И невозможное возможно

Ольга Метёлкина

И невозможное  возможно

Сегодня Ставропольский академический театр драмы  имени М. Лермонтова открывает свой 166-й сезон.

Театралы, с нетерпением ждавшие этого события, нынешним вечером увидят премьеру спектакля «Лайф-Лайф» по пьесе Г. Нагорнова. А накануне мы с фотокором Александром Плотниковым побывали в театральном закулисье. Его загадочный мир — это та часть айсберга, которая скрыта от глаз зрителей. Верхушку все мы видим в свете софитов. Цветы и овации поклонники дарят актерам, а гром аплодисментов лишь издалека доносится до цехов и мастерских, где каждый день не прекращается работа над постановками. Вот мы и решили познакомиться с людьми, создающими спектакли и остающимися при этом в тени рампы.
Наш проводник в закулисье театра драмы - заведующая постановочной частью Наталья Ивановна Шевякова показывает самый большой по размерам цех — живописно-декорационный. Практически все декорации, которые публика видит на сцене, создаются здесь. Масштабы «производства» не могут не впечатлять. Здесь, например, недавно «строили» стены... метрополитена. Ведь действие спектакля «Лайф-Лайф», которым открывается сезон, развивается именно в метро. И чтобы зрители поверили в происходящее на сцене, пришлось изрядно потрудиться.
Заведующая живописно-декорационным цехом, член Союза художников России, заслуженный работник культуры РФ Валентина Аркадьевна Санжарова вот уже 45 лет служит в Ставропольском театре. Её конёк — скульптура. Мастерство заключается в том, чтобы зрители не отличили массивные с виду изваяния, величественные барельефы и памятники, созданные Валентиной Аркадьевной из пенопласта, от настоящих, мраморных или гранитных. Молчаливые участники старых спектаклей - скульптурные изображения писателей, полководцев, философов на стеллажах в художественно-декорационном цехе напоминают музейную экспозицию. Как знать, может быть, они еще сыграют свою роль в какой-нибудь новой пьесе...
- Почему люди задерживаются в театре? - говорит Валентина Аркадьевна. - Потому что каждый спектакль – это что-то новое. Для художника это очень интересно. Каждый спектакль начинается с вопроса: а как его сделать? Пожалуй, мы не за зарплату работаем, учитывая ее мизерный размер, а скорее – служим искусству.
Конечно же, не всякий человек находит в театре своё призвание. Это, наверное, как любовь с первого взгляда: случилась или нет. Театр, как сказка, в которую поверил. Между прочим, у Натальи Анатольевны Хохловой, закройщицы пошивочного цеха, 28 лет назад всё началось именно со сказки. Это была постановка «Волшебные кольца Альманзора». А теперь в сшитых ею костюмах щеголяют принцы и короли, герои-любовники и отпетые негодяи, литературные персонажи былых времен и наши современники.
Коллега Натальи Анатольевны Екатерина Константиновна Тюленева говорит, что здесь недостаточно быть классным мастером, театр требует свободы мысли и фантазии,  без творческого подхода в этом деле ничего не получится.
В театре всё и все взаимосвязаны. Он, как большой живой организм, занят одним общим делом. Вот пошивочный цех изготовил костюмы к новой постановке, и теперь уже задача Татьяны Яковлевны Спивак сделать так, чтобы они были готовы к каждому спектаклю, почищены и выглажены. Татьяна Яковлевна - заведующая костюмерным цехом.

И невозможное  возможно


А наш проводник по закулисью Наталья Ивановна ведет нас дальше — в бутафорский цех. Говорят, что у тех, кто здесь работает, «золотые руки». Другими такое не сделаешь! Головные уборы, веера, сумки, вазы, цветы, оружие, картины...
– Это люди уникальной специальности, которые делают то, что невозможно купить, - говорит Наталья Ивановна. - Художники могут сделать всё своими руками. Деревья - из бумаги, ягоды и фрукты - из поролона.
Слово «бутафория» по-итальянски значит «подделка». Но чтобы подделка выглядела, как настоящий предмет, приходится приложить немало сил, мастерства и фантазии. Не обойтись без этого гримерам и постижерам. Мы заглянули туда, где актеры преображаются, порой до неузнаваемости. В царстве париков и грима нас встретила Наталья Евгеньевна Форумян, которая умеет делать настоящие чудеса. Например, превращать наших современников в Пушкина и Лермонтова, юных актрис - в бабушек, а красавцев - в монстров. Наталья Евгеньевна показала парик Квазимодо из спектакля «Собор Парижской Богоматери», вблизи он выглядит не менее натурально и отталкивающе, чем на актере во время действия. Бывает сложный грим, работа с которым требует более часа.
Для тех, кто служит в театре, пожалуй, нет ничего невозможного. И никакого секрета здесь нет. Есть только искусство. Сегодня вечером откроется занавес, на сцену выйдут любимые актеры, и зрители вновь встретятся с настоящим чудом.

 

 

Евгений ЛУГАНСКИЙ, директор Ставропольского академического театра драмы имени М. Лермонтова, заслуженный работник культуры России:
– К открытию 166-го сезона мы подготовили две премьеры. Это «Лайф-Лайф» по пьесе Глеба Нагорного. Всех нас всегда волнует, как человек проявляет себя в разных ситуациях. И автор дает нам возможность не только увидеть это, но и попробовать поставить себя на место героев. В России мы первыми обратились к этой пьесе. Для постановки мы пригласили режиссера из Литвы Юрия Попова. Вместе с автором пьесы он будет сегодня на премьере. В спектакле заняты почти все ведущие актеры театра.

И невозможное  возможно


Вторая новая работа — музыкальная комедия «Необыкновенные приключения в отеле Мирандолины» по пьесе К. Гольдони «Хозяйка гостиницы». Ее поставил заслуженный деятель искусств России режиссер Валентин Бирюков. Участие таких актеров, как Ирина Баранникова, Александр Жуков, Владимир Аллахвердов и других, сделает свое дело, и спектакль получится интересным.
Мы по-прежнему продолжаем работу в содружестве со Ставропольским государственным университетом. Новый совместный проект — сказка «Маугли». В спектакле, который ставит народная артистка РФ профессор СГУ Наталья Зубкова, заняты студенты актерского отделения факультета искусств и актеры театра. Он выйдет в ноябре, к неделе «Театр — детям и юношеству». У нас один из немногих театров в России, который проводит такую неделю.
Детей ждет и традиционная новогодняя премьера. Сказку «Дед Мороз, ау-ау-ау!» написал наш актер заслуженный артист России Михаил Новаков. Она получилась остроумная, интересная. А представление возле ёлки готовит заслуженный артист России Александр Ростов. Дети всегда с удовольствием принимают в нем участие.
В ноябре на малой сцене мы покажем экспериментальный спектакль «Бермуды» по пьесе Ю. Юрченко. Ставит его режиссер Н. Зубкова. В спектакле заняты только два актера - Тамерлан Коченов и Лариса Ургант. Зрители, которые смотрят телесериал «Глухарь», наверняка узнают их. Тамерлан снялся уже в 20 фильмах. Его и Ларису Ургант мы приняли в труппу театра.
Если говорить о более отдаленных премьерах, то следует сказать о работе над спектаклем по пьесе Ю. Полякова «Одноклассники». Планируется выпустить его в феврале 2011 года. Режиссер В. Бирюков уже ставил пьесу этого автора - «Женщины без границ». Юрий Поляков приезжал на премьеру и остался очень доволен. В репертуарном портфеле театра «Ромео и Джульетта» В. Шекспира. Сейчас мы работаем с композитором, который приедет прослушивать актеров.
А 19 декабря театр будет отмечать своё 165-летие. Не буду раскрывать секретов, скажу только, что уже готовимся провести праздничный вечер.
Театр по-прежнему много ездит по краю. В Новоалександровске, где у нас открыт филиал театра, играем по три спектакля в квартал. В течение года там почти всегда бывает аншлаг и на детских, и на вечерних спектаклях. Часто выезжаем в Невинномысск, Изобильный, Светлоград, Ипатово, Красногвардейское. Театр готов ехать даже в самую дальнюю точку Ставропольского края, главное, чтобы нас там ждали.

 

Фото Александра ПЛОТНИКОВА

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление