Имя дал театр
Виталий ЗадорожныйЖурналист Виталий Задорожный – ветеран «Вечернего Ставрополя», работал в газете в 90-е годы. Писал в основном на темы культуры. Не оттого ли, что вторым увлечением журналиста был театр. Правда, самодеятельный. Об этом – его сегодняшний рассказ.
В песне на стихи Михаила Танича «Семейный альбом» из репертуара Эдиты Пьехи есть такие строки: «Чтобы вспомнить, какими мы были, заведите семейный альбом».
Есть такой альбом и в нашей семье. Недавно, просматривая его, я обратил внимание вот на этот снимок, который вы видите на газетной полосе. И, глядя на него, я, конечно же, вспомнил далекий-далекий 1953 год. К нам в восьмую школу краевого центра пришел на встречу с учащимися актер Ставропольского драматического театра заслуженный артист республики Евгений Николаевич Писарев. На снимке он – в первом ряду, в центре. Рядом с ним – преподаватели и участники школьного драматического кружка. Какая это была волнующая встреча! Артист, которого до этого мы могли видеть только на сцене, теперь был рядом с нами и рассказывал, рассказывал:
- В труппу нашего театра я пришел еще в 30-е годы и проработал здесь много лет. А до этого в разных театрах страны мною были сыграны центральные роли классического русского и зарубежного репертуара. Зрителям запомнились такие разноплановые роли, как Самозванец в трагедии Пушкина «Борис Годунов» и Барон в пьесе Горького «На дне», Чацкий в «Горе от ума» Грибоедова и городничий в гоголевском «Ревизоре», Отелло в одноименной трагедии Шекспира.
Евгений Николаевич остановился в своем рассказе на качественно новом этапе своего творчества. В 1939 году уже на сцене нашего театра он впервые выступил в роли Ленина в спектакле «Человек с ружьем» по пьесе Н.Погодина. Зрители тепло приняли новую постановку театра. В следующем году главный режиссер театра Н. Лукин берет для постановки пьесу «Кремлевские куранты». И снова в роли Ленина – Е. Н. Писарев.
- Помимо работы над внешним сходством с вождем я сосредоточил свое внимание на раскрытии внутреннего облика Ленина, - вспоминал актер. – Создавая образ, я считал эту мысль главной.
В первые послевоенные годы «Кремлевские куранты» снова появились на ставропольской сцене уже в постановке режиссера Б. Ратова и с Е. Писаревым в главной роли. Рецензент спектакля отмечал достоинство исполнителя, который дал почувствовать зрителю обаятельную ленинскую простоту.
Как отмечала впоследствии в своей книге «Живая душа искусства» З. М. Поздняева, кандидат филологических наук, доцент Ставропольского государственного университета, сценические работы Е. Н. Писарева отличались культурой исполнения, высоким профессионализмом, глубиной психологической разработки образов. Актер пробовал себя и в режиссуре. Им был поставлен спектакль по пьесе Луи Вернейля «Похищение Елены».
Весной следующего, 1954 года, когда я был уже в девятом классе, школьный драмкружок, которым руководил преподаватель Виктор Николаевич Толстой, поставил пьесу о молодых целинниках. Пьеса была не ахти какая, можно сказать, слабенькая. Но зато актуальная: в тот год начиналась в стране целинная эпопея – освоение залежных земель. Спектакль этот сыграл определенную роль в моей жизни. Мой образ – фотокорреспондент провинциальной газеты, готовящий репортаж. На шее у меня – фотоаппарат, в руках – записная книжка, а на голове – берет, как символический головной убор людей творческих профессий.
Хорошо ли я сыграл свою роль, плохо ли, судить не берусь. Но после этого спектакля одноклассники «перекрестили» меня. Дело в том, что того корреспондента в спектакле звали Виталий. Это имя так ко мне и «приклеилось». Да я, собственно, и не возражал. Тем более когда узнал, что имя Виталий в переводе с греческого означает «жизненный», а имя Виктор (как назвали меня родители) – «победитель». Кстати, мне казалось, что к моему характеру, далеко не бойцовскому, гораздо ближе новое имя.
С театральной самодеятельностью была связана и моя послеармейская жизнь. Я занимался в драматическом кружке при клубе госторговли у хорошего режиссера Федора Петровича Подколзина. Поставленный им спектакль «Домик на окраине» - это второе название пьесы А. Арбузова «Вера, Надежда, Любовь» - смотрелся, как говорится, на одном дыхании.
Спектакль был поставлен к 15-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Самодеятельные артисты Виктор Гольский и Валя Москвитина, Виктор Кандиев и Рая Мостовая, Володя Селюков и Галя Лукьянченко, а также автор этих строк, конечно же, не воевали. Но рожденные за два-три года до войны – сейчас нас называют детьми войны – мы испытали на себе все ее тяготы и старались, вспоминая те нелегкие годы, вложить это в наши роли в том, незабываемом для нас спектакле. С ним мы выступали, помню, почти на всех сценических площадках города.
Позднее я пришел в драматический коллектив при гарнизонном Доме офицеров, где занимался у режиссера Виктора Гольского. Биография его довольно интересна. Впоследствии он окончил Киевский государственный институт театрального искусства, а затем и прославленный ГИТИС, работал в театрах Волгограда и Оренбурга, ставил разовые спектакли в Тюмени и Ужгороде. Вернувшись в родной Ставрополь, сначала пришел в краевую филармонию на должность художественного руководителя, а затем был приглашен в театр драмы администратором, а потом главный режиссер Алексей Малышев предложил ему должность заведующего литературной частью. Спустя годы Виктор Гольский стал директором театра.
Возвратимся же к работе Виктора Гольского в самодеятельности. Я вспоминаю, как тепло принимали зрители его постановки. Это были и «Небесное создание» - спектакль о военных летчицах, и «Под номером 86» - детектив, автором которого был сам постановщик, и драма А. Володина «Пять вечеров», шедшая в те годы на многих театральных сценах страны.
Мне, как участнику театральной самодеятельности, конечно же, не хватало теоретической базы, и я, работая в газете «Молодой ленинец», поступил на театральный факультет Московского заочного народного университета искусств имени Н. К. Крупской. Окончил курс актерской грамоты и два курса режиссуры. Университет дал мне много. Мне довелось поставить два одноактных спектакля на тему войны – «Дуэль» по пьесе М. Абрамова «Лаптевы» и «Это было в 43-м» по новогоднему рассказу Л. Розановой «Первые туфли». Оба спектакля ставил на базе театра юного зрителя «Орленок» при средней школе № 2, которым руководил большой знаток театра режиссер Виктор Петрович Ястребцев. В качестве оформителя я привлек к работе над обоими спектаклями художника газеты «Молодой ленинец» Валентина Петровича Гукова.
А дипломной работой был спектакль «Мой бедный Марат» по пьесе А. Арбузова, который шел на сцене городского Дома учителя, где моим консультантом была режиссер драмкружка актриса театра Зинаида Викторовна Котельникова. Она своими профессиональными советами во многом помогала и мне, и моим артистам. Смотрел и оценил спектакль актер театра Иван Степанович Шахманский.
Фабула спектакля, на первый взгляд, проста: классический любовный треугольник. Но он не может разрешиться ни в блокадном Ленинграде, ни в послевоенные годы, ни двадцать лет спустя. Одно ясно, если вспомнить слова Марата: «Даже за день до смерти не поздно начинать жизнь сначала». Виктор Степаненко – Марат, Людмила Коневцова – Лика, Володя Слободин – Леонидик. Как я благодарен им за то, что они сумели точно создать образы своих героев.
К этому времени я уже нашел себя в журналистике и менять профессию не собирался. А театральная самодеятельность осталась для меня любимым увлечением. К слову, именно в ней, в самодеятельности, встретил я свою будущую жену Людмилу Князеву, с которой вместе играл на сцене, которая тоже окончила тот же театральный факультет заочного университета искусств и с которой мы счастливы и поныне.