Как защитить свои права
Василий СкакунКак защитить свои права
<Сегодня все больше граждан интересуются законами, стремятся к повышению юридической грамотности, но защитить свои права и законные интересы без квалифицированной помощи может далеко не каждый. К примеру, Закон «О защите прав потребителей», текст которого размещается на видном месте в магазинах, знаком многим гражданам. В случае нарушения они могут обратиться в суд, чаще мировой. Кстати, в этом году мировой юстиции Ставрополья исполняется семь лет.
Правила подачи исков
Иски о защите прав потребителей с имущественным требованием до 100000 рублей рассматривает мировой судья. Обращаясь к нему, гражданин должен грамотно в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса РФ составить исковое заявление и приложить к нему необходимые документы в обоснование своих требований. Следующий этап — судебное заседание, на котором после заслушивания сторон и изучения документов дела будет вынесено решение.
Конкретный пример
Я специально выбрал такой пример, когда обращение в мировой суд не принесло потребителю ожидаемого результата. Пусть данный случай станет поучительным для тех покупателей, кто оказался или окажется в подобной ситуации.
Мировой судья судебного участка № 1 города Железноводска рассмотрел гражданское дело по иску гражданина Р. о защите прав потребителя. В иске заявитель указал, что приобрел в магазине ответчика компьютер, однако при его установке системный блок не включился. Тогда он обратился к продавцу, и неполадка была устранена. Через год гражданином Р. была обнаружена неисправность устройства для чтения CD/DVD-дисков. Он пришел в магазин, где приобретал технику. Продавец отказался устранить поломку, обосновав свои действия истечением гарантийного срока для данного устройства. Хотя согласно акту диагностики неисправность устройства произошла не по вине клиента.
Тогда Р. обратился в мировой суд. Ссылаясь на Закон «О защите прав потребителей», он обосновал исковые требования о расторжении договора обнаружением существенного недостатка товара, проявляющегося в неоднократной поломке, и отказом продавца произвести замену компьютера на другой товар аналогичной марки.
Решение суда
Судом установлено, что поломка, о которой указывает истец, проявилась после истечения срока гарантии на комплектующее изделие. В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона «О защите прав потребителей» гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара и считаются равными гарантии на основное изделие, если иное не установлено договором. Однако договором купли-продажи, заключенным сторонами, гарантийный срок на комплектующее устройство установлен продолжительностью меньшей аналогичного на основное изделие. На момент обращения покупателем он истек. Суд признал претензии Р., предъявляемые к качеству товара, необоснованными. Кроме того, сама поломка комплектующего изделия не может расцениваться как неоднократная, так как ранее она не проявлялась. Поскольку потребитель может предъявлять требования к продавцу только в течение действия гарантии, ответчик правомерно отказал в замене товара. Соответственно, и суд отказал гражданину Р. в удовлетворении иска.
Возможность добиться справедливости
Стоит отметить, что разрешение подобных споров возможно и в порядке заключения сторонами мирового соглашения, в котором отражаются взаимовыгодные условия, при которых ответчик ремонтирует или возмещает стоимость товара. Бывают случаи прекращения производства по делу в случае отказа заявителя от исковых требований. Поводом отказа для этого чаще всего является «добровольное» урегулирование спора по инициативе ответчика, узнавшего об обращении в суд.
На современном этапе развития общества правосудие стало доступным и скорым. Срок рассмотрения дел у мирового судьи не превышает одного месяца, что помогает многим гражданам решить спор и восстановить справедливость. Тем не менее перед обращением в суд нелишним будет проконсультироваться у юриста.
Владислав Секачев
при содействии пресс-секретаря судебного участка № 1 города Железноводска.