И Родина его не забыла

Виталий Задорожный

120-летие со дня рождения русского певца Петра Лещенко

Ровно 30 лет назад, в 1988 году, Всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия» начала выпуск серии из шести пластинок с записями песен популярного в  20 – 30-х годах прошлого века эстрадного певца, выходца из России Петра Лещенко. Для поклонников его таланта этот год был ознаменован юбилейной датой – 90-летием со дня его рождения. Выходили пластинки в течение пяти лет, вплоть до 1992 года включительно. К этому времени я уже собрал сравнительно большую коллекцию музыкальных записей самых разных жанров, к чему меня подтолкнула должность редактора музыкальных передач краевого радио, где я тогда работал. Разумеется, серия грампластинок «Поет Петр Лещенко» пополнила коллекцию. Отрадно, что творческое наследие русского певца получило наконец справедливую оценку.  

Нельзя не отметить, пишет в одном из предисловий к серии критик Б.Метлицкий, что уже первая грампластинка заняла первое место, извините за невольный каламбур, в хит-параде грамзаписей, проводившемся редакцией газеты «Комсомольская правда» и ТАСС. Она опередила по своей популярности новые диски многих отечественных и зарубежных вокально-инструментальных ансамблей и групп. Выяснилось, что искренние, легко запоминающиеся песенки, решенные в танцевальных ритмах 30-х годов, рассказывающие  о любви и дружбе, о встречах и расставаниях, о верности и теплоте простых человеческих отношений, оказались созвучными чувствам и настроениям сегодняшних слушателей всех возрастов.
Успеху пластинки способствовало и очень личностное, трепетное отношение певца к каждой исполняемой вещи. Петр Лещенко не только пел, но и внутренне проживал сюжеты песен, вносил элементы драматизма, иронии, улыбки, шутки. Это редкий дар, которым наделены немногие исполнители. Петр Лещенко обладал великолепным, данным от природы голосом – редким по красоте бархатным баритоном. Слушателей пленяли его легкая, свободная манера пения, лиричность и задушевность исполнения. В каждое произведение певец вкладывал свою душу. Его песням верили, они радовали слушателей, создавали особое настроение.

В одном из предисловий к серии член Союза журналистов В.Сафошкин пишет, что выпуск серии «Поет Петр Лещенко» снимает ореол таинственности, которым долгое время было окружено имя этого талантливого, самобытного певца. Его считали эмигрантом, не выпускались  пластинки с его записями, его голос не звучал по радио. Тем не менее певца не забыли. С большим удовольствием слушал выступления артиста  великий русский певец Федор Шаляпин, который называл Петра Лещенко «пластиночным певцом».

Репертуар Петра Лещенко интересен прежде всего тем, что дает возможность судить о разнообразной жанровой палитре артиста. Помимо непременных танго и фокстротов здесь и бытовые романсы, и образцы цыганских песен 30-х годов. Это целый пласт полузабытых мелодий, несомненно, ярких, запоминающихся. Многие аранжировки вполне профессионально выполнены самим Петром Константиновичем. В репертуаре певца были  лучшие песни советских композиторов -  братьев Покрасс, И. Дунаевского, Н. Богословского, О. Строка, Б. Фомина. В числе первых исполнителей Петр Лещенко записал на пластинке песни из кинофильмов «Веселые ребята», «Дети капитана Гранта», «Цирк».
Родился Петр Константинович Лещенко 3 июня 1898 года в бедной крестьянской семье в небольшом украинском поселке Исаево под Одессой. Украинцы – народ музыкальный, певучий, пишет в одном из предисловий к серии пластинок критик Б.Метлицкий. Любили песни и в семье Лещенко. Когда Пете было всего три года, ушел из жизни отец, и семья переехала в Кишинев, главный город Бессарабской губернии. Здесь мальчик ходил в школу, пел в церковном хоре. Он довольно быстро научился читать ноты с листа, точно вести мелодию. Одаренность его натуры сказалась в серьезном увлечении народными танцами, в игре на балалайке и гитаре. Когда у юноши «прорезался» данный от природы голос, сочный баритон широкого диапазона, ему посоветовали попробовать свои силы на профессиональной эстраде.

Во время одной из поездок в Одессу Петя познакомился с молодым преуспевающим куплетистом Леонидом Утесовым. Эта встреча возбудила у впечатлительного юноши желание стать артистом. Вскоре Петр начал выступать в кинотеатрах, исполняя перед началом сеансов песни и танцы. А в 1915 году в одном из кишиневских ресторанов состоялся его дебют. Семнадцатилетний Петр Лещенко показал свое искусство в стремительной кавказской лезгинке, в русских, украинских, цыганских песнях, произвел хорошее впечатление. Так началась его карьера танцора и певца. В танцах зрителей привлекал яркий темперамент артиста, в песнях – красивый голос и своеобразная, открытая, доверительная исполнительская манера.

В 1918 году боярская Румыния оккупировала Бессарабию, входившую в состав России. Петр Лещенко оказался за рубежом, где и прошла вся его дальнейшая жизнь.

Зрительское признание не вскружило голову молодому артисту. Он остро ощущал недостаток профессиональной подготовки, и в 1923 году поступил в балетную школу в Париже. Ему хотелось увереннее чувствовать себя в танце. Здесь же он познакомился с очаровательной, девятнадцатилетней танцовщицей Зинаидой Закит, латышкой, приехавшей во Францию из Риги с хореографическим ансамблем. Закит, прекрасная классическая балерина, танцевала и сольные номера. Спустя два года они поженились. Подготовили несколько песенно-танцевальных номеров. Успех был настолько велик, что молодоженам предложили  турне по странам Ближнего Востока. В 1931 году  у них родился сын Игорь.
 

В середине 30-х годов на эстрадные подмостки вышли вместе с Лещенко и его женой  младшие сестры Петра – Валентина и Екатерина, одаренные танцовщицы, исполнители русских танцев. Возник оригинальный семейный песенно-хореографический ансамбль «Трио Лещенко».
Начиная с 1928 года песни Петра Лещенко стали записывать на граммофонные пластинки в Германии, Англии, Латвии. Его голос, легко узнаваемый, оригинальные песенки, зачастую им же сочиненные, под которые так приятно было и танцевать, и просто отдыхать, звучал на многих континентах. Граммофонные пластинки сохранили живой и выразительный голос певца, запечатлели его своеобразную манеру исполнения, актерское мастерство. В лучших своих песнях он достигал подлинного искусства.

Один из первооткрывателей жанра лирических песенок, решенных обычно в ритмах тогдашних модных танцевальных мелодий, Петр Лещенко напел на русском языке десятки граммофонных пластинок, выпускавшихся огромными тиражами. Они принесли ему широчайшую известность. И, что особенно примечательно, познакомили миллионы зарубежных слушателей с русскими романсами и некоторыми из лучших советских песен. И никого не смущало, что артист пел на незнакомом им русском языке. Главное было в том, как пел. А пел с душой, искренне, то улыбаясь, то грустя.
Начиная с 1930 года Петр Лещенко поддерживал приятельские отношения со своим коллегой по эстраде Константином Сокольским. Вот как рассказывают об этом в одном из предисловий к серии критики М.Мангушев и Б.Котлярчук. Последний раз артисты виделись в Бухаресте в начале 1937 года.  Гастрольная поездка Сокольского совпала с приездом в румынскую столицу Федора Шаляпина. Когда Сокольский представился Шаляпину, то услышал от него: «Мне дорог каждый певец, который пропагандирует и утверждает русское искусство». Эти слова относились, конечно, и к Петру Лещенко.

Весной 1930 года Петр Лещенко и Зинаида Закит выступали с танцевальными номерами в Риге, в ее родном городе. Здесь певец познакомился с композитором Оскаром Строком и стал выступать с ним   как исполнитель русских песен и цыганских романсов. Оскар Строк, которого называли «королем танго», был первым  аккомпаниатором и «крестным отцом» в карьере Петра Лещенко. Содружество оказалось плодотворным и счастливым. Такие шлягеры 30-х годов, как «Черные глаза», «Мое последнее танго», «Спи, мое бедное сердце» Оскара Строка, впервые были исполнены Петром Лещенко.

Начало Второй мировой войны застало Петра Лещенко на гастролях в Париже. С огромными трудностями ему удалось
уехать  в Бухарест, где он содержал большой ресторан «Петр Лещенко», расположенный на главной улице города.
В первые годы Великой Отечественной войны западные и южные области СССР были временно заняты противником, а Одесса - румынскими войсками. В январе 1942 года на улицах Одессы появились афиши, извещавшие о предстоящем концерте Петра Лещенко в помещении театра оперы и балета. Но этот концерт по неизвестным причинам был отменен. И только в мае того же года Петру Лещенко разрешили давать концерты в Одессе. На репетиции первого концерта в помещении Русского драматического театра он познакомился с участницей концерта эстрадной певицей Верой Белоусовой, которая вскоре стала его второй женой. Первый концерт прошел с триумфальным успехом.
В 1944 году советские войска с боями вошли в Румынию. Правительство ее капитулировало, и вскоре она стала нашей союзницей в борьбе с немецким фашизмом. Выступления Петра Лещенко для советских воинов в Бухаресте, пишет в одном из предисловий к серии лектор общества «Знание» В.Абрамов, начались с первых же дней появления их в городе. Ежедневно он давал бесплатные концерты в воинских частях и госпиталях для раненых бойцов. Были его выступления и для офицерского состава, на которых присутствовали маршалы Г.К.Жуков и И.С.Конев. Популярность Петра Лещенко еще более возросла в послевоенные годы, когда возвращавшиеся из Европы советские солдаты привозили грампластинки с песнями полюбившегося артиста.

Петр Константинович был счастлив выступать перед советскими зрителями. Он мечтал вернуться в Советский Союз, но в годы сталинского культа его творчество не только замалчивалось, но было и под официальным запретом.
Сложным и тернистым оказался путь признания эстрадного певца Петра Лещенко в нашей стране. Это пишут в одном из предисловий к серии критики М.Мангушев и Б.Котлярчук. Только в 1988 году, в связи с 90-летием со дня его рождения, появились первые газетные публикации и три радиопередачи о нем, была выпущена первая долгоиграющая пластинка.
Судьба Петра Лещенко очень схожа с судьбой  другого русского певца – Александра Вертинского. Оба долгое время жили за границей. Вертинскому удалось вернуться в Советский Союз, и, судя по его многочисленным выступлениям в советских городах, по грампластинкам, выходившим на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия», родина его не забыла. Не забыла родина и своего певца Петра Лещенко. Слава артиста пережила его самого. Ни гонения в прошлом, ни запреты на выпуск его грампластинок нисколько не умалили ценности его творчества.




талантливый Петр Лещенко, грампластинки, эстрадный певец

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление