Ингушетия встречает гостей

Елена Павлова

Ингушетия встречает гостей
Фестиваль мастеров искусств Южного федерального округа «Мир Кавказа» уже стал традицией. Двенадцать лет подряд в первые дни октября один из южных городов на несколько дней становится столицей праздника, объединяющего народы, дающего возможность лучше узнать друг друга. Ведь одними только призывами к единству единства не достичь. Никого нельзя заставить любить другого согласно установкам сверху. Но вот общение на уровне культур и традиций рождает взаимный интерес и взаимоуважение. Известное булгаковское изречение о «разрухе в головах» можно отнести и ко многим нынешним реалиям — кавказским в том числе. Мир утверждается не только на отдельных территориях, но и в сознании людей. И в душах. А это сфера, которая не принимает фальши.

У каждого народа есть традиции, легенды и песни, которые пережили века — именно потому, что фальши в них нет, а вот душа есть... Есть народный характер и яркая самобытность.

В этом году гостей фестиваля принимала Ингушетия. Запланировано это было еще в конце прошлого года. Но в этом году, когда новости из республики зачастую напоминали сводки с фронта, многие сомневались — и в том, что руководство республики возьмет на себя ответственность за безопасность сотен людей (гостей фестиваля), и в том, что сами гости (творческие коллективы) решатся выдвинуться в Ингушетию. Но все решились. Он был очень важен для республики — этот фестиваль. И не только руководству — очень многие, с кем я общалась в эти три дня, говорили, насколько важно, чтобы «Мир Кавказа» именно в этом, таком тревожном для республики году был на ингушской земле.

От границы административной до границы государственной

Гостей встречали прямо на административной границе. Прибывали делегации и творческие коллективы четырнадцати субъектов Федерации. Ставрополье представляли муниципальный ансамбль казачьей песни и пляски «Вольная степь» (художественный руководитель Василий Берченко) и Дом народного творчества (ведущий методист Валентина Мозжелина и мастер по изготовлению народной игрушки Анна Быстрова). Правда, изделия народно-прикладного творчества организаторы фестиваля уже на КПП перегрузили в свой транспорт, успокоив, что обязательно доставят на следующий день прямо в выставочный павильон — что делать, обстановка требует соблюдения всех мер безопасности и проведения необходимых проверок.

— Все заезжают, - радостно делились с нами представители республиканского министерства культуры. - Никто в результате не отказался. Калмыки, правда, дольше всех «сопротивлялись», а сейчас вот приехали совершенно неожиданно. Мы рады — всех расселим, всем места хватит...

Нашу делегацию поселили в санатории «Армхи». От Назрани это еще 60 километров в горы, где до границы с Грузией — рукой подать. Мне показалось, что своим появлением на узком горном серпантине наша фестивальная автоколонна в сопровождении милицейских машин с мигалками слегка ошарашила местных обитателей этих, кажется, совсем нетронутых временем горных склонов. Жители с удивлением провожали взглядами автобусы, окна которых мигали им вспышками фотоаппаратов. Да и флегматичные обычно коровы при приближении колонны отпрыгивали в сторону с прытью горных коз.

Тут было что запечатлеть — жаль не позволяла мощность фотоаппарата. Крутые обрывы и нависающие над ними горные отроги, складки скальных пород, выложенных замысловатыми зигзагами. Домишки, примостившиеся на небольших уступах, и миниатюрные квадратики земли, делянок, разбитых возле домишек. Четко очерченные усеченные треугольники родовых башен, которые за многие века, что стоят здесь, уже вросли в эти склоны.

Майор Мухарбек Батыров — сотрудник местного отдела милиции, который сопровождал нашу колонну, рассказал, что родовые башни его семьи здесь тоже есть. Большинство родов здесь живут веками. И некоторым башням уже много веков. Есть боевые башни с бойницами, а есть те, которые в далекие времена были жилыми. Они многоярусные. На первом горцы держали живность, а на верхних ярусах обитали сами. Были здесь, и очаг, и окошко — тоже в виде бойницы, чтобы в случае чего можно было отра­зить нападение. Прочные это были жилища. До сих пор ни природа, ни время их не сокрушили. Был определенный секрет укладки камня. А вот что предки добавляли в раствор при строительстве, до сих пор разгадать не могут.

Армхи

Жаль, что четвертый день фестиваля, в который концерт должен был пройти именно в этих заповедных горных местах, организаторами был свернут (как нам объяснили, по погодным условиям). Хотелось бы поближе соприкоснуться с древностью...
- Сейчас в горах, - говорят местные, - жить, конечно, проще, чем предкам. Дороги проложены, газ проведен. Даже совсем в маленькие селенья, в которых по 3 - 5 семей. Но традиции вековые чтятся. В первую очередь — уважение к старейшинам. Да и в семейном укладе многое осталось с давних времен.

