Из когорты победителей

Валерий Манин

Игровой зал главного спортивного комплекса Казани, казалось, был готов полыхнуть огнем от тех страстей, которые кипели на паркете уже целую неделю. И не мудрено — здесь проходил финальный турнир Спартакиады народов Российской Федерации по баскетболу среди мужчин. В каждом матче борьба была такой, словно в игре решалась не судьба команды, а жизнь целого региона.

Сборная Ставропольского края, сформированная из баскетболистов Пятигорска, Минеральных Вод и Ставрополя, не относилась к числу фаворитов — в них заслуженно входили свердловчане, за которых выступали игроки сборной СССР А. Кандель, С. Белов, Н. Маркодеев, казанцы, как хозяева соревнований, сборная Московской области — чемпион предыдущей спартакиады, ростовчане во главе с игроками национальной сборной В. Ткачевым и Е. Слиденко, а также саратовцы, волгоградцы и краснодарцы, но ставропольцев уважали и откровенно побаивались.

Здесь хоть и не было звезд уровня олимпийского чемпиона Сергея Белова, но команда была сыгранная, хорошо укомплектованная и, как говорят в спорте, «духовитая», то есть боевая, никогда не сдающаяся на милость даже более сильным соперникам. Впрочем, это качество всегда было присуще коллективам, в которых работал Виктор Семик.

Но даже в этой волевой компании, где играли такие известные спортивные бойцы, как Евстафиади, Полиховский, Гриценко, Черняк и другие, Виктор Зиновьев был на особом счету. Сравнительно не высокий по баскетбольным понятиям, он тем не менее здорово работал под щитами. А уж если прилипнет к сопернику, то, считай, о том можно забыть — напрочь из игры выключит.

Как и большинство его сверстников, чье детство отняла война, выросший на улице, Зина не понимал и не принимал понятия «не могу». Для этого поколения уступить было равносильно понятию «предать».

– В высшей степени организованный и дисциплинированный, абсолютно лишенный чувства страха, - вспоминал В. Семик, - Витя в команде был незаменим. Раскорячится в трехсекундной зоне словно краб — попробуй, доберись через него к мячу, а уже если тряхнет своими могучими плечами — так и двухметровые отлетали, как мячик от стенки...

...В спартакиадном финальном турнире 1967 года, который как раз и проходил в Казани, сложилась такая ситуация, когда своеобразным «распределителем» мест у баскетболистов стала сборная Ставропольского края. Хотя ставропольцы к тому времени уже не претендовали на медали, но лидерам могли попортить много крови. Так оно, впрочем, и произошло.

Сборная Свердловской области, набравшая, как и сборная Татарской АССР, одинаковое количество очков, вышла на игру со ставропольцами, как на последний решительный бой. Могучий Александр Кандель царил под обоими щитами, Сергей Белов умными пасами пытался вывести на бросок своих бомбардиров, в первую очередь Николая Маркодееева, который в каждом поединке набирал более двух десятков очков. Но в этой встрече один из главных снайперов уральцев практически очков не набрал. А виной тому - правый крайний соперников Зиновьев. Причем, выключив опекаемого из игры, Виктор не упускал случая сам атаковать чужую корзину. И достаточно результативно.

Под конец встречи огромный зал уже скандировал не имена Канделя и Белова, покоривших болельщиков своим мастерством. Над площадкой неслось: «Торчок, Торчок, Торчок!». Под этим прозвищем в спортивном мире страны и был известен четырехкратный участник финалов Спартакиады народов Российской Федерации Виктор Зиновьев.

 

Само же прозвище появилось в 1962 году, когда рядового Виктора Зиновьева, проходившего срочную военную службу в знаменитом Капустином Яру, пригласил на просмотр в волгоградское «Динамо» заслуженный тренер Советского Союза Евгений Гомельский. Зиновьев произвел хорошее впечатление не только на знаменитого тренера, но и на болельщиков, которые вместо привычного для ставропольцев прозвища «Зина», под которым Виктор играл на родине, назвали его Торчком — из-за непокорных русых волос, которые отросли у молодого солдата после традиционной стрижки под ноль и торчали во все стороны.

В общем, Торчок с компанией уступили могучей свердловской дружине всего четыре очка и отправили ее на первое место, так как сутками ранее проиграли хозяевам с разницей в два очка. Те, хотя и включили в действие все имевшиеся в их распоряжении ресурсы, были вынуждены довольствоваться медалями из менее дорогого металла.

Если многие приходят в большой спорт в той или иной степени случайно, то для Виктора Зиновьева путь туда был вполне закономерен. Физически одаренный, он, еще учась в ставропольской средней школе №6, хорошо играл и в баскетбол, и в футбол, и в волейбол. Поэтому, когда молодой тренер Юрий Трофимов отбирал мальчишек в баскетбольную сборную краевого центра, Зина попал туда одним из первых. Эта команда несколько лет не знала равных на Ставрополье.

В Ставропольском педагогическом институте, куда на факультет физической культуры поступил выпускник СОШ №6 Витя Зиновьев, он попал под опеку классного специалиста Владимира Блесмановича, через руки которого прошло не одно поколение ставропольских баскетболистов. Под руководством Владимира Константиновича Зиновьев со-товарищи в 1961 году стал чемпионом России среди команд педагогических вузов. Причем в финальном турнире, который проходил в известном баскетбольном центре страны Самаре (тогда Куйбышеве), ставропольцы обыграли сборную Ленинградского института физкультуры имени Лесгафта (считай, команду высшей лиги чемпионата СССР «Спартак»), чем сделали едва ли не главную сенсацию сезона.

После окончания пединститута Виктор Степанович, поработав несколько месяцев учителем физкультуры в Калмыкии, был призван в ряды Советской Армии. Было время, когда считалось модным всячески хулить армию, даже престижным «закосить» от службы. А вот в судьбе Зиновьева армия сыграла важную роль. Несмотря на репутацию одного из главных испытательных ракетных полигонов страны, Капьяр тем не менее всегда имел в своих частях много сильных спортсменов. В подразделении, где служил Виктор, было много мастеров спорта, в том числе и ребят из Прибалтики. Они-то и познакомили молодого физрука с классическим гандболом 7х7. До этого Виктор Степанович играл только в ручной мяч 11х11. Как и многие баскетболисты (а именно они на первых этапах и составили основу гандбольных команд в СССР), Зиновьев быстро адаптировался в новой игре. Быстрый, мощный, не боящийся единоборств, в то же время хорошо читающий игру, он был словно создан для гандбола. Поэтому очень быстро пробился в состав хорошей команды.

Получив в конце срочной службы воинское звание младшего лейтенанта, он почти одновременно с этим получил и приглашение играть в профессиональных баскетбольных и гандбольных клубах. Однако, соскучившись за два с лишним года по родине, молодой офицер отклонил все предложения и возвратился в любимый Ставрополь. Кстати, еще неоднократно ему предлагали сменить место жительства, но Виктор Степанович всегда неизменно отвечал отказом.

 

С

разу после увольнения в запас Зиновьев поступил на работу в Ставропольский государственный сельскохозяйственный институт, который и в те времена был одним из самых спортивных не только в крае, но и в республике. Здесь Виктор Степанович, будучи еще действующим спортсменом, впервые вкусил сладкого яда тренерской работы. Наряду с преподавательской деятельностью он стал тренировать и баскетболистов, и гандболистов. И уже через год баскетболисты СХИ стали чемпионами Советского Союза среди аграрных вузов.

А с первого января 1966 года он был принят в Ставропольскую ДЮСШ №1 — ведущую спортшколу краевого центра. Тренировал и баскетболисток, и баскетболистов как спортшколы, так и взрослой сборной города. Результаты появились быстро: сборная Ставрополя стала второй в финале чемпионата России в Воронеже, попали на чемпионат страны среди команд класса «Б», даже играли матч с грозненцами за выход в класс «А». Из того состава в сборную России попали Света Колосова и Лида Веновская...

Но тут проявилась вторая спортивная любовь Зиновьева — гандбол. Вначале тренировал гандболистов как бы для себя. Но когда в ДЮСШ №1 пришел бывший ученик Зиновьева Виктор Лавров, за дело взялся всерьез — Лавров стал специализироваться на юношах, а Зиновьев — на девушках. Результаты у обоих пошли быстро.

– У Виктора, - вспоминал заслуженный тренер России
В. Лавров, - были удивительные качества. У нас разница в возрасте не такая уж большая — всего три года. Однако его безукоризненная организация труда, великолепная дисциплина, как игровая, так и трудовая, сразу ставили его на более высокую ступень — нам казалось, что он намного старше, хотя ему в то время не было еще и тридцати. Лично для меня Витя всегда был объектом для подражания — я всегда за ним тянулся.

Тянулись за тренером-кумиром и подопечные. Ставропольские гандболистки на протяжении многих лет были в победителях и призерах самых различных соревнований. В разные годы в сборную России входило человек 30 учениц Зиновьева! Люба Бережная стала олимпийской чемпионкой, в сборную страны входили Галя Филюшкина и Света Тресина, за команды мастеров играли Коробкова, Фоминова, Задорожная...

Такая продуктивная работа ставропольского тренера не осталась незамеченной. В 1970 году его назначили старшим тренером сборной России, которая в 1972 году стала третьей на всесоюзной спартакиаде школьников, а молодежный состав победил на чемпионате СССР.

Но, как это нередко бывает в Ставрополе, у Зиновьева отобрали специализированный зал, а в школьных спортзалах спортсменов того уровня, на который ориентировался Виктор Степанович, готовить просто невозможно. И отделение гандбола в ДЮСШ №1 было закрыто. Воспитанники разбрелись по всему свету...

 

В1977 году в Ставрополе (в одном из четырех городов России) была открыта ДЮСШ, получившая порядковый номер пять. Основной ее специализацией стал гандбол. Под нее была построена площадка с деревянным настилом, что в те времена было диковинкой. Ясно, что возглавить школу предложили отличнику народного просвещения Российской Федерации, отличнику физической культуры и спорта СССР, обладателю массы других наград и титулов В.С. Зиновьеву.

Новое дело, как и любой другой новорожденный, требовало повышенного внимания, тем более что в Ростове-на-Дону почти одновременно открылся специализированный гандбольный спорт-интернат. И Виктор Степанович после почти десяти лет работы в сборной страны принял решение отказаться от должности главного тренера, чем несказанно удивил многих. Но кто знает Торчка хорошо, этому непростому решению не удивился.

– Да не может Витя поступать по-другому, - уверен товарищ и многолетний заместитель Зиновьева по учебной работе в ДЮСШ №5 Борис Мерцалов. - Он ничего не делает лишь бы как. Для него есть только один критерий — быть лучшим. Все остальное отходит на второй план. Он из когорты чемпионов.

И Зиновьев закрутил дело по-серьезному. В его школу пришли классные специалисты: Борис Мерцалов, Борис Гарбуз, Валерий Легушин, Иван Беляев... И снова заговорили о ставропольских гандболистах.

Но Зиновьев понимал, что без современного игрового спортзала, которого в Ставрополе до прошлого года не было, их работа почти бессмысленна. Поэтому, сохранив отделение гандбола как базовое, он в разные времена открывал в спортшколе отделения фристайла, тенниса, бадминтона, современного пятиборья. Некоторые с тем или иным успехом работают и сейчас.

В обычной детско-юношеской спортшколе, которая, правда, в одно время получила статус школы олимпийского резерва, работало около десяти заслуженных тренеров России! Здесь подготовлены и чемпионы мира, и победители европейских, международных и республиканских соревнований. Воспитаны мастера спорта международного класса, а пятиборец Дмитрий Галкин стал заслуженным мастером спорта.

Но время неумолимо. И Виктор Степанович вновь удивил, добровольно сложив с себя полномочия директора, которые он исполнял почти четверть века. Потом он добросовестно, до самой своей преждевременной кончины, помогал своему преемнику Александру Шеремету.

Зато получил возможность хоть чуть отдать долг семье: любимой жене Жанне, кстати, мастеру спорта, дочери Ирине, сыну Сергею, любимым внукам, один из которых пошел по стопам деда - тренировался в краевой гандбольной СДЮСШОР у заслуженного тренера России Виталия Волынченко. Говорят, что внешне Костя очень похож на своего знаменитого деда. Кто знает, может быть, через несколько лет спортивный мир снова заговорит о ставропольском Торчке...

четырехкратный участник финалов Спартакиады народов Российской Федерации, Виктор Зиновьев, дети войны

Другие статьи в рубрике «Спорт»



Последние новости

Все новости

Объявление