Как чиновник работает с жалобами?

Наталья Буняева

Часто приходится слышать: ой, да куда только ни писали, ни звонили — толку нет никакого! И мало кто знает, что в различных министерствах и ведомствах есть целые отделы, работающие с жалобами от населения. О том, как сегодня организована работа с обращениями граждан, касающимися вопросов исполнительного производства, наш корреспондент Наталья Буняева беседовала с заместителем руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю – заместителем главного судебного пристава Ставропольского края Игорем ХАЛУПОВСКИМ.

— Игорь Михайлович, сколько вообще жалоб и обращений поступает?

— Сразу скажу, что своевременное рассмотрение обращений граждан и представителей юридических лиц – одна из приоритетных задач Главного управления службы судебных приставов. За первое полугодие 2006 года к нам поступило 2 753 таких обращения.

Подавляющее большинство касалось алиментных платежей — без малого 900 заявителей. 57 граждан пытались разрешить жилищные споры, 15 — трудовые, у 8 человек были проблемы со взысканием пособий. Более полутора тысяч обращений относились к работе по другим исполнительным документам.

— Если люди обращаются, значит, не все так гладко в работе судебных приставов?

— Чтобы было понятно, много это или мало – 2 753 обращения, могу сказать, что это менее 1 процента от общего количества производств, находившихся на исполнении в Главном управлении в 1­м полугодии нынешнего года, число которых составило почти 278 тысяч. Кроме того, количество поступающих обращений не всегда является объективным показателем деятельности сотрудников ГУ ФССП по Ставропольскому краю. Скорее всего, здесь проявляется отношение общества к сфере профессиональной деятельности судебного пристава — последнего звена длинной судебной цепочки. Люди устают еще в процессе судов, и им кажется, что уж судебные приставы должны быть очень расторопными. Как известно, большинство жалоб на действия или бездействие судебных приставов вызваны тем, что принудительное исполнение, как правило, конфликтное, плюс юридическая грамотность населения оставляет желать лучшего. Совокупность этих факторов порождает появление большого количества жалоб.

Тем не менее зачастую люди жалуются небезосновательно. По­прежнему одной из основных причин обращений граждан и юридических лиц являются случаи длительного исполнения судебных решений, а порою и бездействие судебных приставов–исполнителей.

К сожалению, имеет место несвоевременное принятие всех предусмотренных законодательством мер принудительного исполнения, нарушение установленных сроков исполнения судебных решений, отсутствие надлежащего контроля со стороны старших судебных приставов­исполнителей за деятельностью подчиненных сотрудников.

В связи с особой актуальностью проблем, поднятых заявителями, 160 обращений, поступивших в текущем году, были взяты на контроль руководителем ГУ ФССП по СК – главным судебным приставом Ставропольского края Геннадием Константиновичем Кутеповым.

Окончание на 3­й стр.

 

Поэтому для сокращения количества обращений у нас эффективно практикуется личный прием граждан не только в аппарате Главного управления, но и непосредственно в микрорайонах, населенных пунктах. За прошедшие полгода специалистами ГУ ФССП по СК принято более двух тысяч заявителей. На личном приеме у руководства побывало более 100 человек.

— Ну, хорошо, претензии предъявлены. А какие меры руководство Главного управления ФССП по Ставропольскому краю принимает к нерадивым приставам?

— Выявляем и наказываем. При необходимости проводим служебные проверки. По итогам четырех из них факты, указанные в жалобах, подтвердились, виновные были привлечены к дисциплинарной ответственности.

— А если не действует, такое ведь тоже бывает?

— Всякое случается. Заявитель обращается с жалобой в вышестоящие инстанции тогда, когда длительное время не получает никакой информации о ходе исполнительных действий от судебного пристава­исполнителя. А бывает и такое, что по одному обращению с перерывом в несколько дней к нам в управление поступает до пяти копий из различных инстанций, в том числе из ФССП России. Так вот активничают наши граждане: «А напишу­ка я сразу везде, вплоть до Президента России!».

К сожалению, увеличилось количество повторных обращений. Чаще всего это связано с длительным, по мнению заявителей, сроком неисполнения судебных решений. Причем в первом обращении заявитель, как правило, жалуется на неисполнение решения суда, а вторично — на конкретного судебного пристава­исполнителя, затягивающего или якобы затягивающего исполнительные действия.

Вот пример: пять раз в прошлом году и столько же в этом мы получили жалобы на неисполнение решения суда по одному исполнительному производству. Суд постановил, что администрация города обязана заключить договоры о приватизации жилых помещений. Там медлят. А к нам продолжают поступать жалобы, направленные заявителем как непосредственно в Главное управление, так и пересланные из ФССП России, Уполномоченного по правам человека в СК и аппарата правительства Ставропольского края. Хотя после изучения обстоятельств дела заявителю на все его обращения были направлены исчерпывающие ответы.

Случается, что в пределах одного исполнительного производства заявитель повторно обращается в службу судебных приставов с разными вопросами. И наши специалисты дают подробные письменные рекомендации, какие действия и в какой последовательности ему нужно предпринять.

— В мае этого года Президент России подписал Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Согласно одному из пунктов данного закона, который вступит в силу в ноябре, обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в установленном порядке. Прокомментируйте это положение, пожалуйста.

— Мы принимаем предложения, заявления по любым информационным каналам, в том числе по Интернету. Все поступившие обращения рассматриваются специалистами профильных отделов, и заявителям направляются письменные ответы в течение пятнадцати дней с момента поступления обращения. В редких случаях, когда материалы дела требуют дополнительного изучения, срок рассмотрения может быть продлен до 30 дней.

В Главном управлении активно действует «телефон доверия» (865 2) 24­39­85, на который в круглосуточном режиме могут обратиться со своими вопросами и жалобами все желающие. Для жителей края звонки бесплатные. Если приведенные в обращениях на «телефон доверия» факты нарушения законов, прав граждан, злоупотребления должностными лицами служебным положением подтверждаются, так же незамедлительно проводятся служебные проверки, результаты которых доводятся до сведения начальников структурных подразделений и граждан, обратившихся в Главное управление.

Надо сказать, что в 2006 году в нашем управлении были приняты кардинальные меры по улучшению качества рассмотрения жалоб и обращений граждан и юридических лиц. Приказом назначены сотрудники, ответственные за работу с обращениями и за личный прием. И в аппарате, и в территориальных отделах были утверждены графики приема. С ними можно ознакомиться на нашем сайте www. stavjust. ru, www. fsspsk. ru.

Звоните, пишите, мы абсолютно открыты для конструктивного диалога.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов