Город­-донор сообща считает деньги

Тамара Коркина

В Ставрополе прошли публичные слушания по проекту решения Ставропольской городской Думы « О бюджете города Ставрополя на 2007 год». В их начале председатель комиссии по проведению публичных слушаний Сергей Кобылкин проинформировал, что для обсуждения в зале Дворца детского творчества собрались 637 человек. Среди них — глава города Дмитрий Кузьмин, председатель городской Думы Игорь Епринцев, депутат краевой Думы Евгений Письменный, независимый эксперт Петр Акинин, главы районных администраций, депутаты, руководители подразделений администрации города, просто горожане.

«Мы вправе рассчитывать,

чтобы усилия

были замечены…»

Открывая столь представительное заседание, глава города Дмитрий Кузьмин подчеркнул его необычность – публичные слушания по проекту бюджета Ставрополя проводятся впервые. От бюджета зависит социальное самочувствие горожан — и поэтому они приняли самое активное участие в обсуждении проекта. Публичные слушания подтверждают, что идет дальнейшее развитие местного самоуправления, а в отношениях власти и горожан утверждается открытость и доверие.

Дмитрий Кузьмин не смог обойти больное: Ставрополь — единственный в крае город­донор. И как же на сегодня несправедлив механизм распределения средств правительством края: кто больше заработал, у того больше забирают. Краевой бюджет в будущем году прирастает на 30 процентов, хорошо бы в такой пропорции прирасти и бюджету города­донора, но этого нет. Правительству края необходимо переходить от управления затратами к управлению доходами.

Главу поддержал председатель городской Думы Игорь Епринцев. Он подчеркнул, что Ставрополь – самый динамично развивающийся город в крае и «мы вправе рассчитывать, чтобы наши усилия были замечены». Председатель гордумы обратился к депутату краевой Думы от Ставрополя Евгению Письменному, а также куратору города, заместителю председателя правительства края Анатолию Воропаеву с просьбой поддержать наполнение бюджета города. Такое понимание было бы хорошим прорывом во взаимоотношениях краевой власти и города. У краевого центра много проблем. Взять состояние муниципального транспорта… (Тут особенно оживился ряд представителей троллейбусного управления, пришедших на публичные слушания с плакатами­требованиями погасить задолженность за предоставленные в прошлые годы льготы).

Игорь Епринцев проинформировал, что депутаты предложили увеличить ассигнования троллейбусному парку, на строительство спортивных площадок, сквера по проспекту Юности, 20, на проектирование пришкольных стадионов, которые должны стать центром проведения досуга не только детей, но и взрослых.

Полномочия предоставляют, а денег не дают

С расширенной информацией о проекте бюджета выступил директор комитета финансов и бюджета администрации города Николай Захаров.

Он отметил, что объем доходов городского бюджета увеличился с 1 739,5 миллиона рублей в 2004 году до 3 216 989,2 в 2007 году. Рост — в 1,8 раза. Сегодня финансовые ресурсы централизованы на федеральном и региональном уровне. Между тем вопросов местного значения, отнесенных к ведению городского округа, — 39. Только за последний год их перечень увеличился на 6 полномочий. А дополнительных средств на их реализацию местные бюджеты не получили.

В результате бюджет Ставрополя последние три года принимается с предельным дефицитом. Не стал исключением и проект бюджета на 2007 год. Он предусмотрен с предельным дефицитом в размере 184 060 тысяч рублей.

Структура доходов бюджета города такова: собственные доходы составили 60,5 процента (1 945 210,2 тысячи рублей), субвенции на выполнение государственных полномочий – 31,2 процента (1 003641 тысяча рублей), доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности – 8,3 процента (268 138 тысяч рублей). Такой значительный удельный вес субвенций из вышестоящих бюджетов говорит о том же — о высокой централизации доходов бюджетов бюджетной системы РФ на федеральном и краевом уровнях.

«Отрицательные трансферты»

Итак, собственные доходы бюджета города — 1 945 210,2 тысячи рублей. Но… Не все собственные доходы бюджета города могут быть направлены на решение вопросов городской жизни. Дело в том, что Ставрополь является плательщиком «отрицательного трансферта» в краевой бюджет. В соответствии с краевым Законом «О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае» из бюджета города изымается сумма, равная половине расчетных налоговых доходов, превышающих средний по краю уровень в 1,3 раза. В 2006 году сумма отрицательного трансферта составила 77 090 тысяч рублей, в 2007 году — 202 567 тысяч. Для города это очень существенное изъятие – 10,4 процента от собственных доходов.

Что поступит
в городскую казну

Горожанам небезынтересно знать, что в 2007 году в бюджет города в соответствии с проектом закона «О бюджете Ставропольского края на 2007 год» поступят:

дотация из краевого Фонда финансовой поддержки поселений в сумме 1 680,3 тысячи рублей (распределение этого фонда идет по подушевому принципу среди всех поселений края);

субсидия на выполнение Ставрополем функций административного центра в сумме 53 443 тысячи рублей;

субсидия из краевого Фонда муниципального развития на финансирование строительства незавершенных объектов муниципального значения в сумме 25 447 тысяч рублей;

субсидия из краевого Фонда софинансирования социальных расходов на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в сумме 5 732,9 тысячи рублей;

субсидия на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско­акушерских пунктов, врачам, фельдшерам (акушерам), медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи в сумме 18 300 тысяч рублей.

Парадокс: чем лучше работаем, тем меньше получаем. В будущем году городской бюджет не получит субсидию из фонда софинансирования социальных расходов на решение местных вопросов и дотацию из фонда сбалансированности местных бюджетов. (В этом году субсидия составила 30 505 тысяч рублей, дотации – 791 тысяча). Причина – изменения, внесенные в краевой Закон «О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае». Суть их в том, что муниципальные образования, имеющие бюджетную обеспеченность выше средней по краю, то есть лучше работающие, выпали из числа получателей.

Главный приоритет­социальная сфера

Общая сумма расходов в проекте бюджета города на 2007 год составила 3 401 049,2 тысячи рублей, что на 642 086 тысяч, или на 23,3 процента, больше уходящего года. Главным приоритетом бюджетных расходов остается социальная сфера, на нее планируется израсходовать 2 347 374 тысячи рублей. Это — 69 процентов всего городского бюджета.

Вопрос ­ ответ

В комиссию по проведению публичных слушаний поступили предложения от горожан, общественных объединений и трудовых коллективов. Остановлюсь лишь на некоторых из них.

Работники троллейбусного предприятия, настаивающие на погашении задолженности за перевозку льготников с 2002 по 2004 годы, получили такой ответ: принято решение провести инвентаризацию задолженности с тем, чтобы поэтапно погасить ее в течение трех лет. В проект бюджета на 2007 год будут включены на эти цели 7 миллионов рублей.

Комиссии изложил свои многочисленные проблемы Союз садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, запросивший 4 миллиона рублей. Ему обещано на инженерное обеспечение территорий 489 тысяч рублей. Отмечено, что будут выделены средства на содержание и ремонт подъездных дорог к садоводческим товариществам. В текущем году на это израсходовано 4 772 839 рублей. В 2007 году работы также будут выполняться за счет общих ассигнований, предусмотренных на ремонт и содержание городских дорог.

Поступило предложение включить в бюджет города средства на строительство крематория. В результате принято решение о включении дополнительно в проект бюджета средства на изготовление проектно­сметной документации по данному объекту в сумме 2,5 миллиона рублей. Строительство крематория планируется по улице Коломийцева.

Пришло предложение не тратить деньги налогоплательщиков на проведение салютов. Комиссия не согласилась с экономным горожанином. На проведение праздничного фейерверка в честь 230­летия города предусмотрено 500 тысяч рублей.

Горожан волнует капитальный ремонт жилья. Прозвучало, что планируется проводить его в рамках долевого участия населения и бюджета города. При этом доля средств собственников жилых помещений в расходах на капремонт будет составлять 20, а доля средств бюджета города – 80 процентов.

Что сказал эксперт

Все участники публичных слушаний с интересом выслушали мнение эксперта проекта бюджета декана экономического факультета СГУ доктора экономических наук Петра Акинина. «Пропорция несправедливости» — такие мысли навеяло ему изучение проекта бюджета города. Бюджет края на 2007 год планируется в сумме 30 миллиардов рублей, Ставрополя — в 3,2 миллиарда рублей, что составляет 10 процентов. Между тем, в краевом центре проживает 18 процентов всего населения Ставрополья, и город­донор собрал 12 миллиардов налогов. Краевое правительство не должно забывать, что услугами Ставрополя пользуются жители близлежащих сел, что город сполна ощущает на себе активный процесс урбанизации. Край наш почему­то именуется аграрным, хотя на долю села в валовом продукте приходится всего 13,4 процента. Село сегодня в крае — как банановая республика.

Ставрополь растет день ото дня, в нем превращаются в неразрешимые проблемы изношенные коммунальные сети, утилизация отходов, состояние дорог. Через десять­двадцать лет население краевого центра удвоится, к этому надо готовиться, вся нагрузка ляжет на то, что сейчас город имеет. К сожалению, члены правительства края этих проблем замечать не хотят. Критика в адрес правительства звучала и в других выступлениях.

.

tkorkina@vechorka. ru



Последние новости

Все новости

Объявление