К 60-летию Великой Победы. Дальше – тишина

Лариса Ракитянская
Ее жизнь разделилась на грохот и тишину – в прямом и переносном смысле. Война оглушила, а мир подарил самую нешумную работу – библиотечное дело, которому она отдала всю жизнь…

Антонина Андреевна Хазанова прошла Великую Отечественную и расписалась на поверженном рейхстаге. Каким же долгим получился этот путь в тишину!

Тоня родилась на Кубани. Рано осталась сиротой, воспитывалась в детдоме. А когда заканчивала 10-й класс и курсы медсестер, на родную землю обрушилась война. Тоня, как и многие ее сверстницы, стала добровольцем. Местом ее службы стал сортировочно-эвакуационный госпиталь 4526 47-й армии.

Антонине Андреевне сейчас особенно ясно припоминаются первые дни и месяцы войны:

- Наша армия тогда отступала, и вместе с ней отступал госпиталь, - рассказывает Хазанова. – Наши войска закрепились в районе цементного завода Новороссийска. Мы стояли в селе Кабардинка. Во время боя наш госпиталь принимал раненых, но разместить всех не было возможности, и мы передислоцировались в Геленджик. А там – сплошные бомбежки с утра до вечера, а затем и вовсе круглые сутки. Раненых было так много, что мы не успевали их обрабатывать, перевязывать, хотя приходилось трудиться день и ночь. Легкораненых отправляли в полевые госпитали. Оставались только тяжелые, которых надо было сначала подлечить, чтобы потом эвакуировать в тыл. Врачи и медсестры буквально валились с ног от усталости, а раненые все прибывали. Они лежали прямо на земле – грязные, вшивые. Мы едва успевали их накормить. Во время бомбежек многие гибли, получали вторичные ранения. И меня не миновало. После одного из взрывов выбросило из домика. Пришла в себя – лежу на земле, ничего не понимаю: где я, кто я, как тут оказалась? Раньше все вокруг громыхало, а тут вдруг – тишина… Только спустя некоторое время я обрела слух…

На всю жизнь остались в памяти Тони страшные мгновения. Вот очередная бомбежка. Во время авианалета раненых поначалу старались выносить из помещений в специальные щели. И в тот раз вроде вынесли всех из палаты. Остался в ней только мальчик Тиша – у него обе ножки были ампутированы.

- Когда я вошла в палату, - рассказывает Антонина Андреевна, - мальчика на кровати не было. Я позвала: Тиша, ты где? Я здесь, отвечал малыш из-под кровати. Как уж сполз, не знаю, но, видно, сильно испугался. Я - к нему, заговорила. Так и просидели рядышком, пока бомбежка не кончилась.

- Иногда попадали к нам местные жители, - продолжает Хазанова. – Помню, у меня в палате лежала девочка лет пяти, ей ампутировали ножку. Но гангрена пошла дальше, девочка умирала. И все время читала стихи о Сталине. Было страшно видеть ее страдания, но помочь уже нельзя ничем было…

Помнит Антонина Андреевна и мирный Тбилиси, куда попали на переформирование. Ночью поезд прибыл в красивый город. Война была далеко за перевалом, здесь люди по вечерам смело включали свет, гуляли и отдыхали…

- А мы шли по улицам в грязных и рваных американских ботинках 42-го размера. Помылись в бане, получили продезинфицированную одежду - и снова на фронт.

А потом была Курская дуга. Раненые – обожженные танкисты, тела которых приходилось прятать в специальные каркасы, обтянутые марлей – от мух…

Победу Антонина Андреевна встречала в Берлине.

- Это была ночь с 8 на 9 мая. Была такая страшная стрельба, что казалось, само небо стреляло. Мы выскочили из палатки. Нам сообщили: войне конец! Люди смеялись и плакали – это была безмерная радость! А для нас, медиков, работа не закончилась. Появилось много больных туберкулезом, у некоторых не выдерживала психика, но их тоже надо было на ноги ставить…

Антонина Андреевна на войне встретила своего суженого. В 1946 году полк, в котором служил Николай Михайлович, отправляли на Родину. И тогда Тоня и Николай поженились и вместе отправились в Россию… Сержантом медицинской службы закончила войну Хазанова, и в первые послевоенные годы супруги приехали в Ставрополь. Здесь и родился сын Геннадий.

Антонина Андреевна закончила Ставропольский педагогический институт иностранных языков, и ей предложили работу зав. отделом литературы на иностранных языках краевой библиотеки им.М.Ю.Лермонтова. Когда она впервые пришла в отдел, там было всего несколько десятков книг. Но шло время, фонд пополнялся, а вместе с ним 'росла' и Антонина Андреевна. Она заочно закончила Ленинградский институт культуры им.Н.К.Крупской.

Познакомилась я с Хазановой в 1965 году, когда сама пришла на работу в Лермонтовку. С тех пор мы вместе проработали около 40 лет. Именно Антонина Андреевна научила меня основам библиотечного дела. И благодаря ее энергии, творческому порыву небольшое собрание книг нашего отдела выросло - сейчас оно насчитывает более 30 тысяч экземпляров на 50 языках мира. Антонина Андреевна - заслуженный работник культуры СССР…

У Хазановой немало учеников: таковой считает себя и нынешний руководитель отдела Надежда Федоровна Лубенченко. Да и все сотрудники продолжают традиции, заложенные А.А.Хазановой. Они всегда в творческом поиске.

Антонина Андреевна посещает клуб 'Фронтовичка', а свои награды надевает только по праздничным дням. Мирная жизнь Хазановой продолжается сегодня внуками: старший, Николай, учится в университете, а младший – любознательный малыш. Бабушке есть что рассказать каждому…

Людмила Сыпина.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление