Капремонт требует изменений в законе

Тамара Коркина

В краевой Думе прошло расширенное совещание, на котором был обсужден волнующий большинство ставропольцев вопрос - «О ходе выполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»

Стоит, очевидно, напомнить, что региональная программа капремонта, рассчитанная на 30 лет, разбита на трехлетние планы. На заседании и шла речь о выполнении первой трехлетки - 2014-2016 годов.

О чем рассказали цифры

Вел совещание заместитель председателя комитета Думы по промышленности, энергетике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сысоев.

Он проинформировал аудиторию, что в проводимом Думой совещании помимо депутатов принимают участие представители губернатора, правительства края, министерств, краевой прокуратуры, Контрольно-счетной палаты, муниципальных органов края, управляющих компаний, подрядных организаций, общественности, СМИ.

Столь широкое представительство, подчеркнул А.Сысоев, объясняется тем, что нужно не только подвести итоги первой трехлетки, но и совместно выработать продиктованные практикой изменения в краевой Закон о капитальном ремонте № 57.

Что сделано за три года? Первый заместитель министра ЖКХ края Ольга Силюкова привела такие цифры: всего на 2014-2016 годы запланирован капитальный ремонт в 696 многоквартирных домах на общую сумму 1 миллиард 784 миллиона рублей.

В 2014 году действовала программа софинансирования «15/85». С участием средств государственной поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ, краевого, местных бюджетов и средств собственников отремонтировано 83 МКД. Из них в 39 домах ремонт выполняли ТСЖ - владельцы специальных счетов. В 44 домах ремонт провел региональный оператор.

В 2015 году капремонт был предусмотрен в 176 многоквартирных домах. Из них в двух домах, выбравших спецсчет, работы прошли в запланированные сроки.

Региональный оператор, на долю которого пришлось 174 дома, со сроками не справился.

На 2016 год был запланирован ремонт 437 МКД. Владельцы спецсчетов планы выполнили своевременно. Региональный оператор опять забуксовал.

На 11 ноября общая картина была такая: по плану 2015 года отремонтировано 94 дома, что составило 49 процентов. В 2016 году отремонтировано 185 домов, или 32 процента. План на два этих года - 611 МКД.

Сейчас в 262 многоквартирных домах ремонт продолжается. А в 19 МКД он вообще не начинался, идет повторный конкурс по отбору подрядных организаций. Повторный потому, что первоначально охотников проводить капремонт не нашлось.

Причины отставания

Одна из причин такого отставания, прозвучало на совещании, в том, что региональным оператором поздно начаты работы по составлению проектно-сметной документации. А также - по проведению конкурсных процедур для заключения договоров с подрядными организациями. В итоге было потеряно время.

Выступление генерального директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Евгения Бражникова было более оптимистичным. Он сразу уточнил: 50 отремонтированных на сегодня домов просто не приняты, процесс приемки пока идет очень трудно. Что касается звучащих иногда обвинений в том, что регоператор вовремя не оплачивает выполненные работы, то это не совсем так. Если документы вошли в Фонд - мы на другой же день их проплачиваем, подчеркнул Е. Бражников.

Он заверил участников совещания, что к концу этого года будет отремонтировано 95 процентов МКД, внесенных в первую трехлетку.

Сколько в народной казне?

Руководитель фонда дал полную картину собираемости взносов на капремонт. За 10 месяцев текущего года объем взносов составил 1 миллиард 103 миллиона рублей, это 82 процента от плановой суммы. Всего с 1 января 2015 года собрано 1 миллиард 868 миллионов рублей. Из них на спецсчетах - 410, 5 миллиона рублей.

Обстоятельный отчет по финансам вызвал в зале реплику: фонд уделяет собираемости взносов значительно больше внимания, чем самому ремонту, что, возможно, тоже стало одной из причин отставания.

Чтобы ускорить проектные работы

Разговор продолжил первый заместитель председателя краевой Думы Дмитрий Судавцов. Он сказал следующее:

- Вопросы капремонта многоквартирных домов поднимаются в Думе постоянно, мы всеми мерами стараемся помогать и Фонду, и собственникам.

В этом году фонду из краевого бюджета выделено 30 миллионов рублей, эта же цифра останется и на следующий год. Средства в такое нелегкое время выделены на то, чтобы ускорить проектные работы, с которых и начинается приведение домов в порядок. В штат Фонда зачислено 15 проектировщиков, мы надеемся, что многие существующие ныне проблемы будут решены. Губернатор дал поручение Контрольно-счетной палате проверить, как расходуются эти деньги. Дума, правительство хотят видеть результаты таких финансовых вливаний.

Дмитрий Судавцов обозначил ряд вопросов, по которым необходимы изменения в краевом законодательстве. В первую очередь, это изменение видов работ. На практике получается, что дому необходимы работы, не оговоренные законодательством.

Требует решения и такая проблема: сейчас в первую очередь ремонтируются ветхие дома, требующие больших затрат. Поскольку деньги берутся из общего котла, то возникает вопрос: в какие сроки такие дома вернут потраченные на них деньги?

Надо поделиться с муниципалитетами

Затем слово взял Юрий Белый, возглавляющий комитет по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике. Его мнение - неправильно, что ремонт идет в центральных частях края, а на окраинах люди не видят результата. Второе - значительную часть функций по капремонту надо передать муниципалитетам. А то сейчас регоператор мертвой хваткой уцепился - никому ничего не отдает. Надо также, подчеркнул Ю.Белый, сформировать реестр добросовестных подрядчиков, депутаты готовы внести изменения по этому вопросу в краевой Закон №57. А также - выступить с законодательной инициативой исключить четырехквартирные дома из программы, их люди давно содержат сами. По сути, такие дома не имеют мест общего пользования, они объединены только стенами и крышей.

Этот разговор поддержала председатель региональной общественной организации «ЖКХ Контроль» Алла Седых. Общественники побывали в поселках, жители которых не платят взносы на том основании, что сами следят за своими трех-четырехквартирными домами. Помимо платежек некоторым приходят повестки в суд, хотя не платят все. Все это создает большую социальную напряженность.

На совещании прозвучал и такой вопрос: собственники, участвующие в программе «15/85» и уплатившие немалые деньги, до сих пор не получили зачета и последующих финансовых каникул. А также - на подрядных работах в Ставрополе не действует технадзор, он очень недобросовестно относится к своим обязанностям.

Деньги одинаковые, а проценты разные

И еще один очень важный вопрос прозвучал на совещании. Поставил его ведущий мероприятие Александр Сысоев.

- «Россельхозбанк», с которым работает региональный оператор, начисляет на его средства 7,8 процента, а на средства спецсчетов - всего 3 процента. Мы вправе поставить вопрос перед банком, учитывая, что он государственный, перед федеральными структурами о равном подходе. Природа денег одинакова, почему же такие разные проценты? Мы все понимаем, что банковский процент позволит хоть как-то сохранить деньги. Каждый год идет удорожание работ по ремонту, реконструкции и строительству, люди справедливо говорят: а что будет с нашими деньгами, когда мы подойдем к капремонту? Ситуацию надо менять, надо решать вопрос о повышении процентной ставки для спецсчетов. Тем более что до 2020 года на спецсчета должны перейти 50 процентов домов.

Больше доверять УК и собственникам

С интересными предложениями выступила на совещании директор ООО «Ставропольская управляющая компания» Ирина Абрамова. По ее мнению, после прохождения капремонта по 185-му Закону накоплен опыт, которым сейчас надо воспользоваться.

- Качество работ должны контролировать управляющая компания и собственники. Здесь поднимался вопрос о том, что во время ремонта кровель нередки случаи залития квартир, сохранностью которых подрядчики не озабочены. Когда такое случилось у нас, мы потребовали устранить нарушения и отремонтировать квартиры. Потом - фонд долго готовил документацию на дома. Думаю, что эту работу должны взять на себя управляющие компании и муниципалитеты. Никто лучше их дом не знает. Проектно-сметную документацию должен делать муниципалитет, оплачивая за счет средств фонда сметчиков, проектировщиков. Как мы слышали, на эту работу их краевого бюджета выделено 30 миллионов рублей.

Непредвиденные расходы

Среди выступивших на совещании были руководители подрядных организаций - Станислав Зубаилов, генеральный директор ООО «РегионИнтерКом», Виктор Аникеев, генеральный директор ООО Проектно-строительная компания «Аксиома» и другие. Они говорили о том, что подрядчик, заходя на дом, натыкается на непредвиденные расходы, которые порой ложатся на строителей убытком. Происходит это из-за проектно-сметной документации, с которой приходится работать. Есть дома, где объемы работ не совпадают с проектом, приходится нарушать проектную стоимость.

В программу внесены турлучные дома - может, их лучше признать ветхими?

Комментарий ведущего разговор

На совещании было поднято огромное количество вопросов, затрагивающих самые разные аспекты капитального ремонта. Главные из них будут оформлены в качестве изменений в краевой Закон № 57. После совещания я попросила ведущего совещание Александра Сысоева подвести определенные итоги, прокомментировать наиболее интересные положения.

- Первое, что сегодня прозучало как вопиющая проблема, это недоработки на стадии выбора видов работ, когда составляется дефектовка по дому. Возьмем капремонт кровли. У нас на юге большие температурные колебания, обычная мягкая кровля трескается, люди просят сделать шатровую. А это уже реконструкция, которая не может финансироваться за счет взносов на капремонт. Или кровлю сделали, а там перекрытия, которые надо менять, но это тоже реконструкция. Хотя выгоднее сделать раз и надолго.

Проблемы вылезают с приходом подрядной организации. В документах не те виды работ, которые были нужны, или те виды, которые не предусмотрели особенностей дома.

- Мы просим краевое минЖКХ внести свои предложения, чтобы изменить перечень видов работ и предусмотреть и шатровую крышу, и реконструкцию сетей с учетом современных требований. Вот все это звучало сегодня. Сейчас министерство такие предложения готовит, надеюсь, они будут внесены в краевой закон.

Сегодня прозвучало и такое требование: необходимо предусмотреть механизм ответственности и возвратности средств, потраченных из общего котла на те дома, которые ремонтируются первыми.

Как сделать, чтобы ремонт был качественным и была возвратность средств? Иначе придется платить деньги из бюджета, повышать размер взноса. Сегодня его расчетная стоимость почти в два раза больше того, что мы платим.

Обследование дома, заключение, подготовка сметы, проектно-сметной документации - все должно готовиться за счет средств собственников жилых и нежилых помещений. Сегодня край выделяет средства, понимая, что надо «раскрутить» работу, что нельзя все повесить на людей, учитывая уровень доходов населения.

Или вот дом, скажем, 1856 года постройки. Если это не памятник, то зачем мы включаем его в программу, заведомо зная, что отремонтировать его невозможно?

А в целом, подводя итог совещанию и прозвучавшим на нем мнениям, ситуация с капремонтом МКД начала выправляться. Край выходит из той ситуации, которая была тревожной. Дума и прежняя, и нынешняя держит ход капремонта на постоянном контроле. И губернатор не спускает с него глаз, и прокуратура, как мы сегодня слышали. 

капремонт, Дума Ставропольского края, ЖКХ, Ставропольский край

Другие статьи в рубрике «ЖКХ»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление