К Всемирному дню защиты прав потребителей

Лариса Денежная

В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей, который в этом году проходит под девизом «За ответственное потребление!», «Вечерний Ставрополь» совместно с комитетом муниципального заказа и торговли городской администрации объявил конкурс эссе, отражающий тематику дня.

На конкурс поступило 46 работ. Активное участие в нем приняли студенты юридического института СКФУ, за что особая благодарность доценту кафедры гражданского права и процесса этого вуза, к.ю.н. Марине Алексеевне Бычко. По итогам конкурса призовые места распределены следующим образом: 1-е место   - Софья Юрина, 2-е место - Вероника Зуева, 3-е место - Даниил Каширин.

О дате и времени награждения победителей и активных участников мы сообщим дополнительно.

Сегодня мы публикуем работу победителя — Софьи Юриной с незначительными сокращениями и редакторской правкой.

 

Ответственное потребление — как образ жизни

В 1955 году журнал «Лайф» опубликовал статью об «одноразовой жизни». На иллюстрации — семья: муж, жена и дочка с радостными лицами раскидывают во все стороны разнообразные одноразовые предметы — салфетки, памперсы, контейнеры для еды, полотенца. Подпись гласит: «Чтобы почистить предметы на фотографии, потребовалось бы сорок часов труда — но теперь хозяйке не придется об этом беспокоиться». Прошло почти 65 лет. Сегодня каждому из нас очевидно, что за такое удобство приходится платить серьезную цену.

Наш век – век потребления, супермаркетов, рекламы, денег. Нынешняя потребительская культура была навязана необходимостью во все большем и большем потреблении. Некоторые корпорации сегодня тратят больше денег на рекламу, чем на само производство.

Чтобы удовлетворить основные потребности – в еде, воде и сне, – много денег не требуется. Но, когда речь заходит о самоутверждении в обществе, человек зачастую начинает отождествлять самооценку с количеством и стоимостью вещей, которые он покупает. Чем больше и дороже купил, тем лучше. Это происходит потому, что с раннего детства реклама из разных источников постоянно внушает человеку: он недостаточно красив и здоров, он   несчастен без определенных покупок. «Ведь вы этого достойны», - гласит знаменитый слоган.

Люди начинают ценить себя не за личные качества и достижения, а за обладание модными гаджетами или брендовыми вещами. Но быстро сменяющаяся мода обесценивает вещи даже быстрее, чем они выйдут из строя. Такое поведение оказывается губительным как для человека, так и для природы.

На помощь приходит ответственное потребление.

Ответственное потребление – принцип осознанного и экономного использования природных и любых других ресурсов для удовлетворения необходимых потребностей.

Цель ответственного потребления – делать больше и лучше меньшими средствами. Этот принцип развился и выделился в отдельное влиятельное общественное течение за последние несколько десятилетий, когда перепроизводство и чрезмерное потребление стали особенно негативно отражаться как на нас самих – потребителях, так и на окружающей среде.

Сегодня ответственное потребление – один из основных пунктов в списке глобальных целей устойчивого развития, определенных ООН для будущего развития мирового сообщества и включающих в себя экономический, социальный и экологический аспекты.

Множество глобальных брендов активно поддерживают движение за ответственный подход к потреблению и тем самым меняют представления и пристрастия потребителей. Многие организации, следуя требованиям и стандартам ООН, публикуют данные о своем углеродном следе – объеме парниковых газов, выделенных в результате их деятельности за определенный период.

Углеродный след оставляют не только промышленные организации, но и потребители, делающие выбор в пользу более или, напротив, менее экологичных товаров и услуг. К примеру, покупая автомобиль, потребитель становится ответственен за определенное количество углерода, поступившего в атмосферу в процессе производства и эксплуатации транспорта.

Ответственность при выборе  подразумевает также отказ от определенных категорий товаров и услуг.

Сегодня все больше людей и организаций задумываются о последствиях пластикового загрязнения и отказываются от покупки и использования одноразовых пластиковых изделий (посуды, пакетов, трубочек для напитков). Эти товары часто изготавливают с использованием пластика, не подлежащего переработке и способствующего загрязнению суши и вод Мирового океана. Так, согласно подсчетам, среднее время использования обычного пластикового пакета составляет примерно 15 - 20 минут, а выброшенный он останется в окружающей среде на 400 лет, прежде чем пластик разложится.

Во многих странах и регионах мира (в частности в Европейском союзе) уже сегодня реализуются планы по постепенному отказу от использования одноразового пластика, вплоть до его полного законодательного запрета.

Очевидно, что одним из необходимых условий выхода из сложившегося экологического кризиса, помимо активного участия государства и организаций, является изменение мировоззрения людей.

Гринпис Великобритании провел показательное исследование по использованию одноразовых пластиковых пакетов: все крупные английские торговые сети отказались от одноразовых пакетов и начали продавать «bag for life» - сумки на всю жизнь. Оказалось, что после продажи таких более плотных пластиковых многоразовых сумок общий вес пластика в отходах только увеличился. Почему? Люди продолжали использовать эти многоразовые сумки в качестве одноразовых и выбрасывать.

Сегодня число людей, которые стремятся вести максимально экологичный образ жизни, начинает постепенно расти. Ответственный подход к потреблению в повседневной жизни подразумевает поиск экологичных альтернатив. Для этого нужно пересмотреть свои потребности и стараться придерживаться в быту следующих правил: сократить использование пластика; отказаться от приобретения ненужных, излишних товаров; отправлять отходы на переработку; использовать вещи повторно; компостировать органические отходы.

Ключ к решению проблем экологии заключается не только в сортировке и переработке мусора. Он – в осознанном выборе каждого из нас.

комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, «За ответственное потребление!», Всемирный день защиты прав потребителей

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»



Последние новости

Все новости

Объявление