... ящик водки. Заранее разлитый по стопарикам и снабженный пресловутой закуской в виде черного хлеба с солёным огурчиком напиток был направлен в зал. Публика снова оживилась. Штраус нервно дышал. Сюрпризы продолжались.

Не знаю, что подумали искушенные ценители музыкальной классики, услышав как Альфред в тюрьме поёт: «Прибыла в Одессу банда из Амура, В банде были урки, шулера...», но мне почему-то вспомнилось, как наша коллега на пресс-конференции знаменитого виолончелиста Кирилла Родина спросила маэстро: «А Вы можете сыграть «Мурку»?»... Словом, в «Летучей мыши» в постановке Дмитрия Бертмана изначально не было пресловутой театральной «четвертой стены», разделяющей сцену и зрителей. Пусть знают, даже у героев штраусовской оперетты всё как у людей: флирт, интриги, водка с огурцом и юмор, что называется, «на грани»... И в этом контексте терцет Розалинды, Фалька и Генриха «За что, за что, о боже мой?» приобрел дополнительный смысл для публики, предпочитающей традиционное прочтение классики...

«Выпить подано!»
Александр Плотников«Выпить подано!»

Но при этом - чудесная музыка Иоганна Штрауса в исполнении симфонического оркестра филармонии, чарующие голоса по-настоящему больших артистов... Ничего не поделаешь, скажет либерально настроенный зритель, времена меняются, театр тоже становится другим. Возможно... Главное, чтобы в следующий раз слушатели, узнав, что к нам приедут артисты «Геликон-оперы», вспомнили прекрасные голоса, а не говорили: «А, «Геликон» - это где на спектаклях водкой угощают?».

симфонический оркестр, музыкальная осень, Геликон-опера

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление