И песня тоже воевала…

Анна Учаева
В начале войны мне было всего семь лет, но в детской памяти сохранилось очень многое. Но одно из событий военного времени запечатлелось особенно.

Это было в ночь под Новый год. Шел третий год войны. Мы жили в обычной украинской деревне, оккупированной фашистами, на трассе «Киев - Одесса». За время оккупации жители были так запуганы, что ходили по улице с опущенными головами, согнутыми спинами, разговаривали почти шепотом, опасаясь нарушить драконовские распоряжения немецких властей. В деревне постоянно находилось большое количество фашистов, находящихся на марше или прибывших на отдых. В ту новогоднюю ночь их было особенно много, до зубов вооруженных пушками, минометами и другим оружием.

Ночь стояла тихая, ясная, морозная. Фашисты отдыхали, ничего не подозревая. И вдруг откуда-то издалека послышалась красноармейская песня «…дальневосточная, опора прочная…», которая была очень популярной перед Отечественной войной.

Старушки и дети из дома в дом моментально разнесли эту новость. А песня звучала все громче, приближаясь к деревне. Морозной зимней ночью ее слышно было очень далеко. Услыхали ее и фашисты. Несмотря на огромное количество техники и вооружения, они почему-то с криками «партизанен» в панике, на машинах убежали из деревни, не предприняв никаких действий.

Наступила мертвая, грозная тишина. Ее нарушала лишь песня, приближавшаяся к деревне. Все жители деревни высыпали на улицу. Они увидели, как в деревню входит партизанская разведка. Взвод из 20 – 30 человек, в разношерстной армейской и гражданской одежде, с советским и трофейным вооружением. Первое, что спросили партизаны, было «есть ли в деревне немцы?».

- Было много, но убежали, - отвечали женщины.

- Не убегут, все равно догоним, - ответил кто-то из разведчиков.

За разведкой, метров через 300, медленно, соблюдая дистанцию, шли партизанские колонны. За пешими двигались конные санные упряжки, на них были маленькие пушки, станковые пулеметы, женщины, дети, раненые. Песню больше не пели, но ее слова все еще звенели в ушах.

Партизанская колонна тянулась почти всю ночь. Деревня ожила, люди стали говорить во весь голос, лица стариков даже помолодели. Жители угощали партизан чем могли. Доставали самогонку – зима все-таки, холодно, да Новый год как-никак, хоть на марше, но надо отметить.

Люди поверили, что народ не сломлен оккупацией фашистов, что есть еще сила, способная выгнать врагов с нашей земли. Многие деревенские подростки, что прятались от угона в Германию, в ту ночь ушли вместе с партизанами.

Утром за деревней прогремел мощный взрыв. Это партизаны взорвали за собой мост. Через сутки после ухода партизан в деревню снова вошли немцы. Но народ здесь стал как будто совсем другим.

У меня и по сей день перед глазами проходят партизанские колонны, и слышатся слова «дальневосточная, опора прочная…» Да, песня тоже воевала, поднимала дух и настроение бойцов, партизан, подпольщиков и жителей оккупированных территорий. Она же нагоняла страх на фашистов. С такой песней мы верили, что советский народ победить невозможно, что враг будет разбит и победа будет за нами. Так оно и произошло.

Иван Михайлович СИЧКАРЬ, ветеран военной службы, полковник в отставке, доцент.

Послесловие от редакции

Нам стало интересно, о какой песне идет речь в материале Ивана Михайловича Сичкаря. В поисках информации помог интернет. На сайте sovmusic.narod.ru мы нашли текст «Дальневосточной песни», который предположительно принадлежит пролетарскому поэту Александру Поморскому. Песня была написана в связи с пограничным конфликтом СССР и Японии у озера Хасан и реки Халхин-Гол в 1938 году. В свое время это было довольно популярное произведение, активно использовавшееся в качестве строевого марша. Писатель Василий Аксенов упоминает «Дальневосточную» в своей «Московской саге». Ссылается на нее и Василь Быков в «Красных петлицах».

Песня претерпевала изменения в связи с политической обстановкой и репрессиями в стране. Так, первоначально в одном из куплетов было: «Товарищ Блюхер дает отпор!», а не: «Дальневосточная дает отпор!», как изменили позже.

Дальневосточная песня

Идет страна походкою машины.

Гремят стальные четкие шаги,

Но если надо - выстроим щетиной

Бывалые, упрямые штыки.

Стоим на страже всегда, всегда,

Но если скажет Страна Труда -

Прицелом точным - врагу в упор

Дальневосточная дает отпор!

Полки придут и с севера, и с юга,

С донецких шахт

и забайкальских сел,

Свою винтовку - верную подругу

Опять возьмет ударный комсомол.

Дальневосточная - опора прочная,

Союз растет, растет непобедим.

Что нашей кровью,

кровью завоевано,

Мы никогда врагу не отдадим.

Нам не забыть большой

и грозной силы,

Когда дышала гибелью земля,

Когда луганский

слесарь Ворошилов

Водил полки по скошенным полям.

Дальневосточная - опора прочная

Встречает яростью войну.

Она хранит,

хранит рукой железною

Свою рабочую страну.

Нам не забыть победы и уроки,

И злой огонь, и снежную пургу,

Нам не забыть твоих побед,

Буденный,

И твой удар по злобному врагу.

Готова Армия в часы ударные!

Устав её всегда один:

Что нашей кровью,

кровью завоёвано

Мы никогда врагу не отдадим!



Последние новости

Все новости

Объявление