— Семьи большие, детей много, их воспитанием в семье женщины занимаются, - рассказывает Ваха Евкуров. - Мужчина должен кормить семью, а женщина заниматься семьей. Поэтому жены у нас по дому, а мы работаем — как ишаки... (Улыбается): - Это нормально. Сейчас немного лучше с работой стало. В санатории работа появилась, на заставе, в милиции многие работают — жизнь такая, там люди нужны. Было хуже. Было время, когда только на подсобном хозяйстве семьи выживали. Скотоводством в основном занимаемся.

На правах гостя я поделилась впечатлением от дорожных картинок. Ну барашки, щиплющие травку на крутых горных склонах и за дорожным ограждением прямо над обрывом, — еще ладно. Но я действительно впервые в жизни видела, чтобы то же самое проделывали коровы, которые преодолевают крутые подъемы так, как будто вместо копытец у них горные ботинки...

— А вы заметили, - смеются мужчины, - что коровы у нас особой породы. Они низкорослые, коротконогие. Другие здесь не выживут...

...Выхожу на смотровую площадку перед санаторием. Навстречу — чернобородый горец в камуфляже с автоматом наперевес:
— Что вы хотели?

— Воздухом подышать можно?

— Конечно, конечно, гостям можно все...

Воздух тут чудесный. Сосновый бор вокруг. Директор санатория рассказывает, что с 30-х годов прошлого века здесь был всесоюзный курорт. «Армхи» - ведь не случайное название. Хотя в переводе не очень впечатляющее - «плохая вода». Это предки нынешних ингушей, наткнувшись на источник, так и его, и селение неподалеку назвали. Они ж не знали, что вода бывает еще минеральной и целебной. А название так и прижилось. Зато теперь «Армхи» - визитная карточка не только Джейрахского района, но и Ингушетии. Лет 10 назад сюда на отдых и калачом было не заманить. Теперь санаторий вновь принимает отдыхающих. Конечно, пока только из Ингушетии. Очень рады сотрудники, что им доверили гостей фестиваля у себя поселить. А директор надеется, что будет еще время, когда из других регионов люди поедут и местные будут работать здесь целыми семьями, как это было 20 - 30 - 40 лет назад, когда на Кавказе был мир...

Кроме ставропольской делегации в «Армхи» жили коллективы из Дагестана, Калмыкии, Волгограда. Можно сказать, что охрану «Мира Кавказа» тоже обеспечивала вся Россия-матушка. Кроме местных милиционеров наш покой охраняли пограничники и спецназ.

Я обратила внимание на мягкий распевный северный говор дюжего русоволосого парня, что вместе с товарищами сменил на посту уже знакомого мне майора Батырова. Естественно, поинтересовалась, мол, чьи вы, хлопцы, будете. Оказалось, ребята аж из Архангельска. Поморы. Эк занесло! Уже три месяца в Ингушетии в командировке.

— Нет, здесь в горах нормально, относительно спокойно, - говорят они. - В Назрани, конечно, обстановка напряженная. Мы даже удивились, что фестиваль здесь решили проводить.

Всем нам — мира и добра

А на следующей день я оказалась на трибуне рядом с ингушкой с русским именем Лидия. Она пришла на праздник с племянницей Фатимой. Она показывала мне покупки, сделанные на выставке народно-прикладного творчества. На каждом подворье постаралась приобрести по вещице на память — у волгоградцев расписную ложку, у ставропольцев — вышитую бисером салфетку... Лидия Ахметовна Баталова — помощник ректора по культурно-массовой работе Назранского института экономики и правоведения, Фатима — студентка этого института.

— Конечно, для нас фестиваль — очень значимое событие. Да, сложная обстановка. И на массовые мероприятия ходить страшно. Мало ли что. И сейчас вот соседи говорили — куда, мол, вы?!

— Так ведь организаторы терактов как раз и добиваются, чтобы люди боялись...

- Да, чтобы всем правил страх, а все остальное сошло на нет. Чтобы люди боялись и к нам не приезжали. И чтобы от цивилизации нас оторвать, - добавляет Лидия. - В прошлом году вон нам кинотеатр раздолбали, единственный в городе...

— В каком смысле раздолбали?

— В прямом — из гранатометов. Тоже концерт тогда какой-то шел местных коллективов... Так что, конечно, с некоторым страхом мы сюда пришли. А с другой стороны — вон сколько гостей к нам приехало, сколько коллективов. Люди не побоялись приехать, чтобы нас порадовать, а мы-то что ж?!

Перед концертом было флаговое шествие. На ветру развевались флаги субъектов Федерации юга России: Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей, Ставропольского и Краснодарского краев, Ингушетии, Чечни, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании, Южной Осетии, Дагестана.

— Мы принимаем фестиваль, - сказал, открывая торжества, президент Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров. - Какая бы ни складывалась обстановка, мир на Кавказе должен быть всегда. И сегодняшнее мероприятие утверждает эту истину. Северный Кавказ — край богатый традициями. Хочу, чтобы все понимали: юг России может жить только для России и во благо России. Поэтому желаю всем нам мира и добра.

(Продолжение следует).

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление