И снова — о маршрутных такси

Тамара Коркина

На пресс­-конференции в администрации города обсуждали дальнейшую жизнь транспортных предпринимателей

Гнетущее чувство опасности

Сегодня трудно представить нашу жизнь без маршрутных такси. Легкие, мобильные, они доставляют горожан в самые окраинные уголки города, по 42 маршрутам. Горожане привыкли к их услужливости, оперативности. Но… Наверное, мы и сами не заметили, когда в нас стало вызревать тяжелое, гнетущее чувство тревоги – ездить в маршрутных «Газелях» опасно. Очень опасно. На счету малогабаритного транспорта – не одна и не две унесенные человеческие жизни. Редкая сводка Службы спасения обходится без сообщений о наездах микроавтобусов на пешеходов, о связанных с ними дорожно­транспортных происшествиях. Да и сами с глазами, видим, как водители стараются опередить друг друга в погоне за пассажирами, как бесшабашно и лихо лавируют они по узким, запруженным транспортом улицам города, забывая, что в их руках – наши бесценные жизни. К сожалению, поездки в «маршрутках» приобрели экстремальный характер.

На мой взгляд, власть города упустила момент, когда эта ветвь городских перевозчиков должна была стать цивилизованной и хорошо понимающей, что главный ее бог ­ безопасность и удобство горожан. Поэтому сейчас мы имеем дело с огромным айсбергом, который ассоциируется в сознании горожан с полукриминальным бизнесом и глобальным хамством. Удивительно, но до сих пор многие перевозчики чувствуют себя хозяевами городских дорог, благодетелями, а не продавцами услуг, добывающими свой хлеб за счет удовлетворения наших потребностей.

В общем, всем стало ясно, что этот айсберг­флюс на лице города надо незамедлительно лечить, не жить же вечно с перекошенной физиономией...

Убийственные цифры

Как лечить – об этом шла речь на пресс­конференции, которая только что прошла в администрации города накануне начала очередного конкурса. Информацией с журналистами поделились представители всех служб, так или иначе связанных с организацией пассажирских перевозок и безопасностью дорожного движения. Государственный автодорожный надзор по Ставропольскому краю выявил за этот год 822 нарушения, отдельный батальон дорожно­постовой службы ГИБДД – 3725, горожане направили в адрес отдела транспорта комитета городского хозяйства более 150 жалоб. Цифр было много, и все они впечатляли.

Поскольку каждый частный предприниматель является, по сути, отдельным «транспортным предприятием», с которым администрация города заключила договор на перевозку горожан, повседневно поддерживать с ним конструктивные отношения нелегко. Особенно если учесть, что по природе своей это мелкий предприниматель, порой еще вчера далекий от пассажирских перевозок.

Вот почему, прозвучало на пресс­конференции, в подготовке к проведению очередного конкурса главной стала разработка новой концепции конкурсного отбора перевозчиков и условий их взаимодействия с муниципальной властью. В ее основе – приоритеты жизни и здоровья граждан над всеми остальными условиями.

Теперь не отдельно, а вместе

Суть концепции в том, что теперь договор на транспортное обслуживание будет заключаться не с отдельным перевозчиком, как было во времена острого дефицита транспортных средств, а со специализированным транспортным предприятием. Именно оно, предприятие, несет полную ответственность за техническую организацию и безопасность перевозочного процесса.

Транспортных предприятий может быть сколько угодно, они могут создаваться как частными, так и юридическими лицами. Частный предприниматель, желающий участвовать в перевозках, находит себе транспортное предприятие по душе и теперь работает под его эгидой.

Транспортное предприятие, объединив всех желающих и выставляя на конкурс свой объем транспортной работы, претендует на обслуживание всего маршрута целиком. А возможно, и нескольких маршрутов, в зависимости от собственных сил. При этом подчеркивалось, что в конкурсе могут участвовать только специализированные транспортные предприятия, отвечающие специальным критериям оценки и всем нормативным требованиям действующего законодательства в сфере пассажирских перевозок.

Конкурс планируется провести в три этапа. До 26 января будущего года будут приниматься документы от участников конкурса на маршруты, выставленные в первом этапе, до 16 февраля — на втором этапе, до 2 марта — на третьем. Венцом работы станет итоговый протокол конкурсной комиссии, в котором будут названы транспортные предприятия, ставшие победителями конкурса.

Новый шаг в рыночном развитии?

Мне этот процесс представляется аналогичным тому, когда тьма мелких разношерстных лавочников вдруг исчезла, а на смену им пришли супер­ и гипермаркеты. Наверное, нормальный и закономерный процесс в развитии рынка вообще и транспортных услуг в частности. Хотя и в этом новшестве видится множество подводных течений и камней. Многие частные предприниматели, например, считают, что отдают нажитую непосильным трудом «собственность» в виде рабочего места на маршруте в руки «чужому дяде», что, по их мнению, несправедливо. Горожан же, думаю, устроит и порадует все, что способствует безопасности их передвижения по городу, а также повышению культуры перевозчиков. Ясно, что так, как было до сих пор, быть уже просто не может.

 

От редакции: мы приглашаем к разговору всех, у кого есть что сказать по данному вопросу, и готовы опубликовать мнение как частных предпринимателей, водителей маршрутных такси, так и пассажиров, иных заинтересованных лиц.
 

tkorkina@vechorka. ru

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов