Как «Вольная степь» казацкой шашкой Португалию покорила

Елена Павлова

Муниципальный ансамбль казачьей песни и пляски «Вольная степь» - коллектив молодой. И по возрасту, и, конечно, душой. Все исполнители — недавние выпускники училища искусств и факультета искусств СГУ. Так что грядущий День города, посвященный молодежи, для «Вольной степи» тоже вроде как именины. И в то же время это будет для них очень напряженный рабочий день. В течение праздника коллектив будет выступать на шести сценических площадках. Впрочем, один подарок ко дню рождения ансамбль уже сделал, прославив Ставрополь аж на побережье Атлантики. Полюбились лихие казачьи пляски степенным португальским зрителям и многочисленным зарубежным гостям фольклорного фестиваля «Танцы мира». 

Фестиваль был яркий и зрелищный. Коллективы из Того, Франции, Польши, Парагвая, Чехии. Россию представляла «Вольная степь». Коллектив благодарит за помощь в организации поездки администрацию города. Это уникальная возможность, что называется, «мир посмотреть и себя показать». Фольклор — та область, где все время можно совершать открытия. Тут идет соприкосновение на уровне чувствования, души. Да и на уровне чисто профессионального наблюдения это интересно. Вот, например, у французов был совершенно уникальный оркестр и удивительно звучали волынки... А парагвайцы покорили всех не только эмоциональностью и темпераментом латиноамериканского танца, но и атрибутикой. Грациозно двигаться по сцене с предметом на голове и так непросто. А солистка парагвайского ансамбля удерживала на своей голове целую пирамиду — 12 бутылок, на треть наполненных песком для устойчивости. У всех коллективов были свои коронные номера и свои изюминки, и все-таки наибольшее число поклонников опять завоевала «Вольная степь». Уже в первый вечер, после гала-концерта, переполненный эмоциями директор фестиваля, забыв воспользоваться услугами переводчика, жестами объяснял художественному руководителю «Вольной степи» Василию Берченко, как ему понравился казачий пляс. С тех пор в течение всех двух недель их номера завершали концерт, то есть оценивались организаторами праздника как самые яркие и эмоционально насыщенные.

Лихой удали, задора в казачьей пляске действительно через край, к тому же каждый номер — как картинка станичной жизни. Да еще и атрибутика. Португальская публика в результате больше всего полюбила танцы с оружием. Вольтижировка — это когда солист крутит шашкой, выписывая ею немыслимые зигзаги, зрители при этом просто вскакивали с мест и аплодировали стоя. Правда, перед выступлением «Вольной степи» организаторам пришлось прибегать к услугам переводчика и сначала рассказывать зрителям, кто такие казаки, как они охраняли рубежи России-матушки и защищали свои станицы...
Оказывается, в фольклорной традиции Португалии военной атрибутики никогда не было. У них и танцы с пастухами и пастушками, птичьими переливами в музыкальных аранжировках, а из бутафории и атрибутики — корзиночки, букетики. Словом, очень добрая милая лирика.

А тут ребята с саблями! На первом концерте зрители поначалу просто ошалели. Потом все спрашивали, почему у танцоров оружие. Зато слушали после рассказы о наших казаках с большим интересом. В Португалии о нас знают только наши соотечественники, которые там работают. Они-то как раз «Вольную степь» на все концерты сопровождали, фрукты килограммами артистам носили... А коренные португальцы о России не знают ничего. Большинство в области познаний о нашей стране ограничены рамками Русия — балалайка — Горбачев. Но это не вина добродушных португальцев, скорее, большая политика. Например, в тамошних учебниках истории Россия (СССР) не упоминается даже в числе стран - участников Второй мировой войны...

В общем, своей лихой пляской «Вольная степь» прорвала информационную блокаду о нашей стране. Конечно, самим артистам тоже было интересно познакомиться с Португалией. К своей истории там относятся трепетно. В старинном городе Порто, например, гостей из Ставрополя местные жители с большой гордостью водили по улочке, в которой ничего не менялось с XI века... Где до сих пор перед дворами стоят огромные каменные чаны для стирки белья, выдолбленные тысячу лет назад... И в каждом городке (а объездили артисты больше десятка) их приглашали в дома, расспрашивали о житье-бытье.
Сами ставропольцы словно в добрую сказку попали. Ни беготни, ни суеты, ни криминала. И все по строгому распорядку: завтрак — месса — работа — дом — выход в свет (уже поздним вечером). И все везде — на полном доверии. Радушные хозяева долго не могли понять, почему гости (всех участников фестиваля расселяли в школьных кабинетах) просят у них ключи... На третий день все же замки врезали и ключи выдали... Потом оказалось, что они подходят абсолютно ко всем дверям... Оказалось, в маленьких городках никто ничего особо и не запирает. Даже торговцы свои лавчонки не закрывают, уходя на обед, просто перебрасывают через дверь что-то в виде веревочки... Так же не запираются и калитки. Дворики чистые, уютные, ухоженные, в каждом — скульптура Девы Марии с младенцем... Португальцы — народ боголюбивый и патриархальный... Все смуты мира их словно не касаются.

Но вот живинке, которую внес в их жизнь фестиваль, жители городка Санта-Мария де Фейра были очень рады. Во всяком случае они не только мирились с шумом дискотеки, которую устраивали после концерта артисты (молодежь как-то очень легко преодолела языковой барьер), но и сами принимали участие в посиделках, пели песни. Выяснилось, что очень много песен на одну мелодию. Так иной раз и получалось хоровое исполнение на разных языках... Кстати, танцоры из других стран оценили технику и сложность танцев в исполнении «Вольной степи». У других коллективов были свои очень интересные номера, особенно у сербов и парагвайцев, но даже они говорили ставропольцам после концерта по поводу того или иного их номера: очень красиво, но очень сложно...

Сложно — легкость, отточенность, слаженность, бешеный ритм — все это плод ежедневного и очень нелегкого труда. И работа танцора вообще-то очень травматична. Восторженные португальские зрители, например, и не догадывались, что солист ансамбля (он же — исполнительный директор) Александр Берченко танцует с переломом. Впереди было еще пять концертов, когда Александр неудачно приземлился во время репетиции. А он занят практически в каждом номере. На то, чтобы делать вводы, времени не было, по сути, гастроли надо было сворачивать... А.Берченко отработал все пять концертов «на заморозке» (обезболивающие уколы и тугой жгут). В гипс дал себя «запаковать» только в Ставрополе.

Мужественные ребята в «Вольной степи». Завтра коллектив встречает гостей главного городского праздника. А уже через неделю выезжает в Ингушетию. Там состоится уже другой фестиваль - «Мир Кавказу».

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление