Каким он парнем был…

Елена Павлова

 

В эти дни Валентин Попов отметил бы свой 70­й год рождения. Но немного не дожил до своего юбилея знаменитый ставропольский борец. И сейчас его родные, близкие и многочисленные друзья вспоминают об этом чудесном человеке.

Валерий Зеренков, генеральный директор ФГУ «Ставропольский центр стандартизации и метрологии»:

­ Для нас, подростков первой половины шестидесятиых годов прошлого века, занимавшихся борьбой, Валентин Попов был человеком­легендой. И наш тренер Сан Саныч Курбатов, у которого в свое время занимался и Валентин Алексеевич, и борцы старшего поколения, рассказывали настоящие былинные истории из спортивной жизни знаменитого борца. Ясно, что все это мы слушали с раскрытыми ртами, стараясь на ковре повторять то, что делал наш кумир.

И я благодарен судьбе за то, что она в дальнейшем подарила мне счастье не только вместе работать с этим замечательным человеком, но и стать родственником. Так случилось, что наши дети поженились. И в течение многих лет мы жили одной большой семьей, вместе воспитывая внучат.

Скажу честно, Валентин Алексеевич был великолепным родственником. Его огромной души хватало и на детей, и на внуков, и на всех родных – близких и дальних. Когда сват ушел от нас, поверьте, я потерял не только родного человека, но и близкую, родственную душу, которую не может заменить никто.

Юрий Самохин, полковник милиции в отставке:

­ Впервые познакомился с Валентином Поповым где­то в середине семидесятых годов. Я работал тогда завотделом Промышленного райкома КПСС. И вот однажды мы заслушивали отчет о работе партийной организации краевого совета ДСО «Спартак». Отчитывался секретарь первичной организации Попов. Поверьте, я никогда до этого не видел, чтобы человек вел себя с таким достоинством, чтобы, не унижая собеседников и не унижаясь сам, так аргументированно и твердо отстаивал интересы своей организации, своих коллег.

Интерес к этой личности со временем перерос в настоящую большую дружбу, которая длилась без малого тридцать лет.

Что больше всего поражало в Валентине Алексеевиче, так это его удивительная тактичность. Огромной физической силы человек словно боялся обидеть не только близкого, но и случайного знакомого не то чтобы силой, но даже словом. Мы бывали в разных жизненных ситуациях, но не припомню случая, чтобы Лексеич, так мы между собой называли Попова, когда­либо вышел из себя, взорвался. Даже пытаясь унять, скажем, расходившихся спорщиков, он всегда начинал так: «Я извиняюсь…». И накал страстей как­то сразу спадал…Не думаю, что кто­нибудь сможет занять то место, которое долгие годы среди друзей принадлежало Лексеичу.

Валентин Демченко, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации:

­ Есть такое выражение «душа компании». Так вот, Валентин Попов на протяжении многих лет и был душой нашей компании. Чем бы мы ни занимались – работали, ездили на рыбалку, играли в нарды, проводили соревнования – везде Валек был не на последних ролях.

Будучи от рождения лидером, он ко всему прочему обладал и отличным чувством юмора. Не заумным, книжным, а народным – простым, доходчивым, а главное, не обидным.

Мы к его роли в нашей компании относились, как к чему­то само собой разумеющемуся. Возникла сложная ситуация – ничего, Валек разрулит, надо добыть денег для проведения турнира – Валек найдет спонсора, собрались отдохнуть – Валек организует…

И еще. Валентин был настоящим казаком. Не опереточным, не картинным, а истинным, потомственным. Как он любил лошадей! А как сено косил: мощно, размашисто, истово. Так, наверное, работали на покосе поколения станичников, к которым Валя себя причислял с гордостью.

И вот не стало Валентина Алексеевича. И мы словно осиротели. Конечно, по­прежнему иногда собираемся вместе. Но встречи эти стали реже, да и что­то в них изменилось. Может, вместе с Вальком ушла и часть души нашей компании?

Владимир Бондаренко, мастер спорта, заместитель директора Дворца спорта «Спартак»:

­ Мне доводилось и тренироваться рядом с Поповым, и работать под его началом, когда Лексеич был директором строительства ДС «Спартак» и когда он первым возглавил коллектив уже вступившего в действие Дворца спорта.

Какой Попов был борец, могу рассказывать долго. Но скажу, что ни один из великих борцов­тяжеловесов не только нашей страны, но и мира, выступавших с середины пятидесятых до конца шестидесятых годов ХХ века, на ковер против Валентина Алексеевича не выходил с большим энтузиазмом. Его жертвами в свое время были и знаменитые осетинские тяжи во главе с братьями Андиевыми, и олимпийский чемпион Александр Иваницкий. А уж для могучего болгарина Османа Дуралиева Попов был настоящим наказанием. Олимпийский призер, чемпион мира и Европы трижды встречался на ковре со ставропольцем и каждый раз уходил проигравшим!

И руководителем Валентин Алексеевич был весьма интересным. Строгим до жесткости – не дай Бог не выполнить его распоряжение, а того хуже сделать работу некачественно – тут пощады не жди. Но и отличных трудяг уважал. В его директорский кабинет любой – от ближайшего заместителя до уборщицы – мог войти без предупреждения, поделиться наболевшим, а то и пожаловаться. А коль у кого­то случалась беда – Попов первым бросался на выручку. Уважали мы его очень…

Валерий Манин, журналист:

­ За время моей журналистской деятельности доводилось встречаться со многими известными людьми. Были среди них и знаменитости мирового масштаба. А вот дружбой, которой меня наградил Валентин Попов, горжусь, как самым ценным призом. Да разве я такой один?

По приглашению руководства сборной России по вольной борьбе, которая готовилась к очередному чемпионату мира, мы приехали в Кисловодск на Верхнюю базу Центра олимпийской подготовки военных спортсменов. Не успели вылезти из машины, как вдруг оказались в тесном кругу крепко сбитых ребят. Мы с Иваном Беляевым – одним из любимых учеников Попова­руководителя, сидевшего за рулем автомобиля, с удивлением взирали, как могучий Валентин Алексеевич закружился в объятиях крепкого седовласого мужчины в спорткостюме национальной сборной. Это тренер знаменитого олимпийского чемпиона Ивана Ярыгина и сборной страны Миндиашвили так темпераментно приветствовал своего давнего друга.

И полетело по базе: «Поп приехал». Из леса, из тренажерных залов потянулись тренеры и борцы. Кто­то лично знал Валентина Алексеевича, а кто­то только по рассказам старших. Во что превратился наступивший затем вечер, рассказывать в открытую на страницах газеты нельзя. Но за те двое суток, что мы провели в Кисловодске, я понял, какое место в российском спорте занимает мастер спорта по греко­римской и вольной борьбе Валентин Попов.

А его место в наших сердцах тоже огромно и занять его не может никто.



Последние новости

Все новости

Объявление