Хорошо, что пришли

Хорошо, что пришли
Есть люди, встреча с которыми остается в памяти на долгие годы. Она может повлиять на твое мировоззрение, обогатить внутренний мир. А если она происходит в детские годы, то ее влияние бесценно.

Более сорока лет в нашем городе существует детский кукольный театр «Солнышко», созданный и руководимый более тридцати пяти лет замечательным человеком, знатоком детской души Виктором Петровичем Ястребцевым, которому 11 октября исполнилось бы 70 лет. Но теперь уже мало кто помнит, что свою деятельность руководителя ТЮЗа он начинал в средней школе № 2 краевого центра в далеком 1959 году.

Да, ровно 50 лет назад двадцатилетним юношей, окончившим Московский народный университет искусств имени Крупской, пришел он в нашу школу, что находилась на улице Молотова, ныне - улица Мира.

До этого у нас был театральный коллектив, руководил им Вениамин Александрович Михайлов.

Новый «театральный» сезон мы начали с Виктором Петровичем одноактной пьесой А. П. Чехова «Юбилей».

Потом были детские спектакли «Зайка-зазнайка», «Королевство кривых зеркал», где пробовали свои силы в актерском мастерстве и очаровательная девочка Кларочка Штайн, и Женя Луганский. Редко какой из школьных вечеров обходился без участия нашего театра.

Как быстро летит время! Кажется, что это было вчера, а с той поры прошло уже полвека. После окончания школы каждый стал искать свою жизненную дорогу, а Виктор Петрович продолжал работать в школе. В 1961 году он ее покидает, но ненадолго. Он уезжает в станицу Новопавловскую — ныне город Новопавловск — художественным руководителем Дворца культуры, одновременно работая с театральным коллективом. Но, видимо, желание работать с детьми не угасло, и спустя два года возвращается в Ставрополь с женой Зиночкой, которая станет единомышленником и спутником жизни до самых последних его дней.

— Хорошо, что пришли. Я рад! — такой фразой он всегда встречал нас на пороге своего низенького дома, что находился на пересечении улицы Дзержинского и проезда Томского. На углу находилась керосиновая лавка, где работал его отец Петр Васильевич. От калитки к дому вела длинная дорожка, вымощенная битым кирпичом и камнем. Небольшая комнатка с низким потолком, более чем скромная обстановка. Но привлекало внимание множество книг и журналов. В этой комнатке проходили у нас жаркие споры о литературе, театре, системе Станиславского.

Время шло, мы взрослели, у нас появились свои дети, а Виктор Петрович, перейдя во Дворец пионеров, создал на его базе детский кукольный театр и продолжал все свои силы, опыт и тепло души отдавать детям. Вместе с художником и изготовителем эскизов кукол Светланой Оганян он показал ребятам города на самых разных площадках более 2000 спектаклей. Да еще каких спектаклей! Каждый из них — праздник для детской души. И тут проявился у него большой талант — умение общаться с детьми самых разных возрастов. Сейчас родители порой не могут найти общего языка с детьми, о внуках я уже молчу. Мы для них, за редким исключением, вымершие динозавры. Разгадка оказалась невероятно простой. Однажды мы заговорили о его давней мечте — осуществить на сцене кукольного театра постановку по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

— Виктор Петрович, — осторожно спросила я, — а поймет ли маленький зритель эту серьезную философскую вещь?

— Да они понимают это лучше нас! — вспыхнул он. Потом уже спокойно добавил: — Дети смотрят не так, как мы. Вспомни у Антуана: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь… Искать надо сердцем».

Да, он искал путь именно к сердцу ребенка. Для него не было плохих, трудных детей, нужно только найти ключик, который откроет маленькое детское сердечко навстречу прекрасному, светлому, доброму. Одним из этих ключиков и являлся волшебный мир сказок, мир кукольного театра. Я не раз наблюдала, как проходило это волшебство. Перед началом спектакля выходил Виктор Петрович со словами: «Дорогие ребята! Сегодня мы покажем вам спектакль, подготовленный нашими артистами. Это сказка о борьбе добра со злом, о дружбе и взаимовыручке. Я хочу, чтобы вы были внимательны и не пропустили самого главного. После спектакля не спешите уходить, вы познакомитесь с исполнителями наших кукольных героев».
Начинался спектакль, и детская аудитория с разными характерами, привычками, уровнем воспитания превращалась в один живой организм. Дети переживали за добрых героев, предупреждали их об опасности, уговаривали доверчивого Петушка не верить хитрой Лисе, предупреждали беспечного Зайчика, что за кустами прячется злой Волк. Они искренне верили, что именно благодаря им и Зайчик, и Петушок остались невредимыми. Никакого шелеста конфетных оберток, лишних разговоров. Детские сердца были распахнуты добру.

Более всего Виктор Петрович уважал мнение ребенка, даже если оно не совпадало с его мнением. Тактично, без назойливых назиданий он открывал ребенку все возможные последствия неблаговидного поступка, предлагал множество вариантов выхода из трудных ситуаций, но никогда не высмеивал никого, особенно в присутствии других детей. Ребята видели в нем друга и доверяли свои тайны, не боясь огласки. Виктор Петрович считал, что ребенку, особенно в день его рождения, нужно устраивать праздник. Никогда не забуду его слова: «Знаешь, Людмила, даже если ребенок огорчил тебя, день его рождения, день появления на свет, должен быть для него днем счастья. Необязательно дарить дорогой подарок, можно пойти в театр, просто погулять, приготовить то, что он любит. Важно уделить ему внимание и любовь».
В дни новогодних каникул он был неизменным Дедом Морозом. К празднику готовились заранее. Изготавливали вместе с Зиночкой игрушки, за свои деньги покупали всевозможные маленькие сувениры. Главное, чтобы ни один ребенок не ушел без подарка или приза. Когда наш маленький сын заболел, он навестил его, и счастливый Сережа долго верил, что его посетил настоящий Дед Мороз.

Свой последний подарок он сделает, уже находясь в больнице. Молоденькой медсестре, отдавая игрушку, скажет: «Это твоему сынишке на память».

И вот я в гостях у Зиночки — Зинаиды Павловны. Прошло уже почти семь лет, как нет с нами Виктора Петровича. Но ничего здесь не изменилось, на стене портреты юных исполнителей со своими кукольными героями, всюду расположились игрушки, на диване, свернувшись калачиком, лежит роскошная белая кошка Милка и мурлычет свою кошачью песню.
В ванной — панно, русалка со сказочными глазами купается в теплых голубых волнах. Все хранит память о хозяине. Кажется, он отлучился на время. Сейчас откроет дверь, улыбнется и приветливо скажет: «Хорошо, что пришли. Я очень рад».

Людмила Задорожная.

Фото из личного архива автора.



Последние новости

Все новости

Объявление