Как сберечь народ

Валерий Манин

Незадолго до Дня социального работника министр труда и социальной защиты населения Ставропольского края Николай Пальцев пригласил к себе руководителей инвалидских и ветеранских общественных организаций края. Сам министр, обрисовав вкратце суть этого совещания как обеспечение взаимодействия государственных органов исполнительной власти с общественными организациями инвалидов в деле их реабилитации и социальной интеграции, отметил, что конечной целью всех действий его ведомства, говоря словами Александра Солженицына, является «сбережение народа».

Министерством труда и социальной защиты разрабатываются краевые целевые программы, планы социального развития, определяется стратегия продвижения социальной политики, направленные на поддержку представителей самых слабозащищенных слоев населения – инвалидов, в том числе и создание условий для реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями.

В этом деле общественные объединения инвалидов министерством рассматриваются как полноправные партнеры, в том числе и при разработке целевой программы «Реабилитация инвалидов в Ставропольском крае на 2007 – 2009 годы», над чьим проектом сейчас трудятся в минсобесе.

В качестве важных составляющих программы является включение в нее положений, обеспечивающих доступность инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, то есть формирование в городах и других населенных пунктах безбарьерной среды. Это даст больше шансов для применения трудовой реабилитации инвалидов. А обеспечение людей с ограниченными физическими возможностями работой и есть самая главная составляющая социальной защиты. Исходя из этого исполнительной властью Ставрополья планируется поддержка предприятий, находящихся в собственности обществ инвалидов.

Но, как показали выступления присутствовавших, именно в этом направлении имеются серьезные проблемы. Из­за произвола местных властей, обложивших инвалидские предприятия непомерными налогами, их число в крае резко сократилось. Более того, даже помещения, где размещаются правления инвалидских организаций, согласно недавно принятым законам, в скором времени у них будут отняты. Это самым тяжелым образом скажется на существовании этих организаций. И, как сказал председатель городской общественной организации инвалидов ВОИ Михаил Черкашин, все проблемы, которые мы решаем на своем уровне, в одночасье обрушатся на государственные органы соцзащиты, которые, без всякого сомнения, потонут в массе жизненно важных для инвалидов мелочей. Здесь срочно требуются краевые законы, которые дали бы возможность не только сохранить общественные инвалидские структуры, но и позволили бы им развиваться.

Я помню, с каким воодушевлением в свое время инвалиды восприняли краевой закон о квотировании для них рабочих мест на предприятиях различной формы собственности. Но, как выяснилось, за приятными цифрами трудовой реабилитации скрывается обычная подтасовка. Указывает, например, руководитель завода, что у него трудятся 50 инвалидов. Отлично! Но потом оказывается, что ни один инвалид на работу принят не был. Просто десятилетиями трудившиеся на этом предприятии люди достигают пенсионного возраста, оформляют инвалидность и продолжают работать на обжитых местах, но теперь попадают в иную графу отчетности.

Закупается немало технических средств реабилитации. Но беда в том, что ими практически невозможно пользоваться. Есть смысл в комиссии по закупке таких средств включать в обязательном порядке инвалидов – уж они­то не позволят тратить деньги на приобретение «металлолома».

Об обеспечении автотранспортом и говорить не приходится. После принятия злополучного Федерального закона № 122 тысячи инвалидов оказались вычеркнутыми из социальной жизни, так как не могут передвигаться даже по городу. Сейчас в крае в очереди за спецавтомашинами стоят что­то около 4,5 тысячи человек, но в этом году еще не получено ни одной! Это речь о тех, кто успел встать в очередь до 1 января 2006 года. А как быть тем, кому автотранспорт стал нужен после этой даты? Чем они хуже тех, кто получил инвалидность ранее? Видимо, требуется ставить этот вопрос перед депутатами Государственной думы России от Ставропольского края. Ликвидация государственного обеспечения автотранспортом соответствующих групп инвалидов привела к тому, что сейчас негде инвалидам, которые на свои кровные приобрели машину с ручным управлением, обучаться вождению и получать права.

Сходная ситуация и по созданию безбарьерной среды. Законы хорошие и градостроительные нормы тоже. Но вот во многих местах эти самые законы не исполняются, так как создание пандусов, подъездных путей и так далее несколько удорожает строительство. И все закрывают глаза, что инвалидам даже новостройки не всегда доступны. По­видимому, нет системы контроля за исполнением хороших законов.

Правда, есть и приятные исключения. К ним относится Ставрополь. Здесь градостроительные органы строго следят за соблюдением законов о создании безбарьерной среды. Более того, уже готов к исполнению проект об обустройстве центральной зоны краевого центра для использования инвалидами. Будут построены специальные переходы, остановки автотранспорта, пешеходные дорожки…

Отмечены определенные проблемы в области обеспечения лекарствами, жильем, санаторными путевками.

По распоряжению Н. Паль­цева все замечания и предложения, направленные на улучшение реабилитации инвалидов, учтены, проанализированы и, по его заверению, будут доведены до сведения губернатора и членов правительства. О результатах этой акции участникам совещания, которое по предложению министра решено сделать регулярным, будет доложено при следующей встрече осенью этого года.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов