И снова первопроходцы

Виталий Задорожный

В выпуске, который назывался «Первопроходцы», мы уже рассказывали о советских космонавтах, первыми проложившими дорогу  в космос, – о Юрии Гагарине с его доброй улыбкой  и легендарным словом «Поехали!», которое он сказал при запуске корабля «Восток», о Германе Титове, дублере первого космонавта, совершившего в тот же год самостоятельный полет на корабле «Восток-2», о космонавтах Андрияне Николаеве и Павле Поповиче, совершивших на кораблях «Восток-3» и «Восток-4» первый групповой полет, о космонавте Валерии Быковском, пилотировавшем корабль «Восток-2» и ставшем первым комсомольцем, побывавшим в космосе и вернувшимся  на Землю членом Коммунистической партии, о Валентине Терешковой, первой в мире женщине, вышедшей на корабле «Восток-6» в космос с таким красивым позывным – «Чайка». Материал был иллюстрирован фотографиями  значков из фалеристической коллекции, которую в те незабываемые годы коллекционировал автор этих строк. Космическая эпопея продолжается. И снова – первопроходцы.

 

ПЕРВЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ЭКИПАЖ

12 октября 1964 года  на орбиту вокруг Земли  впервые в мире был выведен трехместный пилотируемый космический корабль «Восход». Первый космический экипаж: командир корабля инженер-полковник Владимир Комаров, научный сотрудник кандидат технических наук Константин Феоктистов и врач Борис Егоров.

Последний вечер перед полетом «Восхода». В звездном небе Байконура светит луна. Возле домика космонавтов по песчаной дорожке прогуливаются двое – академик Сергей Павлович Королев и командир корабля «Восход» Владимир Комаров. Оба молчат, разглядывая небо. Первым заговорил ученый.

- Вот, Володя… Настала и твоя очередь. Счастливого тебе пути.

- Спасибо, Сергей Павлович.

Космонавта тронули скупые, но сказанные от всего сердца слова главного конструктора. Впервые академик назвал его Володей.

В отряде космонавтов сразу отметили волевой характер Владимира Комарова. Он сыграл свою роль и при формировании экипажа «Восхода», и в полете. Такой экипаж создавался впервые. Три человека держали серьезный экзамен. Им предстояло вместе стартовать в космос, вместе пробыть там определенное время, вместе выполнять многочисленные  наблюдения. Комаров внимательно наблюдал за членами экипажа. Радовало, что они  понимали друг друга.  Это шло от большого взаимного уважения. Космос не любит неуравновешенных. С начала и до конца, в малом и большом требовались устойчивость психики, самообладание, чувство самоконтроля.

Константин Феоктистов – ученик академика С.П. Королева. Оба окончили один и тот же вуз – Высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана. В музее института их портреты рядом. И по-человечески их многое роднит. Но главное сходство – бесконечная увлеченность любимым делом, целеустремленность, напористость, желание отдать всего себя космонавтике.

Никто из космонавтов не знал тогда, что инженер – участник Великой Отечественной войны. Преждевременная седина и строгость имели свои причины. Во время войны воронежский школьник  Костя Феоктистов стал разведчиком воинской части. Во время выполнения задания его схватили гитлеровцы и… расстреляли. Но стрелявший фашист промахнулся, и мальчик остался жив. Только небольшой шрам на шее  напоминает о пуле, которая чудом не стала смертельной.

А вот теперь – космос. Уже на четвертом году  пилотируемого  освоения космоса возникла необходимость полета ученого. На вопрос, когда у него появилась мысль о полете, Феоктистов ответил.

- Много раз просился. Не разрешали. Мне хотелось проверить свои предположения конкретным наблюдением. Надо было на месте установить достоинства и недостатки систем корабля «Восход».

Короткий диалог главного конструктора с космонавтами.

- Вы не станете возражать, если в один прекрасный день в корабль сяду я? – спросил Королев.

- Нет, конечно, но ваш возраст…

- Вот именно, - резко ответил Королев. – Возраст и здоровье. Но настало время, когда должен лететь в космос ученый. Надо самому испытывать то, что сам строишь. Константин Петрович полетит вместо меня.

Инженеру Феоктистову представилась возможность самому видеть, как работают системы корабля, в создании которых он участвовал, опробовать метод мягкой посадки корабля при возвращении на Землю. И самое важное: как модернизировать «Восход»  для важного эксперимента: выхода космонавта из корабля в открытый космос для свободного плавания.

Студента медицинского института Бориса Егорова начало космической эры застало на колхозном поле, где убирали картошку. Но тот октябрьский пасмурный день, когда первый искусственный спутник вышел на орбиту, остался в памяти и заставил задуматься о будущем.

Второй случай. В лаборатории шел отбор первых претендентов в отряд космонавтов. Егоров увидел человека с волевым  лицом и мягкой улыбкой. Это был не кто иной, как Владимир Комаров. Так неожиданно судьба свела Бориса Егорова с его будущим командиром – командиром  первого трехместного космического корабля «Восход».

Борис Егоров вспоминал, как он, сидя у сурдокамеры, следил за состоянием космонавтов. Павел Попович пел украинские песни, Герман Титов читал стихи Пушкина, Алексей Леонов рисовал.

Борис Егоров был и в группе поиска, которая следила за тем, где приземлится космический корабль «Восток», пилотируемый Юрием Гагариным. В случае необходимости врач Егоров должен был прыгать с парашютом к месту приземления космонавта для оказания ему помощи. Но все обошлось благополучно. Гагарин чувствовал себя преотлично. Помощь врача ему не понадобилась.

 

ШАГИ  НАД  ПЛАНЕТОЙ

Спустя пять месяцев, 18 марта 1965 года, на орбиту вокруг Земли был выведен космический корабль «Восход-2». Пилотировал его экипаж в составе командира корабля полковника Павла Беляева и второго пилота подполковника Алексея Леонова. В тот же день летчик-космонавт Алексей Леонов в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстояние до пяти метров, успешно провел в течение 24 минут комплекс научных исследований и благополучно возвратился в корабль. Выход человека в космическое пространство был совершен впервые в мире.

А над планетой раздавался спокойный, даже очень спокойный голос космонавта Павла Беляева, командира «Восхода-2»: «Человек  вышел  в космическое  пространство».

Павел Беляев о важнейшем событии в истории космонавтики сказал просто, по-будничному, деловито, и в одно мгновение об этом узнал весь мир. Миллионы телезрителей смотрели на своих экранах, как бесстрашный сын Земли Алексей Леонов парил над планетой.

Позднее Алексей Леонов в своих записках вспоминал, как вечером, накануне старта корабля, в домик, где космонавты провели предполетную ночь, пришел С.П. Королев.

- Как настроение, орлики? – произнес он свою любимую фразу.

- Все нормально, Сергей Павлович. Я вот карандаши цветные подготовил. Готовлюсь порисовать. Айвазовский был маринистом, а я хочу быть косминистом.

Королеву понравился ответ Леонова, и он улыбнулся. Поговорили о предстоящем полете. Прощаясь, ученый пожелал.

- Ложитесь спать. Завтра у вас сложная работа.

Утром, одевшись «по-космически», космонавты вошли в автобус. Там уже были Юрий Гагарин, Владимир Комаров и Борис Егоров. По традиции запели песню. Разве можно без нее?

На стартовой площадке Павел Беляев доложил Государственной комиссии о готовности к полету. Космонавты по русскому обычаю троекратно поцеловались с Гагариным и Королевым.

Космонавты – в корабле.

- Я «Заря», как слышите меня? – раздался голос Королева.

- Я «Алмаз» - ответил Беляев. – Слышу хорошо. Самочувствие и настроение отличное.

- Доброго вам пути. До встречи на Земле.

И еще один штрих из записок Алексея Леонова. Уже находясь в открытом космосе, он поддерживал радиосвязь не только с Павлом Беляевым, но и с Землей. За бортом «Восхода-2» он услышал московское радио. Диктор Юрий Левитан читал сообщение ТАСС о полете корабля «Восход-2».

Когда Алексей Леонов вернулся в корабль, Павел Беляев сообщил на Землю.

- Задание по выходу в космическое  пространство и возвращению космонавта в корабль выполнено полностью.

Павел Беляев обладал огромной выдержкой и был удивительно скромен. Уже после возвращения на Землю космонавты прочитали в газете письмо болгарского пилота Велчева. Тот вспоминал один случай. Капитан Беляев обучал летному мастерству молодых болгарских летчиков, прибывших на стажировку в Советский Союз. Однажды, когда Беляев летел вместе с пилотом Лаптевым, отказал мотор. Беляев передал по радио, что  сделает все, чтобы спасти машину. Катастрофа  была предотвращена, самолет приземлился.

Алексей Леонов выполнил мечту порисовать в космосе. Он не только сделал первые шаги в космическом пространстве, но и стал автором первых рисунков, картин, посвященных освоению человеком Вселенной, при этом сделанных с натуры. Они публиковались в газетах и журналах,  экспонировались в Москве на выставке «Космос глазами космонавта». Многие знают «Автопортрет» Леонова, где он показал себя парящим на околоземной орбите. А в картине «Восход солнца» космонавт передал все богатство красок, озарявших Землю. И как итог космонавт Алексей Леонов стал членом Союза художников СССР.

 

«ВИЖУ  В  НЕМ  ИСПЫТАТЕЛЯ…»

Прошло всего два года, и 23 апреля 1967 года мир снова услышал имя летчика-космонавта Героя Советского Союза инженер-полковника Владимира Комарова. Он пилотировал  корабль новой серии – «Союз-1».

Сергей Павлович Королев очень высоко ценил Комарова. «Я вижу в нем, - говорил он, - умелого испытателя пилотируемых кораблей».

А вот каков девиз жизни самого Комарова – «Не искать в жизни легкой дороги. Только постоянный труд и только полезное людям дело приносят настоящую радость». Примеров упорства и мужества в достижении цели в биографии космонавта было достаточно. После окончания академии Комаров пришел в отряд космонавтов. Его назначили дублером Павла Поповича, и он мог в случае необходимости совершить полет на корабле «Восток-4». Он много помогал Герману Титову. И вот он возглавил экипаж корабля «Восход». Комментируя это назначение, Юрий Гагарин заметил.

- Выбор очень удачный. Это высокообразованный, эрудированный космонавт. Выполнять программу он будет не просто как летчик-космонавт, а как человек, ставший за несколько лет специалистом своего дела. Инженерный космический профиль стал для него профессией.

В течение полета Комаров полностью выполнил программу отработки систем корабля «Союз-1», провел научные эксперименты. Космонавт совершил маневрирование в околоземном пространстве, давал оценку техническим характеристикам  космического корабля. 24 апреля, когда программа испытаний корабля была выполнена, Комарову предложили с Земли прекратить полет и совершить посадку. Космонавт осуществил все операции, связанные с переходом на траекторию спуска. После разделения отсеков спускаемый аппарат прошел участок  торможения в плотных слоях атмосферы и погасил первую космическую скорость. Однако на следующем этапе из-за нарушения работы парашютной системы аппарат снижался с недопустимой скоростью, из-за чего трагически оборвалась жизнь замечательного космонавта, инженера-испытателя космических кораблей Владимира Михайловича Комарова. За героизм, мужество и отвагу при осуществлении полета он был посмертно награжден второй медалью «Золотая Звезда». Бронзовый бюст героя установлен на его родине – в Москве. Он отдал свою жизнь за великое дело покорения человеком космоса. Имя его навсегда вошло в героическую историю  освоения космоса.

 

ГЕРОЙ  ВОЙНЫ  -  ГЕРОЙ  КОСМОСА

Спустя полтора года, 26 октября 1968 года,  на орбиту  вокруг Земли был выведен космический корабль «Союз-3», который пилотировал Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель полковник Георгий Тимофеевич Береговой.

Хотелось бы вспомнить, что через два дня после того, как мир узнал имя  Юрия Гагарина, появился Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении группе летчиков-испытателей почетного звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР». В их числе был Георгий Береговой.

И еще один Указ Президиума Верховного Совета СССР. Его подписал 27 октября 1944 года М.И. Калинин. В нем говорилось о присвоении звания Героя Советского Союза офицерскому составу Военно-воздушных сил Красной Армии за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте, борьбу с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм. Среди награжденных стояло и имя гвардии капитана Георгия Берегового, которому в то время было всего 23 года.

За штурвалом самолета Ил-2, обладавшего мощным пушечно-пулеметным вооружением, был молодой летчик Георгий Береговой. 186 раз вылетал он на боевые задания. Там, где проносился его самолет, от вражеской техники оставались груды металла. Так было под Ржевом, Великими Луками, в дни сражений на Днепре, при освобождении Киева, Волыни, Львова, в период освободительных боев в Польше, Румынии, Венгрии, Чехословакии. 9 мая 1945 года капитан Береговой вместе со своей эскадрильей еще бомбил фашистские части, не сложившие оружие. Родина отметила ратный подвиг летчика Звездой Героя Советского Союза, орденами и медалями.

Вспоминается один из полетов Берегового на сверхзвуковом истребителе уже в послевоенное время. На предельной высоте, в стратосфере, вдруг отказал двигатель. Летчик тут же оценил обстановку и принял решение. Используя скорость падения, он выводил машину в горизонтальный полет и подбирал скорость, при которой двигатель запускался. И вдруг испытатель почувствовал, что заклинило управление. Что делать? Прыгать, бросив новую машину? Нет, самолет должен завоевать право на жизнь. До Земли несколько километров. Надо бороться. Струйки пота на лице. Рывок ручки управления. Другой, третий. Наконец цель достигнута: самолет больше не снижается. Вместе с летчиком  серьезность положения переживали на Земле. Но только сам летчик  может принять единственно правильное решение… Когда самолет Берегового приземлился, ему навстречу мчались санитарная и пожарная машины. Но помощь медиков и пожарных не понадобилась.

Когда Георгий Береговой пришел в отряд космонавтов, позади были сотни часов, проведенных наедине с новыми машинами. Позади Военно-воздушная академия. Впереди – штурм Вселенной.

Любопытно, что еще до того, как летчик подал рапорт с просьбой зачислить в отряд космонавтов, Береговой встретился с Королевым и рассказал ему о мечте стать космонавтом, но посетовал: возраст уже не тот.

- Годы не помеха, - ответил Сергей Павлович. – В космонавтике, как и везде, нужно разумное сочетание молодой энергии с опытом.

В беседе с журналистом Юрий Гагарин так охарактеризовал Берегового.

- Очень интересный человек, Летчик с большой буквы. Я только в школу начал ходить, а он уже фашистов громил. В нашем отряде нет более подготовленного летчика, чем Георгий Тимофеевич. С ним дружат, его ценят авиационные конструкторы, машины которых он испытывал.

Не было неожиданностью и то, что именно Г.Т. Береговой стал начальником Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Этому назначению способствовало то, что космонавтика для Берегового – продолжение авиации, а профессия летчика-испытателя, сплавленная с профессией космонавта, дала ему преимущество, которого не было у его предшественников на посту руководителя. Надо было иметь огромный практический опыт испытателя, помноженный на глубокие знания, полученные в Военно-воздушной академии, которая ныне носит имя Ю.А. Гагарина. Большую роль сыграли увлеченность новым делом, до предела обостренное чувство ответственности. А все это еще и согрето добрым, отзывчивым сердцем.

У каждого человека есть в жизни свои идеалы. У генерал-лейтенанта Берегового он состоит из трех слов – Циолковский, Королев, Гагарин. Есть у космонавта и девиз: «Один раз и на всю жизнь выбрать профессию и быть верным ей».

космос, День космонавтики, первые космический экипаж

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление