История ограбления казначейства

Наталья Ардалина

В ноябре прошлого года страна масштабно отметила столетие советской милиции. И вот спустя всего полгода у ведомства новый юбилей, еще более грандиозный: 300 лет со дня образования полиции России

В 1718 году 25 мая (5 июня по новому стилю) царь-реформатор ‎Петр I учредил должность Санкт-Петербургского ‎генерал-полицмейстера — начальника главной полицмейстерской канцелярии. На эту должность был назначен царский денщик Антон Дивиер. Роль и место полиции в российском государстве, а также ее обязанности были обозначены в документе «Пункты, данные Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру».

Именно с этого момента можно считать начало деятельности органов правопорядка как отдельного ведомства, потому что ранее их функции выполняли самые разные люди, такие как помещики, старосты.

Перед новым ведомством была поставлена главная задача, которая, по большому счету, не изменилась по сей день: охрана правопорядка в обществе. Правда, полномочий тогда у полиции было побольше, они не только устанавливали виновных в преступлении и задерживали их, но могли и сами применять наказание: полицейским разрешалось провинившихся бить батогами, пьяницам вешали на шею семипудовую гирю, которую несчастный никак не мог снять самостоятельно, а ворам даже выжигали это позорное слово на лбу.

К счастью, эти крайности давно ушли из практики. Во все времена среди полицейских встречались разные люди, многие из них верой и правдой служили в первую очередь своему Отечеству.

Сегодня архивы ведомства хранят в себе немало тайн и историй, достойных пера лучших писателей детективного жанра. К сожалению, многие из документов до сих пор хранятся под грифом «Секретно» или «Только для служебного пользования». Поэтому нам остается лишь довольствоваться рассказами. Тщательно и скрупулезно работал с архивными документами заместитель председателя Совета ветеранов ГУ МВД России по Ставропольскому краю Владимир Акинин. Среди интереснейших исторических справок, которые он нашел там, оказалась история ограбления губернаторского казначейства в Ставрополе в 1870 году.

Читайте также: Форменный мундир городового Российской империи и лапти милиционера можно увидеть в музее.

Итак, стоял студеный зимний вечер, 14 февраля. В губернаторском казначействе, в запертом на три замка хранилище лежала крупная сумма: 160 тысяч рублей серебром. Деньги находились в чугунном ящике, специально изготовленном для этих целей. Рядом с хранилищем неотлучно дежурил вооруженный солдат.

При вечерней проверке постов после восьми часов вечера было обнаружено невероятное: часовой исчез, оставив после себя лишь сумку с припасами и ружье, все три замка хранилища открыты — именно не взломаны, а открыты ключами, а ящик с деньгами, который весил не менее семи пудов, пропал. Разумеется, первым под подозрение попал именно часовой, но дело осложнялось тем, что ключей от кладовой у него быть не могло.

Полицмейстер капитан Тимченко немедленно доложил о происшествии ставропольскому губернатору Георгию Константиновичу Властову. На поиски пропажи тут же подняли весь ставропольский гарнизон.

Кстати, уже в то время существовала практика создания рабочей группы для раскрытия особо сложных преступлений. Так, после ограбления казначейства сразу же организовали специальную команду, в которую вошли судебный следователь Болдырев, полицмейстер Тимченко, пристав Загайлов и другие серьезные полицейские чины. Они пришли к выводу, что преступление совершено не одним человеком, а целой организованной группой, тщательно подготовившейся к ограблению, изучившей расположение хранилища, все пути подхода-отхода, заполучившей в свое распоряжение ключи.

Однако анализ происшествия больших результатов не дал, так же как и поиски «по горячим следам». Огромная по тем временам сумма просто «испарилась». К розыску денег подключили всю имевшуюся у полиции агентуру.

Происшествие по тем временам было не самым рядовым, его раскрытию придавалось большое значение, поэтому о ходе расследования регулярно докладывали начальству в столице, а глава ведомства информировал о продвижении дела императора.

Читайте также: Ставропольская гимназия, открытая императором, выпускала «достойных чиновников» и революционеров.

В Ставрополе начались аресты всех, кто хотя бы косвенно мог быть замешан в ограблении. Спустя почти месяц после преступления в качестве подозреваемого задержали местного мещанина Гончарова. 9 марта в его доме на старом «фортштадте» проводили обыск, и только тут удача улыбнулась сыщикам: под стеной они наткнулись на свежую, но тщательно утоптанную землю, начали копать и нашли тайник, в котором находились  129 тысяч 900 рублей серебром. Не оставалось сомнений в том, что это именно украденные из казначейства деньги.

Тем временем дала положительные результаты и работа агентуры: внимание на себя обратили две девицы «легкого поведения», которые  внезапно начали вести себя слишком нескромно. Они кутили, покупали в разных лавках товар, оставляя там крупные суммы денег. «Женщин с низкой социальной ответственностью» тоже привлекли к делу в качестве подозреваемых, после чего у них при обысках нашли остальные деньги, которые дамы еще не успели потратить. Сведений о том, куда подевался часовой, история не сохранила...

После успешного окончания поисков император Александр IIлично отметил особо отличившихся участников группы по расследованию преступления. Его наместник на Кавказе великий князь Михаил Николаевич, прибывший в Ставрополь 22 марта, сообщил о высочайшем благоволении императора и пожаловании наград. Так, полицмейстеру капитану Тимченко был присвоен чин майора, судебному следователю Болдыреву вручён орден Святого Станислава II степени, приставу Загайлову - орден Святой Анны III степени.

А губернский Ставрополь еще долго потом бурлил историями о том, как украденные из казны деньги нашли у проституток.

история, 300 лет Российской полиции, ограбление казначейства, полиция

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление