И пусть поколения знают...

Лариса Ракитянская

Сегодня «Вечерка» публикует необычную подборку писем — она составлена из воспоминаний разных поколений о ветеранах Великой Отечественной войны. Авторы этих писем — студенты и ученые Ставропольского государственного аграрного университета, жители Ставрополя. И это — удивительный, но такой простой факт: память жива! Банальная вроде бы фраза, «затертая» и «заштампованная». Но по-другому не скажешь и не напишешь: война еще «болит» в людской, народной, памяти и жизни. Эта боль нас объединяет и роднит в эти цветущие майские дни..

 

Три письма с фронта

Дорогие реликвии об отце, погибшем на Волховском фронте, хранит  академик В. А. Мороз. Сын искал отца 70 лет...

Мой отец Андрей Фёдорович Мороз, уроженец села Малые Ягуры Туркменского района, был совершенно безграмотным и трудился простым рабочим в «Заготшерсти» в Кизляре вплоть до ухода на фронт. Этот момент я запомнил очень чётко, когда сразу же, в самом начале Великой Отечественной войны, его забирал в действующую армию военкомат. Был жаркий, солнечный августовский день. К нашей хатёнке подъехала грузовая машина, в кузове которой сидело много мужчин. На всю жизнь мне запомнились эти истошные, не сдерживаемые крики и плач. Уезжавшие на фронт и их провожавшие будто чувствовали – больше встречи на этой Земле уже не будет. К величайшему сожалению, так оно и случилось: 21 апреля 1942 года мой отец погиб на Волховском фронте.

По словам мамы, она получила известие о том, что он пропал без вести. Три письма папы с фронта, написанные так, что только можно догадываться, о чём он хотел сказать, до сих пор как самая дорогая реликвия хранятся у меня. В них он не жаловался ни на что, а во всех письмах просил маму беречь нас – детей и саму себя. Перед самой своей гибелью он отправил письмо, которое можно прочесть с большим трудом и в котором опять же, без всяких жалоб, была только одна просьба – сберечь детей, которых у мамы было трое (мои брат и сестра умерли от голода). Ещё отец сообщал, что назавтра дан приказ идти в атаку, для чего выдали лыжи и по 200 граммов ячменя в зерне. После этой атаки писем он больше не присылал. Мама не верила страшному известию, которое вскоре было получено, и продолжала ждать. Вместе с ней ждал его и я… А когда уже повзрослел, то в поисках отца стал писать, куда только мог, в том числе в архив Министерства обороны СССР. На все мои запросы приходил один и тот же ответ: «По документам учёта безвозвратных потерь сержантов и солдат Советской Армии за период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Мороз Андрей Фёдорович, 1911 года рождения, в числе погибших, умерших от ран и пропавших без вести не значится». Несмотря на этот убийственный ответ, год от года я продолжал «стучаться» в ЦАМО. И наконец, через 70 лет после гибели отца получил архивную справку, датированную 20 апреля 2012 года, в которой сообщается о том, что «Рядовой 71-го гвардейского полка 24-й гвардейской дивизии Морозов Андрей Фёдорович, 1911 года рождения, уроженец Орджоникидзевского края, призван Кизлярским РВК, погиб 21 апреля 1942 года.

Похоронен в лесу, в трёх километрах юго-западнее деревни Спасская Полисть Чудовского района Ленинградской (ныне Новгородской) области. Жена – Морозова Анастасия Васильевна - проживала по адресу: Орджоникидзевский край, г. Кизляр. Сведениями о перезахоронении архив не располагает».

Из этой архивной справки стало понятно, что искать надо было почему-то не Мороза Андрея Фёдоровича, а Морозова. И всё же перезахоронение состоялось. Я дважды побывал на этом горестном месте. Когда в первый раз подошёл к скорбной стеле, то при виде фамилии, имени и отчества отца едва смог совладать с собой. Слёзы застилали лицо... Но братское захоронение ухожено, к нему идёт хорошая дорога. Всё это вызывает глубокие чувства благодарности тем людям, которые проявляют такую большую заботу о павших героях.

Василий Мороз,
академик РАН, Герой Социалистического Труда.

 

Пройдём с прадедушкой в «Бессмертном полку»

Вот уже два года подряд всей семьёй мы принимаем участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк» и таким образом чтим память о нашем родном человеке – прадедушке, дедушке и отце.

Минников Василий Васильевич родился в 1911 году в селе Ивановка Исмаиллинского района Азербайджанской ССР. В 1933 году он женился на Волковой Марии Матвеевне. В семье родились три девочки  – Надежда, Татьяна и Анна. Василий был призван в армию в 1941-м. В октябре 1942 года связь с ним была утрачена.

Последняя воинская часть, о которой известно, – 478-й стрелковый полк 320-й стрелковой дивизии. Прадедушка пропал без вести в боях за освобождение Северного Кавказа. Его супруга, Мария Матвеевна, одна воспитала трех прекрасных дочерей. Она прожила 91 год и через поколения передала нам память о прадедушке. Одна из её дочерей, Анна Васильевна, – моя родная бабушка, от неё я узнала о такой большой потере в годы войны для нашей семьи.

Наталья Радаева,
студентка 4-го курса учётно-финансового факультета СтГАУ.

 

Замучен нацистами в концлагере Хаммерштайн

Мой прапрадедушка Филипп Петрович Березовский родился в 1899 году в калмыцкой деревне  Бутовка, в дворянской семье. Его отец был мельником, и Филипп помогал ему в работе. Вскоре он женился на служанке своего отца, у них родились две дочки. Когда началась война, рядовой Филипп Березовский ушёл на фронт. 15 мая 1942 года он участвовал в Керченской наступательной операции. Это были яростные бои. Известно, что переправа всё время шла под бомбёжкой авиации, а с 15 мая противник начал вести по переправе артиллерийский миномётный огонь. В ходе боёв Филипп попал в плен… Второго февраля 1943 года его замучили нацисты в Шталаге II в концлагере Хаммерштайн, где он и был захоронен. Я убеждена,  что любые конфликты нужно решать только мирным путём, не принося в жертву войне человеческие судьбы: «Люди! Покуда сердца стучатся, – помните! Какою ценой завоёвано счастье, – пожалуйста, помните!».

Валерия Степаненко,
студентка 1-го курса факультета ветеринарной медицины СтГАУ.

 

Действовал всегда героически

Боевое участие моего дедушки Владимира Никитовича Морозова в Великой Отечественной войне произошло буквально через пять дней после её начала, когда немцы уже подошли к старинному белорусскому городку Борисову, что восточнее Минска.

Со всего Борисовского бронетанкового училища набралось только 10 танков, и, действуя героически, 1400 курсантов и преподавателей вместе с пограничниками вступили в бой, на двое суток задержав наступление фашистов. Тогда это сыграло огромную роль – защитники Борисова проявили массовый героизм на берегах реки Березины перед бронированной армадой Гудериана, под бомбами вражеской авиации и пулемётным свинцом. Курсанты первыми вступили в неравный бой, стойко сдерживая атаки противника на своих рубежах. Они были в числе тех, кто сорвал гитлеровский блицкриг! В одном из этих первых боёв быстроходный танк с бензиновым двигателем БТ-7, командиром которого был курсант Владимир Морозов, оказался подбит немцами, в живых из экипажа остался он один. Потом в составе группы уцелевших курсантов ему больше месяца пришлось отступать по лесам. 11 дивизий оказались тогда в окружении, фронт ушёл далеко на восток. Внезапно они вышли к своим. Здесь, под Смоленском, шли кровопролитные бои. Осенью 1941-го курсанта Морозова поставили первым номером расчёта пулемёта «максим», поскольку 1-й курс он отучился в Подольском пулемётно-стрелковом училище. В конце 1942-го, после доучивания в Саратовском танковом училище, в составе отдельного разведбатальона 5-го Донского казачьего кавалерийского корпуса дедушка был назначен командиром взвода лёгких бронемашин БМ-2, меж собой их называли «братская могила двух». Позднее командовал ротой бронетранспортёров – английских, поставленных по ленд-лизу. В 1943 году за один из разведывательных рейдов по широкой нейтральной полосе в сальских степях был удостоен ордена Красной Звезды.

Закончил он воевать в феврале 1945-го в Венгрии, на Гронском плацдарме, когда в 4-м гвардейском механизированном корпусе не осталось ни одного целого танка – все были потеряны в жестоких боях с 8-й немецкой танковой армией. В тот период дедушка служил начальником разведки 36-й танковой бригады этого корпуса, в 1946-м – военным комендантом г. Ямбол в Болгарии, где родился уже мой отец. Женой дедушки стала хирургическая медсестра Тамара из армейского сортировочного госпиталя. 55 лет отмерит впоследствии жизнь их счастливому боевому союзу... Конечно, после войны Владимира Никитовича не раз приглашали выступить перед школьниками. Но военком заполярного города Кандалакша Мурманской области  подполковник Морозов был человеком весьма скромным, рассказывал исключительно о подвигах боевых товарищей и никогда о своих. И лишь боевые награды, что сияли на его груди – орден Красной Звезды, два ордена Отечественной войны I степени да медаль «За отвагу» многозначительно говорили о его геройском фронтовом прошлом.

Виталий Морозов,
проректор по научной и инновационной работе СтГАУ, профессор.

 

Непобедимый рядовой

Я хочу рассказать о нашем соседе — Сергее Михайловиче Косенко. Человек он скромный, рассудительный, немногословный. Но поможет каждому, кто к нему обратится! Родился Сергей Михайлович в 1926 году в с. Безопасном Ставропольского края. Когда Сереже исполнилось три года, умерла его мать. А в 1941 году отца призвали в армию, и больше он его не видел. Сергей в Безопасном окончил школу. В 1943 году его призвали в армию, в 36-й запасной стрелковый полк, в пулеметную роту в г. Новочеркасске. В Сталинграде он не воевал, но бывал. Его поразил этот город, в котором не было ни одного целого здания. А потом их полк оборонял переправу через Днепр.

В 265-м полку служили девушки, и Сергея направили к зенитчицам на помощь — они подносили снаряды. Бои были очень тяжелые, гибли молодые девушки, гибли товарищи. Из 50 девушек больше половины были убиты или ранены. Видеть их смерть было очень тяжело, и хотя десятилетия прошли с тех пор, С. М. Косенко все помнит, особенно в долгие бессонные ночи.

Пришлось Сергею Михайловичу освобождать Кишинев, Болгарию, Румынию. Упорные бои развернулись в Венгрии. В результате наступления Красной Армии около 10 немецких и венгерских дивизий были окружены; осада продолжалась 102 дня. Венгрию освободили. Полк, в котором служил Сергей Михайлович, охранял переправу через Дунай. А Победу встретил в Будапеште. Служил после войны в Ашхабаде, в Осетии, в Ленинградском военном округе, куда был направлен на учебу для получения офицерского звания. Вернувшись в Ставрополь, трудился. Был передовым рабочим завода «Красный металлист». А за годы войны получил орден Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта». Жена Сергея Михайловича, Раиса Федоровна, - дитя войны и труженик тыла. До войны она проживала в селе Кошелево Орловской области, в оккупации была с 1942 года. Отступая, немцы захватили с собой людей и гнали их до Белоруссии. Их отбили наши солдаты. Раиса Федоровна с сестрами была там, и они потом пешком добирались до своей деревни. А там их ждала сплошная разруха и голод. Но выжили!

Сергей Михайлович и Раиса Федоровна прожили вместе 67 лет — в любви и дружбе! Воспитали двоих сыновей, трех внуков, а теперь у них есть уже четыре правнука!

А. И. Илларионова.

Великая Отечественная война, ветераны Великой Отечественной войны

Другие статьи в рубрике «Я вам пишу»



Последние новости

Все новости

Объявление