Как защититься от… юридической защиты?

Лариса Денежная

Что делать, если юридическая услуга оказана некачественно

Роспотребнадзор разъясняет:

 

Зачастую без юридической помощи не обойтись. Но если у многих есть «свой» дантист или парикмахер, мастер бытовой или компьютерной техники, то вот с юристами – сложнее. К их услугам большинство из нас прибегает редко, в том числе из-за финансовых проблем. Чаще всего – по большой необходимости. И, что не редкость, мы попадаем к правозащитникам, о квалификации которых не осведомлены. При этом плата за оказанную ими юридическую помощь зачастую превышает оговоренную на момент обращения и не адекватна затраченным усилиям. Подтверждением тому – жалобы граждан на некачественное оказание юридических услуг, в том числе на невыполнение юридическими организациями обязательств по договору, в краевую службу Роспотребнадзора.

Вместо обычной консультации в юридической компании клиенты вынуждены заключать договор на дополнительные услуги на большую сумму, чем объективно было необходимо. И, как следует из обращений граждан, им приходится обращаться в стороннюю юридическую компанию, чтобы разрешить спор с первой.
Какие права есть у граждан при получении юридической помощи? Что предпринять, если юридическая услуга оказана некачественно? Вот какие разъяснения дают специалисты краевой службы Роспотребнадзора.

Право на получение квалифицированной юридической помощи гарантировано статьей 48 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем в силу ряда причин реализация этого права на сегодняшний день затруднена.

К юридическим услугам относятся: юридические консультации; составление юридических документов, включая претензии, требования, жалобы, заявления, исковые заявления в суд и пр.; обращения в суд от имени или в интересах потребителя; представление интересов потребителя в суде.

Требования по качеству предоставляемых услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предусмотрены Законом РФ «О защите прав потребителей». В соответствии со ст.4 указанного Закона исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.

Заключаем договор

Форма заключаемого договора разрабатывается, как правило, исполнителем услуги. Поэтому перед подписанием внимательно ознакомьтесь с его содержанием. Если в проекте договора, предложенном исполнителем, отсутствуют условия, которые вы считаете необходимым указать, настаивайте на их внесении. И лишь затем визируйте этот документ.

Для того чтобы обязательства по договору были исполнены надлежащим образом, необходимо как можно более подробно изложить их суть. Договор об оказании юридических услуг заключается в письменной форме и подписывается потребителем. Один экземпляр документа остается у вас.

В договоре должны быть указаны: наименование исполнителя и заказчика; перечень и сроки оказываемых услуг, их начало и окончание; стоимость услуг и порядок оплаты; права и обязанности сторон; ответственность сторон по договору.

Помните: исполнитель не вправе изменять условия договора, в том числе стоимость услуг, без вашего согласия. Запрещается оказывать дополнительные платные услуги. Вы вправе отказаться от оплаты последних, а если они оплачены, то потребовать возврата уплаченной суммы. Перед подписанием договора ознакомьтесь со всеми его условиями, обратите внимание на стоимость услуг. Есть сомнения – не подписывайте документ сразу на месте.

 

Право потребителя на отказ от услуг

Если юридической организацией нарушены сроки оказания услуг (начальные, конечные или промежуточные), потребитель вправе по своему выбору: назначить исполнителю новый срок; поручить оказание услуг третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя: возмещения понесенных расходов; уменьшения цены за оказанную юридическую услугу; полного возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением сроков оказания услуг, отказаться от исполнения договора. При этом юридическая организация уплачивает потребителю неустойку в размере 3% от цены услуги или общей цены договора, если цена услуги не определена за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки.

В соответствии со ст.32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от оказания юридических услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Однако эти траты исполнитель должен подтвердить документами. Если потребителем обнаружены недостатки в оказанных юридических услугах (в том числе после подписания акта их приемки), то он вправе по своему выбору потребовать: уменьшения цены или безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (если это возможно в конкретной ситуации); возмещения расходов по устранению недостатков услуги третьим лицом; расторжения договора.

При этом необходимо разграничивать качество оказания услуги и качество результата услуги. Так, не всегда качественно оказанная услуга позволяет достичь результата, который ожидает потребитель. Зачастую клиенты, не зная тонкостей права и процесса, предполагают исход, отличный от обозначенного юристом. Достижение полезного результата услуги зависит не только от качества ее оказания исполнителем, но и от того, насколько тщательно заказчик соблюдает данные ему рекомендации, а также от других объективных обстоятельств (действий третьих лиц – суда, государственных органов).

Об оказании некачественных юридических услуг можно говорить, если правозащитник:

– не является на судебное заседание в назначенное время;

– не представляет суду имеющиеся документы, которые могут помочь в решении дела;

– строит линию защиты, опираясь на устаревшие законы либо неверно трактует действующие;

– разглашает информацию, доверенную ему заказчиком;

– не ставит заказчика в известность о существенных изменениях в ходе дела.

Доказать факт оказания некачественных юридических услуг очень сложно. К тому же непрофессионал самостоятельно не сможет этого сделать. Скорее всего, нужно будет обращаться за помощью к другому специалисту. Доверяя решение своего вопроса юристу, убедитесь в его компетентности.

Все претензии лучше всего оформлять письменно, в двух экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).

В случае неудовлетворения требований, изложенных в претензии, вы имеете право обратиться с жалобой в Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю, а также с исковым заявлением в суд. В последнем случае потребитель может обратиться в ведомство для дачи заключения по делу и участия его специалистов в суде в качестве представителей государственного органа.

некачественная юридическая помощь, Роспотребнадзор разъясняет

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»



Последние новости

Все новости

Объявление