Как благоустраивали Ставрополь наши предшественники

.

Невозможно не заметить, как похорошел Ставрополь за последние годы, как много внимания уделяют местные власти благоустройству краевого центра. Если обратиться к архивным документам XIX века, то мы увидим, что и тогда жители главного города губернии стремились придать ему достойный облик и создать комфортные условия для жизни.

О том, как происходило благоустройство Ставрополя почти два века назад, рассказывает главный археограф отдела публикации документов Государственного архива Ставропольского края Светлана Замашная.

Открытка с видом Николаевского проспекта, слева – торговые ряды. Начало XX века. Из фондов Государственного архива Ставропольского края.
Открытка с видом Николаевского проспекта, слева – торговые ряды. Начало XX века. Из фондов Государственного архива Ставропольского края.

– В 1837 году Ставрополь находился в ожидании визита в губернский центр императора Николая I. В связи с этим был издан указ об устройстве порядка в городе. Купчиха третьей гильдии Прасковья Ефремова, которая сдавала дом для размещения в нем областного правления, получила распоряжение привести в течение двух недель «в сколь возможно лучшее состояние» залы присутствия и канцелярские комнаты. Чиновникам областного правления было предписано обеспечить чистоту и порядок во дворе и части улицы в непосредственной близости к присутственным местам.

Изучая архивные документы, можно увидеть, как в разное годы было организовано благоустройство Ставрополя. Сохранилась докладная записка гражданского губернатора А.А. Волоцкого о доставке камня и земли для строительства шоссе в 1842 году. В документе, в частности, идет речь о мощении улицы напротив Дома губернатора. Эти работы производились силами арестантов роты гражданского ведомства. Для доставки строительных материалов – камня и тырсы – городское управление привлекало крестьян. Так, в июле 1842 года крестьянин селения Константиновки Алексей Макаров привез для строительства ставропольского шоссе камня больше восьми саженей. Стоимость сажени камня составляла 7 рублей 50 копеек.

На архивных фотографиях мы видим, как выглядела мостовая на Николаевском проспекте: без тротуаров и пешеходной зоны, но с канавками для отвода воды с проезжей части. Во второй половине XIX века благоустраивались тротуары, мостовые в центре Ставрополя. Обязательным постановлением городской Думы от 10 июля 1877 года местным жителям запрещалось обустраивать входы в подвалы и лестницы на верхние этажи зданий с городских тротуаров. Это было сделано для безопасности и удобства пешеходов. Видимо, раньше владельцы домов, расположенных на центральной улице города, не уделяли внимания этому вопросу, поступали, как им было удобнее и выгоднее.

В документах зафиксирован один из подобных случаев. В октябре 1876 года было замечено, что во 2-й части Ставрополя на Николаевской улице, в каменном доме, принадлежащем купцу Попову, с тротуара идет строительство нового наружного входа в подвальное помещение. Губернское правление поручило городскому полицейскому управлению принять меры по прекращению этой застройки и на других строящихся зданиях. Городской архитектор Прозоровский на основании проведенного освидетельствования производимого ремонта обнаружил, что вместо существовавшего прямого входа в подвал с тротуара купцом Поповым был построен вход сбоку дома и обнесен для безопасности массивной чугунной решеткой.

Представление Городской управы о назначении на должность городского архитектора гражданского инженера А.И. Шпаковского. 14 августа 1910 года. Из фондов Государственного архива  Ставропольского края.
Представление Городской управы о назначении на должность городского архитектора гражданского инженера А.И. Шпаковского. 14 августа 1910 года. Из фондов Государственного архива Ставропольского края.

Журнал Ставропольского губернского по городским делам присутствия 16 декабря 1878 года сообщал о рассмотренной жалобе коллежского асессора И. Яременко о нарушениях в сборе шоссейного налога с горожан, проживающих на отдаленных улицах и не имеющих доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества. Дело в том, что в феврале 1872 года Ставропольское городское общество постановило о сборе 10 копеек с каждой квадратной сажени перед домом жителей на содержание городских мостовых. Житель Ставрополя Штукин до 1876 года платил этот сбор. Но затем, когда увидел, что мостовая по всей нижней части Александровской улицы (сегодня – улица Дзержинского на восток от проспекта Октябрьской революции), где он живет, не ремонтируется, обратился в Городскую управу о снятии с него требований по оплате за ремонт мостовых. Ответ Управы состоял в том, что Штукину положено заплатить требуемые деньги за текущий 1878 год и прошлые два года. Штукину была выдана копия постановления городской Думы об отказе удовлетворения его ходатайства, на том основании, что Штукин неоднократно уплачивал причитающиеся с него ежегодные суммы в шоссейный ремонтный сбор, следовательно, сбор этот он не признавал неправильным и незаконным при первоначальном его установлении.

Кстати, через 20 лет состояние Александровской улицы вызвало озабоченность губернского инженера Савицкого, который направил рапорт о необходимости приведения ее в порядок, так как имеющийся крутой спуск представлял опасность для движения пассажиров и грузов.

Фамилия Савицкого не раз фигурирует в архивных документах. Похоже, он был принципиальным человеком и грамотным специалистом. В 1897 году в Ставрополе производились строительные работы по благоустройству мостовых, в том числе возле Тифлисских ворот, железнодорожного вокзала, на Михайловской улице (ныне – улица Орджоникидзе) и в саду Алафузова. Мощение этих улиц производилось местным камнем различного качества. Техники строительного отделения Ставропольского губернского правления Савицкий и Слесарев предложили часть дорожного полотна замостить кубанским булыжником, который обладал высоким качеством и стоил 120 рублей за квадратную сажень. Местный камень был не столь износостойким и стоил в три раза меньше. Городская Дума приняла решение о выдаче кредита на покупку кубанского булыжника в размере пяти тысяч рублей. Но Городская управа закупила обычный булыжник, идя вразрез с постановлением Думы. Были нарушены правила мощения: не подготовлено земляное покрытие, не осушены боковые кюветы, булыжник не обкалывали и не сортировали, как это следовало, и укладывали вместе с более мягким камнем, что через несколько лет использования приводило к появлению провалов и ям в дорожном полотне. Рапортом от 12 мая 1897 года мощение улиц местным камнем было приостановлено. Через год городской архитектор составил смету на домощение улиц в размере 2353 рублей. Проект утвердила городская Дума и Ставропольское по городским делам присутствие. Инженер Савицкий предложил увеличить объемы работ и сделать каменную отмостку на тротуарах по обеим сторонам дороги, провести сточные канавы, установить шесть переездных мостиков и тумбы на железнодорожных переездах. Это предложение Городской управой не было поддержано по причине отсутствия требуемых средств в городском бюджете.

В августе 1898 года инженером Савицким на имя ставропольского губернатора был подан рапорт о несвоевременном начале работ по мощению этой части города и неудовлетворительном исполнении обязанностей подрядчиком Барановым, который использует бракованный камень и завышает стоимость работ.

Вопросы благоустройства Ставрополя поднимались даже в московской прессе. В сентябре 1899 года известный публицист и писатель Я.В. Абрамов в газете «Неделя» писал о том, что две тысячи рублей кредита, ассигнованные городской Думой на ремонт Хоперской улицы, были использованы на постройку новых мостовых вместо ремонта старых. Его критика касалась также членов управы, заведующих ремонтом и строительством мостовых.

Светлана Замашная, ГАСК, благоустройство города, день города Ставрополя - 2019

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»