«К словам привыкаешь день ото дня...»

Лариса Ракитянская

Размышляем о великом и могучем

Директор гимназии № 25 г. Ставрополя Елена Владимировна Лагутина (слева) и учитель русского языка и литературы Инна Викторовна Пешкова.
Лариса РакитянскаяДиректор гимназии № 25 г. Ставрополя Елена Владимировна Лагутина (слева) и учитель русского языка и литературы Инна Викторовна Пешкова.

«Дратуте! Все ваши писульки — зашквар, так что у нас затык!». Можно ли представить, что на уроке русского языка в школе звучит подобная фраза из уст учителя? Даем «перевод»: «Здравствуйте, ребята! Ваши сочинения никуда не годятся, они потеряли актуальность. А потому у нас с вами возникла проблема!». 

Что происходит с русским языком, почему из обычного общения уходят красивые и простые русские слова, как найти синоним слову «патриотизм» и почему «великий и могучий» превращается в какой-то суррогат?

На эти вопросы журналист «Вечерки» искала ответы вместе с председателем Ставропольского краевого отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» директором 25-й гимназии Ставрополя Еленой Владимировной Лагутиной и учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории этой же гимназии Инной Викторовной Пешковой.

Дар Речи и мы

Наш разговор мы начали с книги современного российского писателя Сергея Алексеева «Сорок уроков русского». Материал этот спорный, его часто критикуют ученые-лингвисты. Но нельзя не согласиться с мыслью автора: «Единственная радость нашей жизни, которая дается даром, ... это Дар Речи. За все иные, великие и малые знания, приходится платить либо добывать в поту, иногда прикладывая неимоверные усилия своего разума, чувств и порой, мышц. А родная речь, природный язык приходит к нам в младенчестве как истинный Дар, будто бы сам собой, вызывая радость и восхищение познания мира».

Дар Речи, слова, языка, по мнению С. Алексеева, является главным образовательным инструментом. Как не превратить «живую плоть» в безликую, студнеобразную серую массу, в которой можно легко утопить истинные, природные понятия, значения и смыслы?

Елена Владимировна Лагутина считает: традиционно русский язык как Дар Речи мы рассматриваем не только на уровне слова или предложения, но и на уровне текста и контекста, когда идея, основная мысль, рассматривается в целом произведении. А текст понять без внимания к слову, к его звучанию и значению очень сложно.

- Сегодня, на мой взгляд, происходит переосмысление значения некоторых слов. Мы, носители русского языка, порой не предполагаем, что какое-то слово может вызывать у детей непонимание его значения. Этот момент всегда настораживает учителя, - говорит Елена Владимировна и приводит в пример стихотворение Сергея Острового «Первородство»: «К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны́…

И когда я слышу: - Извини меня! - Это значит: - Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу: - Обереги меня! - Это значит: - Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: - Защити меня!- Это значит: - Спрячь меня за щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть - Слово тебе сотворит добро».

Читать надо больше!

Так почему все-таки из обычного общения школьников друг с другом уходят красивые и простые русские слова?

Инна Викторовна Пешкова так отвечает на этот вопрос:

- Мне кажется, невозможно отделить уроки русского языка от уроков литературы, и тот факт, что дети стали читать меньше, отражается и на их активном словарном запасе. Поэтому не удивительно, что некоторые слова им не понятны — объем чтения и культура чтения уменьшаются — это объективный процесс, связанный с развитием инфокоммуникационных технологий, расширением общения в социальных сетях. Но только через хорошую литературу и хорошее чтение можно вернуть ребят к хорошему — качественному - языку, к понимаю слова.

- Какая это хорошая литература?

- А ничего нового я не скажу! Например, учитель русского языка и литературы на каждом своем уроке говорит о патриотизме. Как? И от себя, и через произведения. Например, для меня патриотизм — это Александр Сергеевич Пушкин - «Свободы сеятель пустынный», это Лермонтов - «Люблю Отчизну я, но странною любовью...». Я не вижу более современного писателя, чем М. Е. Салтыков-Щедрин — иногда просто хочется расклеивать его высказывания на каждом углу — так они современны и своевременны! И когда дети к этому наследию обращаются, они по-другому воспринимают мир. Для меня патриотизм — это Грибоедов со своим служением Родине, в том числе — и с его «Горем от ума», которое в свое время власть считала вызовом обществу.

Чтобы слово совпало и суть

- Можно ли научить патриотизму через простое русское слово?

- Можно, особенно с точки зрения интереса к слову, - говорит И. В. Пешкова. - У нас великолепно идут уроки этимологии, потому что мы, исследуя происхождение слова, неожиданно видим те связи, которые на первый взгляд не заметны. Тут мы с детьми делаем настоящие открытия!

- Какие, например?

- Слово «счастье». К нему мы часто обращаемся — через орфографию. Быть с частью только в смысле с долей богатства, или быть частью чего-то - например, общества? И с этим словом мы можем обращаться к теме патриотизма! Быть с народом — в этом счастье, в этом долг, в этом предназначение. Дети к этому очень открыты, только нужно об этом говорить. Потому что если мы о чем-то не говорим, значит мы об этом не думаем.

А Елена Владимировна Лагутина уточняет мысль:

- Мне кажется, никакой учебник не исключает и роли учителя — она на первом месте. И если учитель с любовью относится к своему предмету, то все получается замечательно. За это надо сказать спасибо и нашему языку, и той полноте духовной жизни, которой живет учитель. Вот мы на уроке говорим о словах, которые входят в понятие «патриотизм»: любовь к Родине, героизм, стойкость, мужество, честность, честь, открытость, искренность, справедливость, любовь к людям. И задаем вопрос: какие слова и какие чувства заставляли людей побеждать в Великой Отечественной войне?

И. В. Пешкова продолжает:

- И тут же вместе с ребятами приходим к выводу — да это те же самые чувства, которые заставляли побеждать Наполеона еще в 1812 году! В нас где-то глубоко заложено понятие о том, что Родину нельзя отдавать никому, и здесь не имеет значения ни власть, ни строй, ни имя человека.

В декабре выпускники 2016 года будут писать сочинение — как часть ЕГЭ. В нем пять направлений, и они по сути своей о том же нашем глубинном патриотизме. Выпускникам предлагается поразмышлять над полярными понятиями: «Разум и чувство»; «Честь и бесчестие»; «Победа и поражение»; «Опыт и ошибки»; «Дружба и вражда». Значит, дети будут рассуждать о высоком - сиюминутном и вечном, реальном и воображаемом, личном и всеобщем, прошлом и будущем — так, чтобы «слово совпало и суть»....

О стихах, мифах и «Простых истинах»

Наша беседа завершилась на весьма оптимистичной ноте: это миф, что современная школа не дает детям представления о богатстве и разнообразии русского языка. Современные школьники пишут стихи! Никто их не заставляет, а они пишут. И так же, как 20, 30 и 100 лет назад кричат «Ура!» по каждому поводу восторга и радости. Они обожают этот клич, применяют его именно как победный и знают точно, как это бывает - «кликом полки побеждаша». Они могут порассуждать о том, что слово «человек» означает чело (лоб) и вече (народное собрание), что целое + вече = Душа, Тело и дух. И могут фантазировать о слове «школа», которое образовано от английского «School», утверждая вдруг, что слово это восходит к старославянскому «коло» - круг. А круг — это сбор, общество. А «коло» — еще и солнце. Значит, получать образование в школе — быть с солнцем, быть с КОЛО...

Как раз в тот день, когда мы беседовали о русском языке, директор 25-й гимназии подписала выход в свет очередного номера школьной газеты «Простые истины». Он был посвящен традиционному ноябрьскому празднику - Дню гимназиста. Раньше всех он начался для первоклашек. Им предстояло выполнить увлекательные задания, для того чтобы стать настоящими гимназистами. Малыши должны были найти пару литературным героям, перемешанным расшалившимся Котом ученым, «разбудить» спящий вулкан вместе с алхимиками. Первоклашки с честью выдержали все испытания и прошли обряд посвящения в гимназисты. Но главным событием торжества стало вручение директором Ставропольского краевого центра сертификации Т. А. Свиридовой директору гимназии Е. В. Лагутиной Сертификата соответствия, который подтверждает, что система менеджмента качества гимназии соответствует международному стандарту ИСО 9001-2015. При подведении итогов прошедшего учебного года были отмечены Благодарственными письмами и Почетными грамотами учащиеся, родители и преподаватели. Вновь подтвердился главный девиз гимназии - «Традиция – быть успешным!». Она реализуется и на уроках русского.

русский язык, сленг

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов