Иностранные инвестиции - в хорошее дело!

Наталья Буняева
Совещание и последующая за ним пресс­конференция, состоявшиеся в здании «Ставрополькрайгаза», показали, что отныне и наш край включается в крупномасштабную программу участия Российской Федерации в глобальных экологических соглашениях. Они затрагивают интересы и промышленности, и, что особенно важно, населения страны.
Россия участвует в рамочной Конвенции ООН об изменении климата и в Киотском протоколе, вступившем в силу в феврале прошлого года. Конечная цель Климатической конвенции – стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на окружающую среду. Проще говоря, выбросы вредного парникового газа – двуокиси углерода – должны быть минимальными. На сегодня в мире выбрасывается 81% углерода и 10 % метана. Это так много, что климат на планете в последние годы значительно изменился. А это, в свою очередь, привело к исчезновению либо видоизменению и водных ресурсов, и целых видов живых организмов и растений. Если так и будет продолжаться, то наступит и наше время: человек останется в прошлом. Страшно? Вот и группе ученых, менеджеров, экономистов, собравшихся на пресс­конференции, неуютно: Россия – лидер по количеству выбросов метана в атмосферу. Правда, немного подумав, Александр Окмянский, представитель американской компании, работающей на ниве газосбережения, все­таки уточнил: первые – США. Они же и не подписали Киотский протокол, в отличие от России. «Там очень сильное лобби в правительстве. Но рано или поздно Америка придет к Киотским соглашениям хотя бы потому, что давление других, более прогрессивных сил, перевесит лоббирование». Америка тоже страдает от вредных выбросов в атмосферу, а последние новости с «метеорологических» фронтов вообще не обнадеживают простого американца: там уже привыкли к тому, что люди умирают от жары на улицах, в автомобилях…
Что у нас будет? В крае, впервые в стране, проводится программа, направленная на ограничение и сокращение выбросов парниковых газов. В том числе – при транспортировке природного газа.

Главным проводником этих идей является ОАО «Ставрополькрайгаз». На сегодня наши газовики – передовики производства и новаторы. Даже в Сибири, копилке природного газа, нет такого уровня развития газовых сетей, их высокой технологичности, как у нас в крае. Именно поэтому западные инвесторы и выбрали нас в качестве «полигона» для внедрения своих сберегающих технологий.

Достаточно сказать, что ежегодно в нашем крае вводятся временные нормативы на технологические нужды и на потерю газа. А потом так же ежегодно пересматриваются в сторону уменьшения. Значит, наши технологии оправдывают себя, и метан все меньше и меньше уходит в атмосферу. В 2006 году в рамках договора с ОАО «Росгазификация» ОАО «Ставрополькрайгаз» приняло участие в разработке проекта сокращения эмиссии метана в Ставропольском крае. Проект предполагает проведение работ по измерению утечек метана и их устранению во всех системах газораспределения. Сегодня в этот проект привлечен западный инвестор, освобождающий наш край от расходов на эти работы. Модернизация проекта будет стопроцентно оплачена этим инвестором. Кто он? По существующим международным правилам, имя инвестора не открывается до завершения предварительных работ. На сегодня на составление необходимых документов, работу юристов, оснащение газовых сетей необходимой высокотехнологичной аппаратурой и множество других работ уже потрачена сумма, равная примерно 1 миллиону долларов. Это только начало. В дальнейшем, согласно проекту, наши газовые сети будут модернизироваться, на стыки и прочие опасные места будут установлены уплотнители, трубы будут оборудованы сложнейшим оборудованием. Для работы с ним уже обучена группа специалистов, способных и принять решение, и работать в нештатных условиях. Поговорили и о сохранности инвестиций: Россия – страна непредсказуемая, и зачастую денежки уплывают в неизвестном направлении. Заграничные гости уверили – все инвестиции защищены страховкой, все финансовые операции контролируются. И если произойдет какая­то ситуация – ответственность за потери понесет ОАО «Росгазификация».

Кстати, на пресс­конференции поговорили о том, что вроде бы никак с газовыми сетями не стыкуется: о многочисленных и гигантских мусорных полигонах. Они, как известно, являются одним из «поставщиков» метана в атмосферу. И поставщиком не самым мелким. Константин Мячин, специалист из авторитетной на рынке климатических услуг норвежской фирмы, рассказал, как принято в цивилизованном мире работать с такими полигонами. «Достаточно окружить из специальными сетями, накрыть, поставить компрессоры, и, пожалуйста, метан потечет по трубам на нужды народного хозяйства страны». Почему у нас до этого не додумались? Наша свалка послужила бы народу, и была бы от нее хоть какая­то польза. За границей ведь могут, а мы что же?

От предложенного проекта по снижению нормативных потерь газа мы ожидаем снижение степени вредного влияния метана на окружающую среду. И, согласитесь, все­таки приятно, что наш край в этом важном деле – первый.
 
 

Киотский протокол: что это такое?

<

Договоренность о том, что развитые страны мира должны совместными усилиями поддерживать концентрацию парниковых газов в атмосфере на относительно безопасном уровне, была достигнута еще в 1992 году, когда была принята рамочная Конвенция ООН об изменении климата (РКИК).

Документ тогда подписали более 190 стран. Позже, в 1997 году, был принят так называемый Киотский протокол, согласно которому в 2008 ­ 2012 годах подписавшие его развитые страны должны снизить объемы выбросов шести основных парниковых газов на 5,2%. Первоначально США пообещали уменьшить объемы выбросов на 7%, Япония и Канада ­ на 6%, страны ЕС ­ на 8% по сравнению с уровнем 1990 года.

Также Киотский протокол принято считать первым международным документом, в котором для решения глобальной экологической проблемы используется «рыночный механизм».

Киотский протокол позволяет участникам участвовать в прямой коммерческой переуступке своих прав на выбросы парниковых газов для целей выполнения своих обязательств.

Россия подписала Киотский протокол в марте 1999 года, оговорив для себя (вместе с Украиной) довольно хорошие условия: не превышать уровень выбросов парниковых газов, зафиксированный в 1990 году.

Киотский протокол ратифицирован 106 странами, а вот США и Австралия от него все­таки отказались.

 
Фото Юрия Рубинского.


Последние новости

Все новости

Объявление