Сможем мы использовать перемены с пользой для горожан, покажет время

.

В конце февраля Ставропольская городская Дума утвердила новое положение о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя. О том, как оно будет «работать» на практике, а также об изменениях в структуре управления городским имуществом мы говорим с депутатом Ставропольской городской Думы, председателем комитета по собственности, экономическому развитию, торговле и инвестициям Геннадием Тищенко.

- Геннадий Иванович, почему потребовалось утверждать новое положение и насколько это важно для горожан?

- Положение - это документ, регламентирующий вопросы организации работы того или иного структурного подразделения администрации города, в том числе он определяет перечень полномочий. Именно наделение новыми полномочиями комитета по управлению муниципальным имуществом и потребовало принятия нового положения. Если быть совсем точным, то часть функций комитета градостроительства администрации города передается в КУМИ.

Эти функции касаются администрирования земельных отношений, а значит, затрагивают каждого горожанина, независимо от того, проживает ли он в многоквартирном доме или в частном, ведь любая недвижимость связана с землей. Муниципальная земля теперь рассматривается, как имущественный комплекс, являющийся основным источником пополнения городского бюджета. На комитет по управлению муниципальным имуществом возложена задача реализации единой политики в области имущественных, а теперь еще и земельных отношений.

- Чем вызваны такие изменения?

- Давно сложилось, что весь комплекс вопросов, связанных с распоряжением муниципальной землей, делили два комитета администрации города: градостроительства и по управлению муниципальным имуществом (КУМИ).

Когда в 2008 году в Думе пятого созыва я возглавил комитет по собственности, мы с коллегами неоднократно указывали на недостатки в работе администрации в области земельных отношений. Разделение функций приводило к несогласованности действий, не позволяло в должной мере установить контроль за использованием муниципальной земли, определить ответственных лиц по тем или иным направлениям работы.

К примеру, мы спрашивали: почему не выделяются земельные участки льготникам - участникам боевых действий, многодетным? КУМИ нам отвечал, что свободных земель нет. В то же время постановлением главы администрации, подготовленном в комитете градостроительства, выделялись сотни гектаров под мифические спортивные центры, тепличные хозяйства, оздоровительные комплексы. Или, помню, как в 2010 году подводили итоги работы администрации за девять месяцев по исполнению доходной части бюджета. Спрашиваем, почему не было проведено ни одного аукциона по продаже права аренды земельных участков для многоквартирного и индивидуального жилищного строительства. Ответ тот же - комитет градостроительства не сформировал ни одного участка. Земли, конечно, выделялись, вот только в обход закона и «своим» людям, а бюджет не получал ни копейки. Как все происходило на самом деле, всем стало понятно после ареста Бестужего, после ряда других коррупционных скандалов в комитете градостроительства.

Начиная с 2008 года мы неоднократно вносили предложения о передаче функций по администрированию земельных отношений в комитет по управлению муниципальным имуществом, но сталкивались с противодействием со стороны руководства администрации и несовершенством федерального законодательства. Лишь в феврале 2014 года нам удалось сдвинуть вопрос, и часть полномочий была передана.

Недавние изменения федерального законодательства подтвердили обоснованность наших требований, и 25 февраля 2015 года, приняв Положение о КУМИ, мы наконец поставили точку в этом вопросе. Кстати, хочу отметить, что законом теперь четко определено, что земельные участки предоставляются только через аукционы, за исключением определенного законом перечня случаев. Напомню, что еще три года назад мы добились проведения первых аукционов по продаже права аренды земельных участков, и вот теперь этот порядок закреплен федеральным законодательством.

- Как Вы думаете, позволят ли эти изменения снизить уровень коррупции в системе администрирования земельных отношений?

- Я на это очень надеюсь. Изменения в федеральном законодательстве во многом и направлены на то, чтобы исключить злоупотребления в этой сфере. Все земельные участки должны подлежать строжайшему учету. При выделении земли правила должны быть прозрачными и одинаковыми для всех. Льготные категории граждан должны четко понимать сроки реализации своих прав. Проведение аукционов обеспечит равные права при выделении участков, станет хорошим подспорьем для бюджета.

Как председатель комитета по собственности, я постоянно нахожусь в контакте со специалистами КУМИ, и у нас сложились хорошие рабочие отношения, несмотря на то, что я часто и много критикую их работу, указываю на недостатки. С приходом на должность главы администрации города Андрея Хасановича Джатдоева деятельность мэрии стала более открытой, прозрачной, если хотите, а в таких условиях нечистым на руку сложнее проворачивать свои делишки.

Сейчас в КУМИ ведется разработка новых административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг с учетом изменений законодательства. Муниципальные услуги в сфере земельных отношений должны предоставляться по максимуму через многофункциональные центры. Многое будет зависеть и от кадровой политики администрации. Сможем ли мы использовать перемены с пользой для горожан, покажет время. 

- Я знаю, что сегодня должность директора комитета градостроительства вакантна. Каким, по Вашему мнению, должен быть руководитель этого комитета?
- За последние десять лет чуть ли не ежегодно менялось руководство комитета градостроительства. Я уже и не вспомню, сколько раз это происходило. По тем или иным причинам из комитета ушли опытные специалисты, работавшие еще с советских времен и знавшие территорию города как свои пять пальцев. Люди моего поколения помнят, что только в Ставрополе работали десятки проектных институтов. Часть из них были отраслевыми, другие занимались исключительно градостроительной политикой. Город мог похвастаться уникальными даже в масштабах страны проектами – Дворец культуры и спорта профсоюзов, кинотеатр «Салют». А людей, возглавлявших тогда строительство, вспоминают добрым словом до сих пор.

Отрасль градостроительства становится все более наукоемкой. Но можем ли мы сегодня похвалиться каким-либо градостроительным проектом, как уникальным или ультрасовременным? Наверное, нет. А вот ошибок наделали массу. Поэтому лично мне хочется, чтобы новый руководитель, во-первых, был патриотом Ставрополя. Во-вторых, имея все возможности созидать, шел в ногу со временем. И, в-третьих, хотел бы оставить свой след в истории города, а не наследить, как это делали его предшественники.

- Какие функции теперь станут основными для комитета градостроительства?

- Комитет должен наконец-то соответствовать своему названию и начать вплотную заниматься непосредственно градостроительной политикой. С 1 марта в этом состоит основная задача комитета. Я не оговорился, именно начать заниматься. То, что делалось до сих пор, нельзя назвать серьезным, вдумчивым подходом к развитию города, изменению его облика. Комитет градостроительства был, а градостроительной политики не было.

Вспомните, с каким трудом принимался Генеральный план города Ставрополя. Этот важнейший документ до сих пор находится в зачаточном состоянии. Ведь, помимо разделения территории города на те или иные зоны, которым должна соответствовать застройка и целевое назначение земель, необходима его дальнейшая актуализация и детализация. Наложение на план других так называемых слоев. Эти слои должны отражать как существующее положение, так и будущее развитие коммунальных сетей, автодорог, зон отдыха, озеленения, движения транспорта. Соседние города ушли далеко вперед в этом вопросе. В Ростове-на-Дону таких слоев четыре, в Краснодаре – шесть. Необходимо постоянно актуализировать Правила землепользования и застройки города. Без этого крайне сложно переходить к главному - к детальной планировке территорий, где мы могли бы видеть каждое здание, дорогу, тротуар, дерево, лавочку – архитектуру в полном смысле этого слова.
Особенно хочу подчеркнуть важность участия жителей в этом процессе. В ближайшее время на общественные слушания будут вынесены первые проекты планировки отдельных кварталов. Пользуясь случаем, призываю всех горожан активнее участвовать в обсуждении.

Важность детального планирования осознают и крупные компании, лидеры строительной отрасли города. Например, «ЮгСтройИнвест» вкладывает немалые средства в проекты детальной панировки, где помимо жилых домов предусматриваются места для школ, детских садов, скверов, спортивных и детских площадок. Партнерство с бизнесом, установление деловых, взаимовыгодных отношений должны стать неотъемлемой частью градостроительной политики. 

А к чему приводит отсутствие концепции развития города в настоящем и в ближайшей перспективе, мы все с вами видим, когда стоим в пробках, наблюдаем разрушение исторического центра Ставрополя.

В заключение хочу обратить внимание, что вступившие в силу изменения только создают возможности. Обратить их на пользу городу мы сможем, только объединив усилия власти, бизнеса и горожан.

Лев Григоренко.

Тищенко

Другие статьи в рубрике «Официально»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление