Искусство должно волновать

Искусство должно волновать
В Музее изобразительных искусств состоялось открытие первой персональной выставки ставропольского художника-модерниста Павла Горбаня, посвященной его 55-летию. Название экспозиции Enfant Terrible. Один из вариантов перевода этих двух слов: мешающий, не-угодный другим человек.

Живопись для Павла Горбаня - это вся сознательная жизнь. Шутка ли, 50 лет в искусстве?! Свои первые картины он начал рисовать в пятилетнем возрасте. Да и как иначе? Отец нашего героя - знаменитый ставропольский художник Петр Семенович Горбань, фронтовик, член Союза художников России (1923 – 1995 гг.). Картина «Сады Эдема» принадлежит его кисти. «Отец был нестандартный художник. Он поднял планку живописи на высокий уровень. Он заставлял меня работать над собой, рисовать по нескольку десятков картинок в день. Я учился, это делать было нелегко. Еще сложнее было выйти из-под влияния творчества отца, научиться рисовать самому», - рассказывает Павел Петрович.

Павел Горбань был первым учеником детской художественной школы. Работал 35 лет в Ставропольском художественном фонде. Периодически Павел Петрович пытался организовывать выставки, но безуспешно. Сложные периоды жизни открывают людям новые возможности. Получить новое видение, как нужно писать картины, было для Павла Петровича той самой возможностью. Павел Петрович говорит: «Рисовать с хитрецой, отлично от других, умением заинтриговать зрителя – это то, что дал мне этот период моей жизни». Подобные черты встречаешь, когда сталкиваешься с работами художника. Они - ответ современному искусству, разрушающие сложившиеся рамки и стереотипы современного восприятия творчества. Первое впечатление от картины может быть обманчивым. Не торопитесь, чтобы разглядеть шедевр, нужно отойти подальше. Спокойно, вдумчиво изучить плод творчества человека. Только после этого можно начинать судить.

Почему же выставка называется именно так «Enfant TERRIBLE»? «Я вечный октябренок. В школе меня исключили из пионеров за плохой проступок, не помню какой. Случай весьма не простой для того времени. Но меня подобное волновало несильно. Если для пионера зайти в церковь была проблема, то для меня нет. Что я периодически делал. Не скажу, что я сильно верующий. Для меня церковь, иконы в них - своего рода колыбель всего творчества. Сам я никогда иконы писать не пытался, душа не лежит. Есть картина, посвященная апостолам Петру и Павлу - моим небесным покровителям. Хуже было, когда приходилось работать в Ставропольском художественном фонде. Рисовать по шаблону было тяжко.

Я постоянно находился в конфликте с кем-нибудь. То ли меня не понимали, то ли я не понимал окружающих людей. Меня долго не принимали в Союз художников. Но все-таки потом приняли. Жизнь меня побросала, пришлось пройти и огонь и воду, только с медными трубами трудновато выходило. Славы я не ищу, работаю для себя. Порой начну рисовать, остановлюсь. Чувствую, что не идет, отложу картину. Писать нужно с вдохновением, тогда и получается настоящее творчество. Из-за этого не люблю работать на заказ, рисовать в установленные сроки. Своего рода это лицемерие перед собой, душа говорит - не буду, а рациональное заставляет. Так вообще жить невыносимо, да и не нужно. Многие художники мечтают работать свободно, но такая возможность есть не у всех. Свобода - самое ценное, что есть у людей, а ее постоянно пытаются у нас отнять. Посмотрите на детей. Они независимы, порой невыносимы. Их рисунки – непосредственны, в них заключено видение жизни, такой, какая она есть. Когда психологи говорят: мол, ваш ребенок, рисует черной краской – это плохо, что-то с ним не в порядке, на самом деле ребенок здоров. Просто он ощущает подсознанием окружающую его черноту мира и отображает это, как может.

Наполеоновских планов я не строю. Что говорить, выше отца я не прыгну. Самое лучшее - находиться и творить среди его работ. Соревноваться с кем-то смысла нет. Что касается современного искусства: хочется, чтобы оно было современным, а не революционным, оно должно волновать. В этом плане мне нравятся картины Эдварда Мунка».

Павел Петрович неординарный человек, ценящий свободу. Его работы вызывают у людей недоумение и предвзятое отношение, а зря. Если у вас есть свободное время, посетите выставку. Может, там вы ощутите свободу от ежедневных забот, проблем. Именно ее пытается донести художник через свои работы.

Егор ИВАНОВ.

Фото Александра Плотникова.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Егор, ты молодец! Уже потому, что оставил натужные попытки многих журналистов, почему-то мнящих себя искусствоведами, самостоятельно осмыслить творчество художника. А просто выстроил всю статью в форме монолога Горбаня. Не знаю, что тебя натолкнуло на этот ход - интуиция либо же то, что картины тебе просто не понравились (вполне может быть!) - но это очень правильный ход!
1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов