К моде – с ответственным подходом

Лариса Денежная

В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей «Вечерний Ставрополь» совместно с комитетом муниципального заказа и торговли городской администрации объявили конкурс эссе «Ответственное потребление – как образ жизни», отражающих тематику дня. В прошлом выпуске рубрики мы опубликовали эссе победителя. А сегодня, как и обещали, мы представляем работу еще одного автора, студентки юридического института СКФУ Алины Эсеналиевой, в которой тема разумного потребления раскрыта на примере индустрии моды. Текст приводим в сокращенном варианте и с редакторской правкой.

Сегодня посредством стремительного развития и внедрения социальных сетей пропагандируется «модная жизнь» во всех сферах, появляются новые профессии, развивается масс-маркет, благодаря которому люди быстро и дешево обновляют свой гардероб. Наступило такое время, когда детям с ранних лет закладывается мысль о том, что они должны быть уникальными, самовыражаться, одним словом, быть модными.

К концу 2019 года выбросы химических веществ предприятиями текстильной промышленности превысили аналогичный показатель отраслей морских перевозок и международных перелетов вместе взятых. Проблему для экологии со стороны бьюти-индустрии создает упаковка – чаще всего она состоит из композитных материалов и не может быть переработана, а значит ее отправят на свалку и она будет разлагаться столетиями. Еще одна беда – пластиковые гранулы, которые используются в скрабах для кожи: они смываются водой в канализацию и попадают в Мировой океан, формируя так называемый микропластик. Конечно, микропластик образуется не только из-за скрабов, но и из-за всё той же одежды. При стирке такие частицы выделяют вещи из полиэстра, нейлона и других синтетических и полусинтетических тканей – и все они оказываются в мировом круговороте воды.

Какую роль в этом играют потребители? Именно спрос на дешевую одежду и косметические средства побудил индустрию моды развиваться таким образом. Люди стали покупать больше одежды и хранить ее меньше. Но сегодня все участники рынка, от модельеров до клиентов, все чаще и чаще обращают внимание на экологические критерии применительно к одежде. Два года назад 94 фирмы, представляющие в совокупности 12,5% рынка моды, подписали соглашение Global Fashion Agenda 2020. Его суть в более эффективном использовании воды, разработке экологичных волокон и создании новых систем переработки. Хотя, как я уже упомянула ранее, именно быстрая мода оказалась главным злом для экологии, крупные бренды стараются исправить наносимый ущерб. У H&M, Zara и Mango есть линии, в которых используются переработанные материалы. Несмотря на то, что от продажи все новых и новых вещей напрямую зависит прибыль подобных брендов, они запускают целые кампании, посвященные осознанному потреблению и ответственному отношению к вещам: собирают одежду на переработку, используют экологичные материалы и призывают приходить в магазин со своей многоразовой сумкой.

Чем мы можем помочь в данной критичной ситуации? Зона ответственности потребителей начинается, как только вещи оказываются в магазинах. Мы покупаем больше одежды, чем нам нужно: летом 2018 года немецкая компания грузоперевозок Movinga опросила 18 тысяч человек из 20 стран и выяснила, что мы носим в лучшем случае половину всех имеющихся у нас вещей, а то и треть. Лишняя одежда становится источником проблем: несмотря на то, что большинство вещей можно переработать, до ящиков сбора вторсырья доходит только малая часть. В условиях нынешней рыночной экономики от того, за что мы «голосуем рублем», зависит развитие любой отрасли промышленности.

Проще говоря, мы можем покупать реже, но более качественные и «долго живущие» вещи, продукцию ответственных производителей, а также внимательно относиться к составу и сдавать отжившие свое изделия на переработку.

Касательно вопроса переработки и вторичного рынка использования вещей именно в нашем городе хочу подсказать своим читателям места, куда можно отнести вещи в любом состоянии. Начну с программы по сбору и переработке одежды «Новая жизнь моды» от H&M (находится в ТЦ «Космос»). Она позволит избавиться от вещей, превратив их в небольшую инвестицию для следующих покупок. Для этого необходимо оставить пакет с одеждой в специальном магазинном контейнере. Будьте уверены: у вас примут все текстильные изделия – любого бренда и в любом состоянии. Также в краевой столице набирает обороты движение «Экодворы». Его организаторы собирают различные вещи, в том числе одежду и упаковку от различных косметических средств, чтобы отвезти на переработку. Еще один из способов правильного избавления от ненужных вещей – это отнести их в пункты приема одежды, где вещи подвергаются сортировке: которые еще можно носить – перепродаются в комиссионных магазинах, а не подлежащие вторичному использованию отправляются на переработку. К тому же за это вы можете получить деньги.

Надеюсь, я помогла осознать то, что даже такой маленький шаг может стать частью больших изменений, что сэкономит ваши средства и научит правильно использовать их. С большими возможностями, которые дарит нам сегодня индустрия красоты и моды, приходит и большая ответственность, которая касается каждого из нас. И мы обязаны предпринять необходимые меры для сохранения экологии.

 

права потребителей, Всемирный день защиты прав потребителей

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»



Последние новости

Все новости

Объявление