Инспекция – имя существительное…

Лариса Ракитянская

Недавно мне пришлось побывать на одном из городских мероприятий. В перерыве я случайно услышала разговор двух директоров школ: руководители жаловались друг другу на то, что их образовательные учреждения буквально замучили самые разные проверки. Я поняла: идут в школу контролирующие органы чуть ли не толпами – каждый по своему вопросу. Кому­то надо финансы проверить, кому­то – пожарную безопасность или санитарное состояние, кому­то охрану труда... А тут еще и прокуратуры районов зачастили: не нарушают ли в муниципальных образовательных учреждениях права детей на образование? Никто не спорит: все это, безусловно, важно, и каждый контролирующий орган, каждый «инспектор» выполняет свой долг.

А директора школ у нас – люди очень деликатные. Когда я с некоторыми из них попыталась поговорить об этом, никто не захотел обсуждать эту тему. Понимая, что по той же причине исчерпывающей информации мне не получить и в управлении образования, я все­таки провела собственное – журналистское – расследование. Потому что предмет его для школы – дело существенное.

Картинка получилась вот такая. Большую часть своего рабочего времени директор школы вынужден тратить на встречи различных комиссий: то пищеблок показать, то документы предъявить, то уровень освещенности помочь замерить, а то и просто – стулья и столы пересчитать (в который раз и для каждой комиссии – заново!!!). И получается, что важнее всего то, понравится или нет очередной комиссии состояние дел.

В начале, в середине, в конце учебного года директор то и дело встречает одних проверяющих, других – провожает. На общение с учениками, их родителями времени остается очень мало. А ведь работу школы и проанализировать нужно, и спланировать. И педсоветы провести, и родительские собрания…

А еще руководитель школы должен видеть работу каждого учителя. Раньше это было правилом: три раза в неделю директор посещал уроки. Теперь ­ некогда. Потому что приходится быть просто хозяйственником и в какой­то степени заменять функции завхоза. Но ведь организация учебно­воспитательного процесса – это первоочередная задача любого директора.

Хочется всем напомнить, что есть управление образования – управляющий, организующий и, что самое главное, контролирующий орган. Именно он (тоже по своей «должностной инструкции») инспектирует школы, обеспечивает и безопасность, и качество питания, и контролирует воспитательно­образовательный процесс. Одним словом, несет полную ответственность за реализацию Закона «Об образовании». Только чиновники управления проверяют школы по­особому – спланированному и заранее согласованному со школами графику. И – тематически. Ведь они очень хорошо понимают тонкости организации и хода учебного процесса – когда нагрузки на учителей больше, когда меньше. И проверки свои корректируют в соответствии с этим.

Именно управление образования в первую очередь спросит с директора, когда закончится учебный год или четверть: а как у школьников с успеваемостью, какое качество знаний школа, гимназия или лицей дает городу, краю, стране? Этот же вопрос вправе задавать и родитель ­ как заказчик, ведь мамы и папы сегодня выбирают такую школу, которая дает хорошие знания – по этому критерию отдают сейчас ребенка в первый класс. Вот бы где отчитываться – без бумаг и лишних формальностей!

Но караван комиссий продолжает тянуться… И никого не интересует, проводится ли подготовка к Единому государственному экзамену (не очень, как вы понимаете, простому), начинаются ли районные соревнования по строевой подготовке или, может быть, подводятся итоги фестиваля здоровья…

Повторюсь: я не против проверок. Но мне показалось, что мы слишком уж научились «забюрокрачивать» добрые, в общем­то, дела. Давайте закончим учебный год…

Отклики на публикацию
можно присылать
по электронному адресу: lara@vechorka.ru

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов