К вам едет… «1 канал»

К вам едет… «1 канал»
Доведенные до отчаяния задержкой заработной платы, работники СМУТП «Троллейбусное предприятие» направили коллективное письмо-жалобу в приемную Президента России. Его «гонцы» проблем хоть и не решили, но позволили еще раз расставить все точки над «i».

Дайте хотя бы украсть!

В понедельник в 11 утра «разобраться в сложившейся ситуации» прибыла телевизионная группа первого федерального канала. На проходной ее уже ждали. Работники и руководство предприятия, представители администрации города Ставрополя.
Вначале состоялся традиционный монолог членов коллектива перед телевизионной камерой:
— Зарплату не выплатили за июль и август. Не рассчитались по отпускным. В сентябре на коленях приползла к директору – ребенка в школу не на что собрать. Дайте хоть что-нибудь. Выплатили аванс. И все. На все вопросы один ответ – нет денег. Администрация города не должна нас забывать. Раз мы стали МУПом, она должна тоже решать наши проблемы.
— Посмотрите, сколько троллейбусов простаивает в депо. Они не выходят на линию, потому что нет водителей, нет кондукторов. Многих водителей уже потеряли, а новички не остаются, потому что задержки заработной платы по два-три месяца – это обычное явление. Здесь остались одни старики и патриоты.
— В городе работает 1,5 тыс. маршрутных такси, которые из-под носа уводят у нас пассажиров. При такой ситуации у троллейбусного предприятия не будет ни выручки, ни зарплат. Администрация города должна, прежде всего, решить эту проблему: либо мы, либо они!
— Чтобы хоть как-то конкурировать с маршрутками, троллейбусы должны работать в три смены, до глубокой ночи, а не заходить в депо в шесть часов. А у нас нет такой возможности, потому что некому работать…
— РУКОВОДСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ ВЫНУЖДАЕТ НАС ВОРОВАТЬ, НО И ЭТОГО НЕ ДАЕТ! ВЫВОРАЧИВАЮТ НАМ СУМКИ НА ПРОХОДНОЙ!
— А что можно у вас украсть? — спрашиваю директора СМУТП «Троллейбусное предприятие» Вадима Степанова. – Металлолом? Так он в сумки не поместится…
— Выручку!
—???
— Кондукторскую выручку, которую сдают в конце смены. Один из инициаторов письма как раз и есть тот человек, кого поймали за руку на воровстве…

Приватизация как первый шаг к банкротству

Ставропольское муниципальное троллейбусное предприятие перешло в частные руки
1 января 2008 года. Для чего это было сделано и на что рассчитывали хозяева-коммерсанты, если исторически сложилось, что энергозатратный общественный транспорт может существовать только за счет бюджетных дотаций – гадать не будем (это и так всем известно. – Авт.). Так или иначе, но сценарий банкротства троллейбусного парка развивался стремительно. Уже к концу года кредиторская задолженность составила более 30 млн рублей, из них по заработной плате — 7,6 млн рублей, за электроэнергию — 8,7 млн рублей, по налогам и сборам — 14 млн рублей.
В феврале 2009 года энергетики прекратили подачу электропитания в контактную сеть города. Вопрос о сохранении в Ставрополе троллейбусов встал ребром. Тогда путем переговоров мэрии с поставщиками была достигнута договоренность об отсрочке платежей за электроэнергию.
Машины вернулись на свои прежние маршруты. Однако принципиальное решение проблемы лежало в иной плоскости.
Главным пунктом антикризисных мероприятий стало возвращение электрического транспорта в муниципальную собственность на условиях дотирования из бюджета города. Правда, на этот раз администрация города предложила оказывать помощь не через прямое покрытие убытков предприятия (что малоэффективно и непрозрачно), а путем возмещения выпадающих доходов при продаже льготных проездных билетов для пенсионеров и школьников.
Параллельно с социальной программой реанимировать троллейбусное предприятие должно было обновление подвижного состава. За счет федеральных, краевых и городских средств было приобретено 54 новых троллейбуса.
Все это позволило увеличить пассажиропоток почти на четверть.

Хвост вытаскивали – нос завяз

На повестке дня остались две проблемы — долги по заработной плате. И оптимизация маршрутной сети.
— Основной долг перед персоналом в размере 10 млн рублей имеет не вновь созданный МУП, а ОАО «Ставропольское троллейбусное предприятие», — подчеркивает Вадим Степанов. — Тем не менее именно МУП взвалило на себя бремя оплаты чужих долгов. С января по апрель текущего года была погашена задолженность в размере 3,5 млн рублей.
Но финансовые резервы быстро иссякли.
В январе 2010 года резко увеличилась стоимость электроэнергии. Администрация города представила в региональную тарифную комиссию края (РТК СК) расчеты обоснованного тарифа на проезд в электрическом транспорте. Уже тогда он составлял 15 рублей. Однако комиссия установила тариф в размере 11 рублей и предложила вернуться к его пересмотру после проведения дополнительного мониторинга пассажиропотока.
В то же время для сохранения кадрового состава предприятия администрация СМУТП совместно с профсоюзной организацией приняли решение поднять с 1 апреля 2010 года базовую тарифную ставку рабочего 1 разряда с 1,5 до 3 тысяч рублей. Это повлекло за собой почти двукратное увеличение фонда заработной платы.
Все вместе взятое привело к тому, что себестоимость перевозки пассажиров на троллейбусе возросла до 17 рублей. При этом оплата за проезд продолжала оставаться на прежнем уровне — 10 рублей. Каждый месяц МУП несло прямые убытки в размере более 2 млн рублей.
Вопрос о погашении задолженности по заработной плате прошлых лет отпал сам собой. Поскольку начались проблемы с выплатой… текущей задолженности. В июне долги составили 1,6 млн рублей, в июле — 2,4 млн рублей.
Ситуацию еще более усугубил традиционный «мертвый сезон» — период отпусков и каникул, а также начавшийся масштабный ремонт дорог. В отличие от мобильных маршруток, легко маневрирующих и перестраивающихся на другой маршрут, прикованные к проводам троллейбусы сбивались «в кучу» и останавливались на долгие часы из-за любого затора на дорогах. Выручка резко сократилась.

Спасти любой ценой!

Выходом из сложившейся ситуации может стать пересмотр тарифа и увеличение дотаций из бюджета.
— В июле в региональную тарифную комиссию края были предоставлены новые расчеты. И сегодня есть намерение РТК установить обоснованный тариф в размере 14 рублей, — говорит начальник городского управления пассажирских перевозок Роман Марченко.
Здесь следует особо подчеркнуть: удорожание тарифа — не повод для беспокойства горожан. Потому что разницу в тарифе будет по-прежнему компенсировать администрация города.
— В текущем году, помимо 24 млн рублей дотаций, которые идут на льготные проездные, городская администрация и Дума готовы предоставить дополнительные субсидии в размере 13 млн рублей, — комментирует глава города Николай Пальцев. — Эти средства позволят, во-первых, не повышать стоимость проезда в электрическом транспорте для пассажиров. А во-вторых, в кратчайшие сроки погасить задолженность по заработной плате перед персоналом муниципального предприятия.
В 2011 году дотирование предприятия также будет продолжено.
Кроме того, уже весной следующего года, когда закончится срок действия основных муниципальных договоров на перевозку пассажиров частным автотранспортом, у администрации города появится возможность приступить к оптимизации маршрутной сети. Она позволит оптимально сочетать на улицах города количество троллейбусов, автобусов и маршрутных такси – без ущерба для транспортников, а главное – для жителей города.

P. S. Решение властей города Ставрополя об увеличении субсидий СМУТП «Троллейбусное предприятие» было принято не после звонка о готовящемся визите журналистов федерального канала (при всем желании, сделать это в столь короткие сроки было бы невозможно из-за множества процедурных формальностей. – Авт.). А как минимум за месяц до него. Но, как выяснилось, работники предприятия об этом ничего не знали – «политинформацию» с ними никто не проводил. В результате – полная неясность перспектив и отчаяние, которое и довело до «приемной Президента». И хотя от света в конце туннеля трудно быть сытым, но это все-таки РЕАЛЬНОЕ и куда более ОПТИМИСТИЧНОЕ будущее по сравнению с угрозой банкротства и полного исчезновения троллейбусного парка.

Виктория Байгулова



Последние новости

Все новости

Объявление