Как бороться с должниками?

Тамара Коркина

Как бороться с должниками?

Сейчас все проживающие в многоквартирных домах проходят сложный путь управления общедомовым хозяйством. Активность у собственников помещений разная, а вот проблемы — одни и те же. Грамотное заключение договоров с управляющими компаниями, установка и оплата ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета, способы оплаты — вопросов много. И один из них - неплательщики, соседи, не желающие платить за то, что потребили. На сегодня они — головная боль не только конкретных домов, но и, можно сказать, всего города. Об этом мы разговариваем с генеральным директором ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» Светланой Фоминой.

— Светлана Васильевна, давайте обозначим масштабы этого бедствия в цифрах и рублях.

— Ставропольский городской расчетный центр обслуживает около 125 тысяч лицевых счетов собственников или нанимателей жилых помещений. Из них на 1 июля задолженность по оплате за ЖКУ свыше шести месяцев была по 7 964 лицевым счетам. Общая сумма долга - 201 миллион 645 тысяч рублей.

— Каковы, на ваш взгляд, основные причины возникновения задолженности?

— Их несколько, но на первом месте я бы поставила низкий уровень социальной ответственности части горожан и общий правовой нигилизм. Безусловно, на образование задолженности влияет рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги и ненадлежащее исполнение поставщиками услуг своих обязательств.

Теперь, когда управляющие компании и ТСЖ стали исполнителями коммунальных услуг, у них появился очень хороший рычаг для борьбы с должниками. Действующее законодательство позволяет им приостанавливать или ограничивать, скажем, предоставление электроэнергии, но пока этим мало пользуются.

В основном добиваться погашения задолженности приходится в судебном порядке. Мера досудебной работы — рассылка предупреждений – оказывается в большинстве случаев безрезультатной, малоэффективной.

— Вот об этом — чуть подробнее.

— Заключив агентский договор с предприятиями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, СГРЦ берет на себя обязанность проводить работу с должниками. Сначала ведем уведомительную и разъяснительную работу с неплательщиками, предоставляем информацию о них поставщикам ЖКУ, заключаем соглашения о погашении задолженности в рассрочку.

Когда все это не срабатывает, обращаемся в судебные органы с исковыми заявлениями.

За 2011 год удовлетворено 167 наших исковых заявлений, вынесено 842 судебных приказа о взыскании задолженности, всего на общую сумму 79 миллионов 608 тысяч рублей.

После получения исполнительных документов направляем их в районные отделы службы судебных приставов. Всего за минувший год направлено 1009, 709 дел, в том числе возбужденных в предыдущие годы, окончены, долги погашены. Работа в этом направлении продолжается.

— Многие старшие по дому уверяют, что часто не платят состоятельные люди, у которых есть и машины, и другие предметы «небедности».

— Если к нам поступает информация, что должник имеет источник дохода, мы пытаемся проверить ее и уведомить приставов. Вот недавний пример: старшая по дому сообщает, что неплательщица получает пенсию и как льготник - ежемесячную денежную выплату. Однако за ЖКУ не платит несколько лет. Мы обращаемся к судебным приставам с дополнительным запросом: почему не идет взыскание? Получаем ответ — нет источника дохода.

Идем в управление ПФР, просим документально подтвердить, что человек является получателем пенсии и ЕДВ. С утвердительным ответом идем к судебному приставу.

После этого пошло погашение долгов, хотя и незначительное.

Бывает, что человек спокойно работает на рынке, ходит по квартирам, оказывая какие-либо услуги, но доходы не декларирует. И судебный пристав оканчивает производство по делу в связи с невозможностью взыскания — не удалось установить источники дохода.

— Вы затронули интересный аспект проблемы: льготник получает меры социальной поддержки, в том числе и на оплату жилищно-коммунальных услуг, и не платит. Такое часто случается?

— Несколько лет назад жилищные субсидии оформлялись в СГРЦ, у нас была единая информационная база данных как по неплательщикам, так и по получателям жилищных субсидий.

Сегодня предоставлением жилищных субсидий и выплатой мер социальной поддержки занимается управление труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе. Поскольку у него нет оперативной информации по платежам горожан за ЖКУ, то оно не имеет возможности реагировать своевременно. Об этом я говорила на планерном совещании в администрации города. В итоге обсуждения этой проблемы мы предоставили в управление список квартир, которые имеют задолженность. Выяснилось, в каких из них проживают получающие меры социальной поддержки и жилищные субсидии. Таких в городе оказалось 1985 квартир, их общая задолженность — 29 миллионов рублей, в среднем по 15 тысяч на квартиру.

Управление соцзащиты сейчас уведомляет граждан о том, что они, получая меры социальной поддержки, допустили нарушения норм действующего законодательства. В кратчайшие сроки необходимо погасить долги по оплате за жилищно-коммунальные услуги, в противном случае выплаты будут приостановлены.

— И еще вопрос. Многие жители убеждены, что они платят за неплательщиков в своем доме, это вызывает гнев и возмущение.

— Конечно же, нет! Начисление — это одна процедура, а оплата, внесение денег в кассу — другая. Начисление производится абсолютно по всем квартирам дома. Если собственник или наниматель не платит, то начисленная сумма отражается в графе «долг», она с каждым месяцем суммируется. И никуда эта неоплаченная сумма не исчезает.

Но совершенно очевидно, что долги, которые отягощают некоторые дома, все равно сказываются негативно. Дом не получает услуги в том объеме, в котором получал бы при стопроцентной уплате. Если планировали работы по первой строке на 100 тысяч рублей, а собрали всего 80 тысяч, то придется от какого-то вида работ отказаться.

— Сейчас люди часто спрашивают: новые правила предоставления коммунальных услуг разрешают оплачивать коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации. Если, конечно, решение о таком способе расчета принято общим собранием. Как это будет выглядеть на практике?

— Многие заблуждаются, полагая, что решением собрания теперь каждый может идти платить непосредственно в «Водоканал», «Теплосеть», «Ставропольэнергосбыт». Причем столько, сколько считают нужным, а не сколько им рассчитали. Именно это имеют в виду те, кто задает этот вопрос. В правилах говорится, что вносить плату нужно либо «непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов». То есть механизм внесения оплаты указывает организация, которая продает ресурс. В нашем городе «Водоканал», «Теплосеть», «Ставропольэнергосбыт» указали исполнителям, управляющим компаниям, ТСЖ вносить деньги через платежного агента — СГРЦ. Так что для горожан и предприятий ЖКХ Ставрополя этот пункт правил не внес ничего нового, именно так у нас производились расчеты и раньше.

Стоит отметить, что данное положение правил закрепило право ресурсников получать деньги сразу на свои расчетные счета, минуя счета управляющих компаний. По стране было немало негативных примеров использования «не своих денег» управляющими компаниями.

— А при непосредственном способе управления, когда каждый должен заключить договор поставки ресурса?

— И в этом случае в договоре с каждым собственником ресурсоснабжающая организация должна указать путь, способ внесения оплаты за услуги.

— Сейчас сплошь и рядом бывает, что люди имеют квартиры, в них никто не живет, соответственно, они не платят за содержание мест общего пользования и отопление, хотя платить обязаны.

— Это тоже одна из причин задолженности в домах, с которой мы боремся в общем порядке. Но… Я бы хотела сделать акцент вот на чем. Мы стали сталкиваться с тем, что квартиры продаются с большими долгами. Сейчас справка о платежах не входит в перечень обязательных документов для регистрации сделки купли-продажи. Это как бы забота тех, кто продает и кто покупает. И вот приходит новый собственник, а за его квартирой на лицевом счете долг в 20 - 30 тысяч рублей. Человек утверждает, что это не имеет к нему никакого отношения.

В этом случае готовятся судебные приказы на взыскание долгов, и порой в суде выясняется, что старый хозяин учел имеющиеся у него долги при продаже жилья. Я бы посоветовала продающим для собственной безопасности прийти в ГРЦ и поставить нас в известность о том, что квартира продана. А то старый хозяин не уведомил, что он продал, а новый не торопится уведомлять, что купил квартиру, поскольку не хочет платить за услуги. Все это может закончиться тем, что у прежнего хозяина арестовывают счета в банке, в том числе на которые перечисляется заработная плата, начинаются долгие судебные разбирательства.

Между тем закон говорит, что гражданин должен проинформировать о произошедших изменениях не позднее пяти рабочих дней. Хотелось бы, чтобы люди хорошо знали и свои права, и свои обязанности, особенно в области жилищной сферы.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов